Оборудование: медицинский шприц на 100–150 мл; химический стакан, вместимостью 50–100 мл.
Реактивы: 0,005% раствор карбоната натрия (1 г химически чистого безводного карбоната натрия растворяют в 200 мл дистиллированной воде, а затем добавляют 0,5 мл 1%-го раствора фенолфталеина).
Раствор карбоната натрия хранят в хорошо закупоренном флаконе, непосредственно перед исследованием из него готовят рабочий раствор, для чего 1 мл его помещают в мерную колбу на 100 мл, доводят объем дистиллированной водой до метки и перемешивают. При определении СO2 в шприц набирают 20 мл рабочего раствора карбоната натрия, затем оттягивают поршень и засасывают исследуемый воздух. После этого шприц встряхивают в течение одной минуты. Если раствор остается розовым, то воздух выталкивают из шприца, набирают
новую порцию воздуха и опять встряхивают одну минуту. Новые порции воздуха продолжают добавлять до обесцвечивания раствора. Обычно эту операцию повторяют три–четыре раза, а затем воздух добавляют уже небольшими порциями (10–20 мл), каждый раз встряхивая шприц в течение 1мин, до обесцвечивания. Если раствор обесцвечивается менее чем за 1 мин, то опыт повторяют с меньшим количеством воздуха. Ход реакции: Na2CO3+H2O+CO2→2NaHCO3.
Учитывая объем исследуемого воздуха, потребовавшийся для обесцвечивания раствора карбоната натрия, определяют по специальной таблице содержание двуокиси углерода в воздухе.
Таблица 3. Зависимость содержания углекислого газа (%) в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005%-ного раствора соды.
Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) | Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) | Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) |
0,32 | 0,116 | 0,084 | |||
0,208 | 0,112 | 0,080 | |||
0,182 | 0,108 | 0,076 | |||
0,156 | 0,104 | 0,070 | |||
0,144 | 0,100 | 0,066 | |||
0,136 | 0,096 | 0,060 | |||
0,128 | 0,092 | 0,056 | |||
0,120 | 0,088 | 0,052 |
Ход работы:
Опыт № 1. Измерение уровня СО2 в кабинете химии.
1. Пройти в помещение.
2. В шприц набирать 20 мл рабочего раствора карбоната натрия, затем оттянуть поршень и засосать исследуемый воздух помещения. После этого шприц встряхивают в течение 1 минуты. Если раствор остается розовым, то воздух выталкивают из шприца, набирают новую порцию воздуха и опять встряхивают 1 минуту. Новые порции воздуха продолжают добавлять до обесцвечивания раствора.
3. Подсчитать набранное количество воздуха.
4. Определить по таб. 3 содержание СО2 в воздухе.
5. Измерения занести в таб. 4.
Опыт № 2. Измерение уровня СО2 в кабинете.
Повторить опыт №1 в кабинетах колледжа.
Таблица 4. Концентрация углекислого газа (%) в помещениях в течение урока.
Кабинеты | Концентр. СО2 (%) |
Рекреация (1 этаж) | |
Рекреация (3 этаж) | |
Кабинет химии | |
Спортзал | |
Общие выводы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
1. Каков состав атмосферного воздуха?
2. Чем загрязняется воздух?
3. Чем различаются вдыхаемый и выдыхаемый воздух?
4. В результате чего образуется углекислый газ?
5. В чем заключается гигиеническое значение углекислого газа?
6. Какова гигиеническая норма содержания углекислого газа в воздухе?
7. В чём выражаются негативные физиологические проявления при повышенной концентрации углекислого газа?