Цепной экскаватор

Многоковшовый цепной экскаватор (рис. 9.6) зачерпывает горную массу ковшами 1, укрепленными на бесконечной цепи, двигающейся по ковшовой раме 2, и приводимой в движение приводной звездочкой 3. Двигаясь по забою снизу вверх, ковши заполняются горной породой и транспортируют ее по приемному желобу 4 к приводной звездочке, где они опрокидываются. Порода высыпается в бункер или на приемные промежуточные конвейеры, откуда она через погрузочные устройства поступает в вагоны или на магистральный конвейер.

Рис 4.6. Конструктивные схемы многоковшовых экскаваторов:

а – с гусеничным ходовым оборудованием; б – с рельсовым ходовым оборудованием

Исполнительный орган при отделении стружки от массива движется в горизонтальной и вертикальной плоскостях (рис. 9.6, а). Основные рабочие движения – прямолинейное движение ковша в плоскости рисунка, определяемое скоростью резания Vр, и поперечная подача ковшовой рамы Vх (в плоскости перпендикулярной к плоскости рисунка т. е. это транспортная скорость экскаватора, если он работает поперечным черпанием). Цепные экскаваторы поперечного черпания различают:

• по взаимному расположению экскаватора и забоя – экскаваторы нижнего черпания (забой расположен ниже уровня передвижения экскаватора) и экскаваторы верхнего черпания (забой выше уровня передвижения экскаватора). У современных моделей экскаваторов рабочее оборудование легко перестраивается с верхнего черпания на нижнее и наоборот, поворотом звеньев ковшовой рамы. Разработка забоя верхним черпанием менее энергоемка. Однако, для верхнего черпания в большинстве случаев более рационально применять роторные экскаваторы;

• по конструкции рабочего оборудования: с жестко направленной ковшовой цепью; со свободно провисающей нижней ветвью ковшовой цепи и комбинированные;

• по способу подачи рабочего оборудования в забой – веерного или параллельного черпания. При параллельном черпании снимаетсястружка одинаковой толщины t по всей длине забоя (ковшовой рамы); а при веерном черпании – стружка треугольногопоперечного сечения с максимальной толщиной у конца ковшовой рамы и минимальной – вблизи экскаватора:

• по конструкции разгрузочных устройств – с центральным разгрузочным бункером и непосредственной погрузкой на транспорт (рис. 4.6, б) и с консольными ленточными разгрузочными конвейерами (рис. 4.6, а). Разгрузочные консоли устанавливают, в основном, на гусеничных машинах. У экскаваторов с рельсовым ходом подвижный состав, как правило, пропускают под корпусом машины через портал, на котором установлены бункеры и погрузочные устройства. Экскаваторы называют однопортальными, если под ними проходит один железнодорожный транспортный путь, и двухпортальными – если два пути (см. рис. 4.6, б). Одной из существенных особенностей работы крупных многоковшовых экскаваторов (при условии отгрузки горной массы на железнодорожный транспорт) является то, что во время работы по специальной рельсовой колее движется сам экскаватор, а не загружаемый им, железнодорожный состав;

• по способу связи рабочего оборудования с ходовой тележкой – неповоротные и поворотные. У первых рабочее оборудование жестко связано в горизонтальной плоскости с корпусом и ходовой частью, в связи, с чем движение экскаватора строго ориентировано относительно плоскости ковшовой рамы. У вторых – верхняя платформа с рабочим оборудованием может поворачиваться относительно ходового оборудования горизонтальной плоскости на некоторый угол или 360°.

• по ходовому оборудованию – с рельсовым, гусеничным, и шагающим (с внутренним опорным башмаком) ходом. Современные цепные экскаваторы изготовляют на гусеничном или реже, на рельсовом ходу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: