Институт как социальная организация

Социология рассматривает институты не только как взаимосвязанную систему ролей, но также в терминах формальной и неформальной организации. В зарубеж­ной и отечественной литературе установилась проч­ная традиция понимать социальный институт, помимо всего прочего, еще и как социальную организацию.

Социальная организация это такой способ со­вместной деятельности людей, при котором она при­нимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Слово «организация» пришло к нам из французс­кого языка, куда в свою очередь попало из латинского; organize — придаю стройный вид, устраиваю. Соци­альная организация — это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвя­занных между собой для достижения результатов, ко­торые недоступны разрозненным индивидам. Соци­альная организация — структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достиже­ния общей цели. Это формулировки западных специлистов (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден)

Социальный институт механизм или совокупность учреждения, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одную и ту же функцию — образование. Они создают единый социальный институт. Другая совокупность учреждений — заводы, банки, биржи, рынки и др., объединены экономической функцией и составляют институт производства.

Разумеется, каждый элемент, входящий в один институт и представленный учреждением, можно, в свою очередь, также считать институтом. Так, к инсти­тутам относят рынок, биржу, школу, церковь и т. д. В этом случае они получают двойное наименование, т. е. могут называться социальными институтами и соци­альными организациями.

Но это никак не механическая совокупность эле­ментов. Стоит приглядеться к любому учреждению, или лучше — социальной организации, — как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат сотрудников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.

Под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоорди­нированной, отлаженной. У организации есть свое

название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно под организацией мы понимаем учреждения, банки, предприятия, универ­ситеты, магазины. Примерами социальной организации служат также семья, политическая партия, преступная группа, правительство, симфонический оркестр, фут­больная команда, клуб по интересам, совет учредителей. Часто организацию уподобляют работающему ме­ханизму, который трудится по однажды заведенному ритму и в котором все шестеренки очень точно пригна­ны друг к дружке. Такая модель организации получила название механической системы. Основным эле­ментом таких систем являются шестеренки. Шесте­ренки могут отличаться размером. Все предопределе­но жесткой организацией. Четкое разделение труда. Наличие одной пружины, которая вынуждает вращать­ся всю систему.

Организации свойственна также иерархия вер­тикальное расположение людей по рангам, и управление механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван вы­полнять. Такая система называется административной, или целевой.

Целевая структура система официальных отношений, определенных предписаниями, инструк­циями, правилами, законами, распоряжениями, тех­ническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя:

распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структу­ра и способы их действия оформлены положениями, инст­рукциями и другими официальными документами);

субординацию должностей (вертикальная специализа­ция) — объем и меру ответственности в принятии реше­ний на разных уровнях;

• систему коммуникации, т. е. средства и каналы передачи информации, которая движется «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий), «снизу вверх» (отче­ты подчиненных) и по горизонтали (консультация и об­мен мнениями равных по рангу).

Все функции и обязанности, которые должен вы­полнять сотрудник в организации, записываются в его должностную инструкцию.

Организационные структуры имеют давнюю ис­торию. Первые структуры появились в армии еще до нашей эры. Организационную пирамиду с самого об­разования имела церковь. И такой управленческий термин, как «иерархия», пришел к нам из церкви. В православной церковной иерархии существуют 3 сту­пени: епископство, священство и диаконство. Священ­нослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные — к белому.

Принять высокий сан епископа могут только пред­ставители черного духовенства. Внутри каждой ступени все священнослужители равны между собой по благодати. Например, патриарх равен епископу и яв­ляется лишь первым среди равных.

Иерархия ив обществе, и в организации — представляет систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируют­ся и подчиняются верхним. Лица, облеченные наиболь­шими официальными полномочиями, занимают верх­ние ступеньки. В государстве это президент, король, император, в организации —директор, главный управ­ляющий, председатель совета.

Каждый исполнитель имеет не только четко пред­писанный круг должностных обязанностей, но и назва­ние своей должности, например, бригадир, секретар­ша, инженер, токарь 6-го разряда, начальник отдела кадров. Если рассматривать общество в качестве орга­низации, то и здесь существуют свои названия долж­ностей. Раньше они именовались титулами.

В социологии институт понимают как формальную организацию, т. е. структурированную систему ролей, которая руководствуется в своей деятельности уставом, сводом правил и приказов, издаваемых высшими орга­нами власти (правительством, директором, ректором). Основой структуры института как формальной орга­низации выступает организационная карта с расписан­ными за каждым отделом функциями, и штатное рас­писание. Формальная организация выстроенная от низших к высшим линия, порядок, иерархия статусов.

Таким образом, социальная организация — это со­вокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В соци­альной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуника­ции. Кроме того, социальная организация — это и целевая группа, т. е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным об­разом.

Общество немыслимо без социальной организа­ции — банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы и т. д. У социальной организации есть свои название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников, головной офис, уни­форма и даже служебная машина для руководителя.

Однако главное, что привлекает к социальной орга­низации внимание социологов, — это наличие в ней социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отно­шений и взаимодействия, куда обязательно надо вклю­чить виды, типы и формы власти, лидерство, престиж, служебную карьеру, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т. п. Крупная социальная орга­низация в миниатюре напоминает общество, ибо в первой мы найдем все то, что существует во втором. Разница лишь в масштабе: общественная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная — из малых: выс­шая администрация, линейные руководители, штабные руководители, супервайзеры (низшие управленческие чины) и так называемые индивидуальные контрибьютеры — служащие и рабочие, не имеющие никого в подчинении.

Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфе­ре, а также систему конкретных законов, управленчес­ких решений и практических мероприятий.

Это вполне зримые объекты — здания, мосты, за­воды, персонал, жилые квартиры, оборудование, — в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т. п.

По мнению Дж. Бизанц и М. Бизанц, структура института как социальной организации включает следующие составные части:

• персонал;

• инструменты или оборудование;

• нормы и инструкции, описывающие то, как ими пользо­ваться.

Медицина существует ради лечения больных и заботы о здоровье людей. В качестве института она включает специально подготовленный персонал: вра­чи, медсестры, администрация госпиталя и т. д. Госпи­таль снабжен соответствующими оборудованием и техникой, одеждой, символикой, литературой, а мед­персонал использует особый профессиональный жар­гон. Кроме того, среди медиков сложилась особая суб­культура со своими обычаями, традициями и нормами. Студенты-медики обучаются в вузе не только техни­ческим знаниям и навыкам, но также особому этичес­кому кодексу поведения. Они дают клятву служить людям, нуждающимся в их помощи.

У каждого института со временем появляются свои символы: для государства это флаг или герб, для цер­кви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема выпускника, для предприятия — торговая марка. Национальные мелодии, государственные гим­ны, студенческие песни, свадебный марш также могут выступать в роли символов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: