Ходовое оборудование экскаваторов. Общие сведения

Ходовое оборудование горной машины – это устройство для ее перемещения и устойчивого опирания на грунтовое основание во время работы. В зависимости от условий работы и назначения горной машины применяют следующие виды ходового оборудования: колесное (на пневматиках или рельсовое), гусеничное, шагающее, шагающе-рельсовое и плавучее.

Требования, предъявляемые к ходовому оборудованию горных машин цикличного и непрерывного действия: достаточные сила тяги, скорость передвижения и маневренность, способность преодолевать заданные подъемы и уклоны, небольшая масса при обеспечении заданных давлений на основание (средних и максимальных), устойчивость машины при всех возможных изменениях положения ее центра тяжести и отсутствие больших динамических нагрузок в конструкции всей машины при передвижении, малые сопротивления при передвижении, минимальное число быстроизнашивающихся элементов, удобство в эксплуатации и долговечность.

Пневмоколесное ходовое оборудование обеспечивает высокие скорости передвижения (до 70 км/ч) и маневренность, имеет небольшую массу, малое сопротивление передвижению, простую конструкцию и универсальность. Однако, быстрый износ пневматических шин в условиях карьеров, высокие стоимость (20÷40% от стоимости машины) и давления на основание, а также ограниченность нагрузки на колесо, определяют область их применения преимущественно в классе выемочно-транспортирующих машин.

Рельсовое ходовое оборудование обеспечивает низкое сопротивление перемещению, плавность, высокую скорость, направленность движения при перемещении машины, малый износ и высокую долговечность его элементов. Его недостатки – необходимость и сложность переноса железнодорожных путей, малая маневренность, ограниченность нагрузки на колесо, не превышающей 0,25 МН, значительные линейные размеры ходовой части, малые величины коэффициентов сцепления колес с рельсами и преодолеваемых уклонов (до 6°) – ограничивают область его применения, главным образом на цепных многоковшовых экскаваторах, работающих с транспортно-отвальными мостами, отвалообразователями и абзетцерами.

Шагающее ходовое оборудование обеспечивает низкие давления на основание (~ 0,1 МПа), небольшую массу (10÷12% массы машины), высокие маневренность и устойчивость машины на базе при работе. Его недостатки – цикличность и малая скорость передвижения, необходимость подъема машины при шагани, а также волочение передней части базы по опорной поверхности, сопровождающеесясмятием грунта и высокимизатратами мощности, что ограничивает область применения шагающего хода на драглайнах и отвалообразователях, работающих на поверхностях (грунтах) с относительно низкой несущей способностью.

Гусеничное ходовое оборудование обладает высокой устойчивостью (особенно у многогусеничных машин), способностью преодолевать большие уклоны (до 23°), высокой проходимостью, малыми давлениями на основание, универсальностью. Его недостатки – большая масса (с нижней рамой до 50% общей массы машины), высокое потребное тяговое усилие, достигающее 30÷40% веса экскаватора, сложность устройства и быстрый износ ходовых элементов, относительно невысокая маневренность у многогусеничных машин.

Гусеничный ход применяется на всех типах выемочных и выемочно-транспортирующих машин (кроме мощных драглайнов), не требующих больших и частых перемещений с высокой скоростью.

Шагающе-рельсовое ходовое оборудование обладает высокой маневренностью, возможностью дозированного перемещения машины с высокой скоростью и плавностью, малыми давлениями на опорную поверхность, сопротивлениями при перемещении и низким износом элементов и деталей, высокой устойчивостью при работе на базе. Его недостатки – большая масса (с нижней рамой до 50% общей массы машины), необходимость подъема машины при шагани, цикличность шагания.

Шагающе-рельсовое ходовое оборудование применяется на мощных роторных экскаваторах и отвалообразователях при работе на грунтах со слабой несущей способностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: