Содержание и порядок выполнения опытов. Оборудование: медицинский шприц на 100–150 мл; химический стакан, вместимостью 50–100 мл

Оборудование: медицинский шприц на 100–150 мл; химический стакан, вместимостью 50–100 мл.

Реактивы: 0,005% раствор карбоната натрия (1 г химически чистого безводного карбоната натрия растворяют в 200 мл дистиллированной воде, а затем добавляют 0,5 мл 1%-го раствора фенолфталеина).

Раствор карбоната натрия хранят в хорошо закупоренном флаконе, непосредственно перед исследованием из него готовят рабочий раствор, для чего 1 мл его помещают в мерную колбу на 100 мл, доводят объем дистиллированной водой до метки и перемешивают. При определении СO2 в шприц набирают 20 мл рабочего раствора карбоната натрия, затем оттягивают поршень и засасывают исследуемый воздух. После этого шприц встряхивают в течение одной минуты. Если раствор остается розовым, то воздух выталкивают из шприца, набирают

новую порцию воздуха и опять встряхивают одну минуту. Новые порции воздуха продолжают добавлять до обесцвечивания раствора. Обычно эту операцию повторяют три–четыре раза, а затем воздух добавляют уже небольшими порциями (10–20 мл), каждый раз встряхивая шприц в течение 1мин, до обесцвечивания. Если раствор обесцвечивается менее чем за 1 мин, то опыт повторяют с меньшим количеством воздуха. Ход реакции: Na2CO3+H2O+CO2→2NaHCO3.

Учитывая объем исследуемого воздуха, потребовавшийся для обесцвечивания раствора карбоната натрия, определяют по специальной таблице содержание двуокиси углерода в воздухе.

Таблица 3. Зависимость содержания углекислого газа (%) в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005%-ного раствора соды.

Объем воздуха, мл. Концентр. СО2 (%) Объем воздуха, мл. Концентр. СО2 (%) Объем воздуха, мл. Концентр. СО2 (%)
  0,32   0,116   0,084
  0,208   0,112   0,080
  0,182   0,108   0,076
  0,156   0,104   0,070
  0,144   0,100   0,066
  0,136   0,096   0,060
  0,128   0,092   0,056
  0,120   0,088   0,052

Ход работы:

Опыт № 1. Измерение уровня СО2 в кабинете химии.

1. Пройти в помещение.

2. В шприц набирать 20 мл рабочего раствора карбоната натрия, затем оттянуть поршень и засосать исследуемый воздух помещения. После этого шприц встряхивают в течение 1 минуты. Если раствор остается розовым, то воздух выталкивают из шприца, набирают новую порцию воздуха и опять встряхивают 1 минуту. Новые порции воздуха продолжают добавлять до обесцвечивания раствора.

3. Подсчитать набранное количество воздуха.

4. Определить по таб. 3 содержание СО2 в воздухе.

5. Измерения занести в таб. 4.

Опыт № 2. Измерение уровня СО2 в кабинете.

Повторить опыт №1 в кабинетах колледжа.

Таблица 4. Концентрация углекислого газа (%) в помещениях в течение урока.

Кабинеты Концентр. СО2 (%)
Рекреация (1 этаж)
Рекреация (3 этаж)
Кабинет химии
Спортзал
 

Общие выводы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Каков состав атмосферного воздуха?

2. Чем загрязняется воздух?

3. Чем различаются вдыхаемый и выдыхаемый воздух?

4. В результате чего образуется углекислый газ?

5. В чем заключается гигиеническое значение углекислого газа?

6. Какова гигиеническая норма содержания углекислого газа в воздухе?

7. В чём выражаются негативные физиологические проявления при повышенной концентрации углекислого газа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: