Расчет безубыточного изменения объема продаж определяет критическое значение продаж, оправдывающее изменение цены. В задачу отдела маркетинга при этом входит оценка реально возможного изменения продаж. Поскольку объем продаж определяется уровнем спроса на продукт, который в свою очередь зависит от множества факторов, то оценки маркетологов всегда носят вероятностный характер. Следовательно, практически любое ценовое решение сопряжено с риском, который заключается в вариации прибыли компании вследствие изменения цены. Этот риск обязательно следует учитывать при принятии ценовых решений.
Наиболее простым способом оценки риска в данном случае является составление таблицы возможных финансовых последствий изменения цены и построение графика безубыточности. В их основе лежит сценарный подход, который предполагает расчет прибыли компании после изменения цены при разных возможных вариантах объема продаж и затрат.
Пример. Построим таблицу возможных финансовых последствий изменения цены компанией «Альбатрос». Чтобы оценить, какой риск сопряжен с изменением цены, нужно проанализировать разброс отклонений будущей предельной прибыли от текущего уровня при разных фактических размерах объема продаж (табл. 2). Предположим также, что изменение цены требует дополнительных постоянных затрат в размере 500 руб., причем, если снижение цены вызовет рост объема продаж на 35% (1750 ед.) и выше, то дополнительные постоянные затраты составят 1000 руб.
Данные табл. 2. показывают, что с учетом дополнительных постоянных затрат безубыточное изменение объема продаж составляет 27,5% (сценарий 8). При этом если фактическое увеличение объема продаж составит только 10%, то компания потеряет 3500 руб. прибыли от продаж, а если продажи вообще неувеличатся, то снижение прибыли достигнет 5500 руб.
Таблица 2
Финансовые последствия 10%-го изменения цены компанией Альбатрос при различных сценариях изменения объема продаж и постоянных затрат
Сценарии | Изменение фактического объема продаж, % | Изменение фактического объема продаж, ед. | Изменение предельной прибыли при текущих постоянных затратах | Дополнительные постоянные затраты | Изменение прибыли от продаж ⃰ |
0,0 | -5000 | -5500 | |||
10,0 | -3000 | -3500 | |||
15,0 | -2000 | -2500 | |||
20,0 | -1000 | -1500 | |||
23,0 | -400 | -900 | |||
25,0 | -500 | ||||
27,0 | -100 | ||||
27,5 | |||||
30,0 | |||||
35,0 | |||||
40,0 | |||||
50,0 |
⃰ Изменение прибыли от продаж равно изменению предельной прибыли при текущих постоянных затратах за минусом дополнительных постоянных затрат
Чем сильнее с уменьшением фактического прироста (увеличением фактического падения) объема продаж сокращается предельная прибыль по сравнению с текущим уровнем, тем с большим риском сопряжено данное ценовое решение. Часто эту взаимосвязь между изменением предельной прибыли, уровня продаж и постоянных затрат, сопряженных с ценовым решением, проще проследить на графике безубыточности (рис. 3).
Рис. 3. График безубыточности при 10%-м снижении цены на продукт
(на примере компании «Альбатрос»)
По горизонтальной оси на графике отображены изменения физического объема продаж, по вертикальной – изменения необходимых стоимостных показателей (постоянных затрат, предельной прибыли и прибыли от продаж). Изменение предельной прибыли при текущих постоянных затратах отображается на графике прямой линией. Вертикальная разница между точками на этой линии и на линии дополнительных постоянных затрат показывает изменение прибыли компании в результате изменения цены при разных уровнях фактического объема продаж. Чем больше угол наклона линии изменения предельной прибыли, тем больший риск несет в себе данное ценовое решение.