Для того, чтобы побудить шимпанзе к более или менее разнообразному употреблению окружающих вещей, не нужно специальной обстановки опыта. Его подвижные, сильные и большие руки являются естественными посредниками между ним и предметом, к тому же он достигает определенных, необходимых для этого размеров силы и овладения собственными членами в его более раннем возрасте, чем человеческое дитя. Хотя его нога в дальнейшем вовсе не является «задней рукой», все же она может участвовать в страховании, в то время как нога человека, по крайней мере, европейца, ни в какой степени не может помочь в этом случае, а очень крепкие челюсти шимпанзе все еще оказывают ему техническую помощь в том виде, как это встречается у африканских племен, которые, хотя и прибегают к ней гораздо чаще, чем мы, однако, едва ли в такой мере, как шимпанзе; я не знаю, имело ли это место некогда также и у примитивов.
Если животные, за которыми здесь велись наблюдения, пользуются этими посредниками, действительно, для вполне развитого оперирования предметами, то вряд ли можно сказать, чтобы в этом отношении неволя создавала совершенно неправильное представление: вещи, которые имеются здесь в распоря-
'Срав. к этой главе статью «К психологии шимпанзе» («Psychologische Forschung» 1,1921).
жении шимпанзе, едва ли разнообразнее, чем те, которые встречаются в лесах Камеруна; лоскуток платка и лист дерева, осколок зеркала и дождевая лужа употребляются настолько одинаково по своей функции, что наличие отдельных произведений рук человека в данном окружении должно было играть очень незначительную роль.
Скорее, могло бы еще повлиять на увеличение оперирования вещами узко ограниченное пространство, непреодолимая скука, а с другой стороны—отсутствие необходимости много ходить и соответствующего этому утомления. Во всяком случае, шимпанзе даже на эти благоприятные условия будет реагировать лишь соответственно его резко выраженной природе. Как основной вывод из вполне достаточного общения с животными, я должен установить следующее: побудить шимпанзе к чему-либо — какой-нибудь деятельности, привычке к отказу чего-нибудь, к оперированию вещами и т. п., — что им чуждо и что не представляет собой естественной реакции шимпанзе при данных обстоятельствах, может удастся (при помощи побоев или как-либо иначе) на срок циркового представления; но привить шимпанзе чуждые его природе свойства в такой степени, что бы он впредь выявил их как свои собственные, кажется мне чрезвычайно трудной, даже почти невозможной задачей. Я был бы весьма удивлен, если бы нашелся педагогический талант, который все же справился бы с подобной задачей.
Приходится всегда изумляться, адовольно часто и сердиться, когда видишь, как даже у умного в остальном доступного для воздействия животного этого вида всякая попытка перевоспитания оказывается совершенно безрезультатной из-за его биологических свойств.
Если временно склонить шимпанзе к какому-либо образу действий, который не вполне согласуется с этими свойствами, то очень скоро понадобится принуждение для того, чтобы он сохранил этот образ действий; при этом не только достаточно самого незначительного уменьшения принуждения для того, чтобы животное наверное вернулось к своему обычному типу, но и в это время самого принуждения приходится наблюдать поведение, неприятно поражающее своей вынужденностью и совершенно безразличное по отношению к тому, что требуется. Поэтому необходимо всячески остерегаться делать какие-либо выводы на основании тех бессмыслиц, которые совершают шимпанзе на
сцене в процессе вынужденного образа действий1.
Если дело идет о том, чтобы кроме употребления орудий, происходящего во время опыта, описать также оперирование вещами, как оно наблюдается повседневно, то, право, нет оснований для беспокойства. Пусть животные имеют возможность делать то или другое, к чему они фактически не прибегают в Африке, все же мы всегда наблюдаем шимпанзе, а не какой-либо искусственный продукт, поскольку не имеет места сильное принуждение; само собой разумеется, ничего из описанного ниже не относится за счет какого-либо принуждения, применяемого человеком; даже тогда, когда животные не подозревают, что за ними вообще ведется наблюдение, они ведут себя точно также2.
В настоящей работе мы не можем говорить об ограниченном отрезке времени, но должны описывать оперирование вещами, как оно вообще наблюдалось в течение более чем двух лет3; у шимпанзе в этом отношении существуют моды, и поэтому рассмотрение отдельных периодов не может дать полной картины.
Оперирование вещами, наблюдаемое обычно у шимпанзе, принадлежит почти сплошь к рубрике «игра». Если когда-нибудь какая-либо специальная форма поведения, употребление орудий и тому подобное возникает из «необходимости», диктуемой ситуацией опыта, то можно быть уверенным, что новая форма поведения вскоре опять будет найдена в игре, где она непосредственно не имеет значения хотя бы минимальной «выгоды», но лишь знаменует собой повышенную радость жизни. И обратно, та или другая из многих игр, которые шимпанзе затевает с предметами, может легко привести к большой практической пользе. Мы начинаем с игры, которая в значительной мере обладает этим качеством, высоко ценимым европейцами и уже гораздо менее ценимым туземцами.
Прыганье с палкой (Springstockverfahren) было введено Султаном, а Рана, по всей вероятности, раньше других переняла это: животные ставят на землю палку, длинную жердь или доску в отвесно или несколько наклонном положении, затем проворно,
■Я вспоминаю, что раньше находил в литературе подобные выводы. 2Часто даже значительно более интересно. 31916 г. добавил еще много нового к этой главе.
насколько это возможно, влезают, быстро подтягиваясь в то же время руками, вверх по палке на некоторую высоту и, не оставляя палки, достигают чего-нибудь или прыгают с нее вверх — в сторону или наискось — как раз в этот момент, когда палка должна упасть. Прыгая, животные попадают в одних случаях на землю, в других случаях на какой-либо прочно стоящий предмет решетку, балку, сук дерева и т. п., пролетая иногда на очень значительной высоте над землей. Прежде всего, мы имеем дело со случаями, в которых прыжок ни в какой мере не вызывается внешними требованиями и где гораздо удобнее было бы обойтись ходьбой или лазаньем; место, куда попадает обезьяна в результате прыжка, также обычно совершенно не представляет особых преимуществ, и когда видишь, что акт повторяется много раз на любых местах, убеждаешься, что дело идет о прыганий как таковом, подобно тому, как у детей дело идет, например, о ходьбе на ходулях как таковой.
Из этого, однако, очень скоро возникло правильное употребление орудия: Султан должен был (23. I. 14) во время опыта достигнуть, пользуясь непрямым путем, на этот раз слишком высоко подвешенной цели, но совсем не пришел к тому решению, которого от него ожидали. Он много раз безрезультатно прыгал с земли вверх, потом схватил жердь, лежавшую поблизости, поднял ее, как бы для того, чтобы сбить ею цель, однако тотчас же после этого поставил ее одним концом на землю под целью и много раз проделал влезание с прыжком, описанной выше. Его поведение при этом носило отпечаток в одно и то же время игры и недостатка энергии: «В действительности ведь это так не делают» и на самом деле у него ничего не вышло. В следующий раз (3. II.) он был решительнее и счастливее; он подошел к прочной доске, которая была настолько тяжела, что как раз была пригодна для его операции, установил ее под целью и проделал влезание с прыжком. Три присутствовавших при этом наблюдателя считали невозможным, чтобы он таким путем достиг цели, и, действительно, доска три раза падала слишком рано, прежде чем намерение могло бы осуществиться, но на четвертый раз он забрался достаточно высоко и во время прыжка сорвал цель.
Постепенно жердь, употребляемая для прыгания, вошла в Употребление также у Грандэ, Терцеры, Хики и даже у тяжелой, неповоротливой Чего; однако, они употребляли ее, смотря по гимнастической одаренности, с неодинаковым искусством и со
столь же различным успехом. Некоторое время спустя никто не мог конкурировать в этом с Хикой: она прыгала, пользуясь маленькими короткими палками и досками, а позднее с жердью длиною более двух метров, когда удавалось где-нибудь оторвать ее, и теперь уже могла достать все, что было подвешено не выше трех метров (следует обратить внимание на то, что палки стоят только на земле и удалены от дома, стоящего на заднем плане, на несколько метров). Позднее, когда я захотел увидеть, насколько велики ее способности, и заготовил бамбуковую палку длиною более четырех метров, она овладела и этим орудием с неменьшим совершенством и, влезая с невероятной быстротой, достигала высоты, большей чем четыре метра, всегда прежде чем палка успевала упасть. Рост стоя самой Хики тогда не достигал одного метра. Днем в течение продолжительного времени мы намеренно удалили ее от бамбуковой палки; когдаХика вечером пришла на площадку для игр, где лежала палка, она, собственно, должна была есть; однако, несмотря на запрещение, она прервала это безусловно важное для нее занятие, чтобы наспех проделать прыжок с излюбленной палкой — «просто так».
Само собой разумеется, что этот трюк возможен лишь благодаря большому опыту в том, как следует установить палку и управлять собственным телом, чтобы во время поспешного влезания не нарушить слишком рано неустойчивого равновесия; этот опыт надо представлять себе также как опыт человека-гимнаста: у Хики также «есть особое чувство». Неприятным в этом образе действий является, очевидно, чрезвычайно сильный удар при падении с высоты нередко 5 м на совершенно плотно утрамбованную землю; Хика часто вслед за этим осматривает и ощупывает части своего тела, которым прежде всего досталось, а иногда медленно отходит от места падения; однако, благодаря ее столь же бесподобному искусству падать, она еще никогда не причиняла себе каких-либо повреждений.
Разумеется, выполнение этого действия также не является нив малейшей степени «результатом дрессировки»; мое содействие заключается в том, что я достал длинную бамбуковую палку, и больше ни в чем; животные ввели этот образ действий самостоятельно, усовершенствовавшись в нем и по своей инициативе применяли его в качестве одного из способов разрешения задачи в «опытах». Если этот образ действий в один прекрасный день
надоедал им, я абсолютно ничего не мог предпринять против этого, разве только подарить Хике еще более длинную бамбуковую палку.
Даже подражание человеку в этом случае исключено, так как если акробатам также приходится применять подобный образ действий, то все же на Тенерифе не было никого, кто мог бы проделать нечто подобное; а прыгание в вышину с палкой людей-гимнастов представляет собой, как известно, действие совершенно другого рода, которое к тому же здесь, в окружающей животных обстановке, совершенно не встречается.
Новейшая модификация, возникшая с тех пор, как животных пришлось поместить на более ограниченной площадке с низкой, но очень крепкой проволочной крышей, заключается в том, что они, как и прежде, влезая на палку, прыгают с нее теперь прямо вверхдо самой крыши, схватываются за нее и, не отпуская палки, садятся на нее, как на конторский стул фантастических размеров. В дальнейшем само собой получается, что животное может карабкаться по крыше и ногами тащит за собой свой «стул», причем шимпанзе почти не перестает сидеть на нем; однако, эта игра наблюдается не очень часто.
Если оружие на одном конце толще, чем на другом, и благодаря этому тяжесть распределена неравномерно, человек поставил бы на землю, во всяком случае, более толстый и тяжелый конец. Даже у Хики не совсем ясно, принимает ли она во внимание это обстоятельство. Если в большинстве случаев она действительно ставит на землю более тяжелый конец, то наблюдается также и обратное, причем возможно, что она вообще приводит палку в более выгодное положение потому, что это, естественно, легче достигается. Если разница в тяжести одного и другого конца незначительна, то шимпанзе наверно не замечает ее; если мы видим, что, несмотря на неправильную (на наш взгляд) постановку жерди, шимпанзе все же с легкостью осуществляет прыжок, то мы склонны считать ошибку несущественной; Дальнейшее убедит нас в том, что это — ошибка принципиального порядка.
Рана производит иногда неблагоприятное впечатление, когда она готовится к прыжку на сколько-нибудь значительную высоту, а палка слишком коротка. Другие животные при этом
взглянули бы вверх и затем отбросили бы жердь или, по крайней мере, еще попробовали бы и затем оставили бы попытки. Рана ставит палку на один конец, делает приготовления к тому, чтобы лезть кверху, затем оставляет их, переворачивает палку, как будто от этого она может сделаться длиннее, поднимает ногу и опять опускает ее, опять переворачивает палку и т. д. еще раз за разом — получается картина путаницы; конечный результат, как правило, заключается втом, что она садится, медленно выпускает палку и с тупым выражением лица оглядывается вокруг.
Собака, как животный вид, конечно, по одаренности заметно отличается от шимпанзе; но если шимпанзе вместе с высокой степенью развития достиг, соответственно, значительных индивидуальных различий, то вместе с тем, природа дала возможность отдельным экземплярам этого вида делать ужасающе глупое лицо. Собака никогда не будет выглядеть так специфически глупой; ее лицо всегда остается сравнительно «нейтральным», но оно также никогда не достигает и того осмысленного выражения, которое нередко можно наблюдать у одаренных шимпанзе. Рана все время обращает на себя внимание своей глупостью, потому что она еще, к несчастью, очень старательно и всегда усердно выставляет себя, в то время как Терцере, очень редко участвующей вопыте, в течение многихлетудалось, до некоторой степени, остаться загадочной фигурой. Заслуживает большого внимания то, что Рана (кроме маленького Консула, которого она усыновила, пока он жил) не могла найти истинных товарищей по играм; также и ее сотоварищи не могли ничего затеять с ней, а Чего обращалась с несчастной просто как с тупоумным клоуном.
Палка представляет собой род универсального инструмента шимпанзе; почти во всех жизненных положениях можно что-нибудь сделать с ее помощью. После того, как она была впервые применена и употребление ее сделалось общим достоянием, ее функции месяц от месяца становились все более разнообразными.
Все, что находилось по ту сторону решетки, было недосягаемо для руки и привлекало к себе внимание, животные подтаскивали—как в опыте — палками, проволоками или соломинами. Когда проходило время дождей, с площадки для игр исчезал наиболее любимый зеленый корм, аснаружи проволочной сетки еще оставалась зелень, тогда через петли сетки просовывалась палка, которая наружным концом прижимала куст к решетке, так
что свободная рука могла схватить зеленые ростки; в этом занятии проходили часы. Но проволочная сетка была стара и, благодаря усердной работе с палкой, которая прижималась наискось, вскоре несколько петель оказались разорванными, так что рука, покрытая твердой кожей, могла проникнуть в отверстие и сильным движением прорватьдыру, достаточно большую для того, чтобы сквозь нее мог пролезть шимпанзе, Животные в течение продолжительного времени ничем не давали знать, чтобы их неволя была им неприятна, но после этого открытия они сумели высоко оценить вылазки; правда, они, по большей части, не работали с самого началадля этой цели, но кактолько появлялась небольшая дыра, уже по подозрительному сборищу животных на одном месте и активному присоединению все новых сообщников у того же самого места решетки можно было издали узнать, что дело не идет больше о зелени. Хотя мы не заставали их достаточно часто на месте преступления, тем не менее, можно было вполне заключить о ходе дела по тому, что после удавшегося бегства у прорванной сетки еще оставалась прислоненной железная или деревянная палка1.
Совершенно подобным же образом функция палки получает дальнейшее развитие в следующем случае. Яма, вбиравшая сточную воду от очистки стойл животных, была закрыта крепкой деревянной крышкой с железными засовами, однако, оставались пазы и щели, и вот у животных появилась настоящая страсть сидеть у ямы с палками и соломинами, обмакивать их и слизывать затем грязные капли. Разумеется, гораздо проще было бы совсем удалить крышку, и действительно, по какой-то причине — возможно потому, что крышка двигается от прикосновения руки, или же потому, что ситуация особенно легко схватывается, это препятствие с самого начала легко удалялось, сперва рукой, которой шимпанзе выламывали железный засов вместе с его цементным ложем, а позднее, когда мы вводили все новые и новые более прочные конструкции—палкой, которая прежде служила только ложкой, а теперь снискала материнскую любовь в качестве рычага. Шимпанзе пользуется рычагом также, как и человек.') Конечно, ни одна обезьяна никогда в малейшей степе-
'Благодаря безобидности животных, такие вылазки были вполне безопасны; когда строго обращали внимание нато,чтоони провинились, они сами возвраща-лисьдомой.
4 Зак. № 175 97
ни не знает взаимоотношений между силой, путем, работой и пр., которые входят в состав физического понятия рычага. Однако, немногим более знает об этом и ломовой, который при посредстве рычага ставит на подпорку свою повозку со сломанным колесом; это, должно быть, род практического и конкретного «понимания» по отношению к подобным простейшим орудиям, которое, вырастая непосредственно из наивной оптики и моторики, в известных пределах быстро вызывает и в течение продолжительного времени обеспечивает подходящее применение орудия (срав. также оперирование с палкой для прыгания). Когда животные впоследствии тщетно трясли крышку, они вовсе не трудились сначала над тем, чтобы применить быстро отысканную палку в качестве ложки, но тотчас же употребляли ее в качестве рычага; только, когда крышка совершенно не поддавалась, они опять принимались за обмакивание.
Взлом крышки над этой ямой был одной из самых прочных мод, какую мне пришлось наблюдать; она длилась долго, пока этот спорт не наскучил. Было бы грубым непониманием шимпанзе думать, что в этом случае его привлекает только грязное содержимое; по крайней мере, столь же важной является здесь возможность вообще что-нибудь основательно разложить на составные части, применяя при этом деятельность, которая сама по себе приятна. Если шимпанзе входит в соприкосновение с чем-либо, поддающимся ломке, то происходящие всегда в таких случаях разрушения не являются исключительно результатом неловкости шимпанзе; животное успокаивается лишь тогда, когда щепки или черепки не стоят или не допускают дальнейшей обработки. Впрочем, возможно, что только большая сила позволяет шимпанзе превзойти в этом даже человеческое дитя.
Когда напиток во время обеда вполне доступен животным, употребление соломинок, палочек и т. п. в качестве ложки представляет собой чистую игру. После того как жажда уже утолена большими глотками, животное иногда берет соломинку, макает ее и подносит капли ко рту. Животное проделывает это раз двадцать подряд. Когда однажды в общую чашку с водой был налит глоток красного вина, животные сначала принялись просто пить: однако после первой пробы они остановились на мгновение, а вслед за этим начали применять в качестве ложки: одна —
соломинку, а три остальных — палки и лоскутки материи; напиток был слишком крепок для того, чтобы его можно было смело лакать, как они это делали обычно. Это также не подражание человеку; к этому времени самое большее они могли случайно только однажды наблюдать за едой человека, употреблявшего нож, вилку или ложку.1
Совершенно иначе солома употреблялась иногда двумя животными (Грандэ и Консулом) за едой твердой пищи. Все шимпанзе, когда их голод не слишком велик, приготовляют из фруктов (бананов, винных ягод, фиг и т. д.) сначала кашицу, которуюони катают тудаи сюда между сильно растяги Бающимися и часто страшно раздутыми стенками рта, при этом они с удовольствием рассматривают ее, держа на вытянутой далеко вперед нижней губе или взяв в руку; затем они опять кладут ее в рот. Грандэ и Консул набирали во время еды соломинки (это было модой, возвращавшейся много раз), смешивали их во рту с кашицей и опять заботливо доставали их — в виде кубка, пока это фруктовое пирожное не оказывалось проглоченным.
Нечто среднее между ложкой и орудием охоты представляет собой палочка или соломинка при ловле муравьев. В разгаре лета на Тенерифе появляется особый вид маленьких муравьев, которые являются настоящим бичом; там, где насекомое имеет свои дорожки, можно наблюдать широкую коричневую полосу -сборище муравьев; такая полоса обычно образуется на поперечных балках стен из проволочной сетки вокруг пространства, занимаемого животными. Шимпанзе, по-видимому, очень любит муравьиную кислоту точно также, как кислые фрукты; если он проходит мимо доски, на которой суетятся муравьи, он просто высовывает язык и проводит им по муравьиной дорожке. На поперечных балках, о которых упомянуто выше, этот примитивный образ действий был не выполним, так как дорожка обычно проходила подругой стороне, снаружи решетки. Тогда сначала один, затем другой и, наконец, вся компания стала просовывать через решетку соломинки и палочки и держать их на балках, так что они через несколько секунд совершенно покрывались муравьями, после чего шимпанзе быстро вытаскивали добычу и
'Туземцы, жившие вокругстанции, не употребляли этих принадлежностей.
4* 99
слизывали ее. Начиная со второго раза, этому очень содействует слюна, которая остается на соломинке: в сильную жару летнего дня каждое сырое пятно представляет собой самую привлекательную цель для муравьев, так что едва лишь сырая соломинка свесится на дорожку, как она привлекает насекомых массами. Это содействие может иметь место даже и с первого раза, так как шимпанзе редко употребляет соломинку или палку без того, чтобы предварительно не лизнуть быстро ее кончик, как некоторые люди любят это делать с карандашами и т. п. Относительно смысла того, что животные здесь проделывают, не может быть никакого сомнения, если присмотреться к ним на самом близком расстоянии: Внимание направлено целиком надвижущихся муравьев, соломинка лежит несколько секунд неподвижно и всегда — насколько это возможно — в месте наибольшего скопления; если шимпанзе подносит ее ко рту, то вслед за этим — после слизывания — он опять вынимает ее без единого муравья, ничего не выплевывая при этом; при малейших следах чего-либо, имеющего неприятный вкус—например, к сожалению, когда в пищу тайком вводится лекарство, шимпанзе немедленно выплевывает это. Разумеется, и в этом случае спортивный интерес был столь же велик или даже больше, чем аппетит к муравьям; мест, где обычно шимпанзе слизывали муравьев, было достаточно, но при такихже обстоятельствах самая прекрасная колонна муравьев оставлялась без внимания, когда мода принимала другое направление. Однако, если мода держалась, можно было видеть всех животных станции сидящими друг возле друга вдоль муравьиного пути, каждого со своей соломинкой, как ряд удильщиков вдоль по течению реки.
По временам шимпанзе очень нравится употреблять палку для копания. Для того, чтобы возникла игра, достаточно было иметь возможность ковырять землю палочкой.
По-видимому, шимпанзе больше нравится копать сырую землю, чем сухую, причем, начав копать, они продолжают это с необыкновенным усердием, пока, в конце концов, не выкопают более или менее значительных ямок. При этом шимпанзе схватывает палку, служащую ему для копания самыми разнообразными способами, смотря по надобности, причем не ограничивается применением силы рук, но на твердых местах долбит отвесно вниз, прихватывая верхнюю часть палки зубами и пуская в ход замечательную мускулатуру рта и затылка. Столь же часто впос-
ледствии употреблялась для этого и нога; подошвой, в высшей степени нечувствительной, шимпанзе с силой надавливает на верхний конец палки, которую держит в руках несколько наискось, и, таким образом, вдавливает последнюю в землю. Нельзя предположить, чтобы это произошло случайно; Чего копал именно так в большинстве случаев. Гораздо реже нога употреблялась так, как обычно действует рука, когда большой палец ноги обхватывал палку. Как видно, здесь мы подходим очень близко к «палке для копания» в этнологическом смысле1.
Сходство, однако, бросается в глаза еще больше благодаря тому, чтоживотные уже до того, как в первый раз появилась мода копания палкой, давным-давно приучились выкапывать—после исчезновения зелени во время летнего зноя — из земли корешки и жевать их. Вначале они делали это рукой и при этом проявляли большое усердие, однако, когда они начали копать палкой, они легче и на большую глубину проникали в твердую землю, и поэтому нет ничего удивительно в том, что вскоре раскапывание корней с полной очевидностью значительно повышало заманчивость игры. В дальнейшем опять-таки именно самое старое животное Чего выделялось в разыскивании корений, в чем ему помогала огромная сила его ног, зубов и рук, которые вдавливали в землю палку, служащую для копания.
Я не мог бы утверждать, что шимпанзе берет в один прекрасный день палку, говоря себе при этом — в действительности он, разумеется, не может говорить ни в малейшей степени: — «Ну, теперь я буду разыскивать корни». Тот, кто наблюдал шимпанзе вообще, не может сомневаться в том, что при копании-игре, и, вернее, даже после того, как он нашел корешки, он продолжает копать именно для того, чтобы достать корешки, потому что он уже давно выискивал их рукой и теперь продолжает делатьэтопри посредстве лучших приемов. Поиски того, чего нет налицо, являются обычным занятием шимпанзе:2* в опытах с памятью животных на места перед их глазами часто закапывали Фрукты; животные не только до того, как найдут место, где спрятаны фрукты, ищут вокруг него точно также, как это делает человек, но и после того, как фрукты выкопаны, роют в течение получаса или более, дальше и глубже, так как не знают, всели уже
'Нажимание ногой не принято у человека. Так называемого «копания лопатой» («Spaten») на Тенерифе не знают.
извлечено. Напряженный взгляд, ускорение копания в определенные моменты, тщательное рассматривание разрыхленной земли, большой интерес к месту закапывания чрезвычайно резко отличают поиски чего-либо в земле от простого копания-игры.
Если что-нибудь представляет интерес, но вместе с тем схватить его неудобно, шимпанзе тотчас же пускает в ход палку. Нуэва сидит около меня на куче хвороста, который я зажигаю для того, чтобы посмотреть, как она будет вести себя с огнем; она рассматривает пламя с умеренным любопытством, немного погодя, хватает его рукой, тотчас же поспешно отдергивает ее и уже в следующее мгновение схватывает палку, как раз оказавшуюся рядом, и ворошит ею костер.
Если на площадку для игр, заблудившись, попадает мышь, ящерица и т. п. в то время, как шимпанзе находятся на площадке, то, хотя очень заманчиво поймать маленькое животное, все же нельзя просто схватить его. В высшей степени комично, как обезьяны быстро и с интересом протягивают пальцы в строну жертвы, чтобы опять поспешно отдернуть их; решительно схватить этого зверька кажется для них столь же невозможным делом, как для большинства людей и каждое движение беглеца вызывает те — наполовину защитные, наполовину испуганные —движения у преследующего, которые можно наблюдать в подобном случае у людей. Если мы в этом случае, например, защищаясь, выдвигаем локоть вперед, потому что неприятное ощущение от прикосновения кажется здесь меньше, чем на руке, то и Чего ведет себя точно также: внезапное движение ящерицы вперед — ведь она обычно передвигается толчками — и большое животное уже откидывает назад туловище и руку, но выпячивает впередлокоть, закрывая при этом глаза, как бы из опасения удара. Еще лучше, чем локоть, оказывается, естественно, опять-таки палочка, которой нащупывают пришельца, и на самом деле шимпанзе в таких случаях быстро вооружается палками, которые делают возможным обращение с маленьким животным, — конечно, все еще очень нервное. Лишь когда маленький зверек начинает оживленно двигаться, особенно по направлению к обезьяне, последняя, возбуждается, и палка, которой она размахивает, превращается в оружие; если чужак своевременно не убегает, обезьяна, в конце концов, убивает его, хотя это, наверно, не холодная жестокость, просто игра, дошедшая до высшей степени возбуждения; при попытках обезьяны схватить чужого для нее зверька, с которым
она, естественно, хочет что-то сделать, и при совершенно рефлекторных рассекающих движениях, которые она производит, когда зверек движется, он так часто попадает ей под руку, что, в конце концов, остается лежать мертвым.
Часто случается, что шимпанзе пачкается калом — собственным или своих товарищей. До сих пор я видел одного единственного представителя этого вида (Коко), который в неволе не был копрофагом, и все же, если кто-либо из них наступит на помет, то нога часто не может правильно ступать, точь-в-точь, как у человека в подобном случае. Животное ковыляет, пока не найдет удобного случая, чтобы очиститься, оно неохотно употребляет для этого руку, которой, может быть, еще за несколько минут перед этим брало помет для того, чтобы отправить его в рот, и не выпускало его даже под сильными ударами, — это должно быть проделано при помощи палочки (или же кусочка бумаги или тряпки), при чем в своем поведении шимпанзе обнаруживает несомненное неудовольствие: нет никакого сомнения в том, что животное освобождается от чего-то для него неприятного. И так происходит всегда, когда загрязнение обнаруживается где-нибудь на теле; грязь быстро удаляется, и именно, если только это возможно, при помощи вспомогательных средств, а не невооруженной рукой — разве только посредством обтирания о стену или землю1-
Ту быстроту, с которой шимпанзе берутся за палку в тех случаях, когда предмет, с которым надо иметь дело, неудобен для схватывания, мы могли отлично наблюдать, когда шимпанзе в
'Вообще, в самых разнообразных случаях при обращении с наружной поверхностью тела применяется орудие. Если лить воду на животное или намаслить его кожу, оно либо стирает жидкость о стену, о ствол дерева, либо — и это случается очень часто яя схватывает солому, тряпку, бумагу и обтирается ею. Кровь удаляется иногда таким же образом; частенько можно видеть дотрагивание до маленьких ран мякиной (также листьями), рана при этом обычно смачивается слюной, а также имеет место исследование ран при помощи соломинок. После того, как у Чего наступила половая зрелость можно было почти при каждой менструации наблюдать, как она употребляла бумагу, тряпки ит. п.,чтобы вытереть струящуюся кровь. Когда чешется кожа на плече, которое трудно достать, обезьяны берут черепок, камень и т- п. и царапают место, которое чешется. Если в этнологии имеют место подобные непонятные факты, то без сомнения было бы хорошо с большей осторожностью применять всякие интеллекту ал истические тол кования обычаев и других явлений, имеющих эмоциональный фон; приведенный выше отвратительный пример из психологии антропоидов лишь особенно ярко показывает, как противоречивое (для мысли) поведение оказывается возможным и может держаться.
первый раз в их жизни — по крайней мере, для наблюдающих их людей — пришлось иметь дело с электричеством высокого напряжения.
Один полюс слабо индукционного аппарата был соединен с проволочной корзинкой, полной фруктов, которая свешивалась с крыши, другой — с проволочной сеткой на земле под корзиной. Никогда я не видел у шимпанзе в течение самого короткого промежутка времени такого большого количества совершенно человеческих реакций и выразительных движений, как в этом случае: отскакивание при первом ударе, крик изумления, осторожное протягивание руки во второй раз, причем последняя постоянно опять отдергивается, как будто в нее попал ток, прежде чем возможен разряд через тело, сильное потряхивание рукой в воздухе, особенно после действительного удара, которое имеет такой же вид, как потряхивание рукой у человека, по оплошности прикоснувшегося к горячей печке, — все по своей форме происходит точно также, как у нас; крайне изумляешься, когда видишь, сколько наших реакций, весьма далеких от того, чтобы быть человеческими привычками, должны иметь свои корни в темном прошлом приматов. Уже много тысяч лет назад шимпанзе, вероятно, отскакивали назад при неожиданном соприкосновении с иглокожим животным, от жалящего насекомого и т. п., с теми же телодвижениями (ср. также поведение Чего с ящерицей), с которыми мы отскакиваем от проводника, по которому проходит ток большой силы; возможно, что более близкое исследование маленьких пород обезьян обнаружит уже и у них подобные формы реакций.
Однако, чего нельзя было бы, пожалуй, встретить у последних, это применения палки в тех случаях, когда приходится иметь дело с чем-либо неприятным, как это делают один за другим шимпанзе в описанном выше случае, чтобы по возможности достать фрукты при менее прямом соприкосновении с опасным предметом. С деревянными палками вначале все шло хорошо, только корзина постоянно отклонялась вместе с кабелем, на котором она была подвешена, и в усердии животные брали также крепкие проволоки и железные шесты; когда корзина опять наносила им удар за ударом, они постепенно приходили в состояние гнева; однако, лишь Чего, которая в течение продолжительного времени действовала деревянной дубиной, приняла борьбу всерьез и, стоя во весь рост, изо всех сил колотила
корзинку так, что та делала круги в воздухе и, в конце концов, оторвалась. Впрочем, еще спустя час можно было наблюдать как животные осторожно протягивают руку за фруктами к проволочной сетке, теперь совсем безопасной, и все еще отскакивают при соприкосновении, даже после того, как они уже много раз безнаказанно доставали оттуда фрукты.
Наконец, здесь с большой отчетливостью палка выступает в роли оружия; ведь Чего стоит в сильном гневе в то время, как впустую рубит, и она делает это совершенно слепо, в противоположность первым усилиям достать фрукты из проволочной сетки. Между тем, здесь серьезное применение палки в качестве оружия обусловлено исключительными обстоятельствами; в других случаях палка употребляется как оружие лишь в игре, которая, впрочем, повторяется очень часто, если входит в моду. В первые дни послетого, какя принял станцию, нападения животных вовсе не были редкостью; впоследствии я научился понимать, что ни одно из них не следует принимать всерьез. Грандэ, странную психику которой всегда сильно возбуждало всякое новое существо, появлявшееся около нее, не раз медленно наступала на меня, вытянувшись во весь рост, с волосами, вставшими дыбом, со сверкающими глазами, размахивая руками, вооруженными палкой, которая делала ее еще страшнее, — как забияка, размахивающий саблей; но лишь, благодаря незнанию животных, я мог думать, что Грандэ с палкой в руках действительно намерена напасть на меня. Правда, она ведет себя подобным образом всегда, когда вид незнакомца возбуждает ее, однако это возбуждение, по-видимому, приводит лишь к чему-то вроде игры в устрашение; абсолютно никогда ей не приходит на ум перейти от внушающих ужас приготовлений к серьезным действиям. Если дать ей волю спокойно продолжать это, Грандэ еще некоторое время скачет и размахивает своим оружием, но под конец она лишь слегка ударяет пальцами свободной руки, — притом совсем не так, как она это делает, будучи сильно озлобленной на кого-нибудь, — а затем вскачь убегает; военная игра окончилась. Точно также дело происходит между двумя животными: Если одно из них беретпалкуи,угрожая, наступает на другое или насамомделе колет и задевает его, то это, наверное, представляет собой игру; если тот, на кого производится нападение, тоже берет палку, — что иногда случается, хотя и не часто, — и со своей стороны также Угрожает или задевает и колет, то уже нет никакого сомнения в
том, что это игра; если при этом животные превратно поняли друг друга и дело принимает серьезный оборот, они сейчас же кладут оружие на землю и один нападает на другого, пуская вход руки, ноги и зубы. Имеем л и мы при этом дело с игрой или же борьбой всерьез, можно тотчас узнать уже по темпу: животные размахивают палками с некоторой неловкостью и сравнительно медленно; если же игра переходит в серьезную борьбу, шимпанзе всегда налетает на противника с молниеносной быстротой и, конечно, не имеет времени для того, чтобы возиться с палками.
Если нужно вывести из себя кого-нибудь, кто находится по ту сторону проволочной сетки, — а рассердить друг друга или кого-нибудь другого представляет, действительно, одно из величайших удовольствий для шимпанзе — это может быть достигнуто уже тем, что шимпанзе осторожно подкрадывается, а затем внезапно и неожиданно подскакивает к решетке; однако, по-видимому, гораздо больше радости доставляет захватить с собой при подкрадывании острую палку, внезапно ударить ею ничего не подозревающую жертву по ногам, по телу или где попало. В этом отвратительном искусстве мастерицей является опять-таки Гран-дэ; лишь только представляется удобный случай она колет зрителей, собак и кур. Зачем? На этот вопрос могли бы ответить, пожалуй, только уличные мальчишки, которые звонят у чужих домов и затем убегают или проделывают другие вещи подобного рода.3)
Колоть кур сделалось господствующей модой в течение тех недель, когда заканчивалась эта книга. Это действие так хорошо характеризует животных, что я не мог пройти мимо него; я нарочно отмечаю, что каждое из сообщенных здесь наблюдений беспрестанно проверялось. Когда шимпанзе едят хлеб, с соседнего участка к решетке регулярно собираются куры, вероятно, потому, что иногда сквозь петли решетки падают крошки, которые они склевывают. Так как шимпанзе со своей стороны интересуются курами, они обычно едят хлеб у самой решетки и при этом рассматривают птиц или же, сделав шаг к решетке, разгоняют их. Из этого развились три игры, которые я считал бы невозможными, если бы они не повторялись изо дня в день на моих глазах: 1. шимпанзе в промежутке между двумя глотками просовывает свой кусок хлеба в широкую петлю сетки, курица приближается, чтобы склевать его, и, когда она вот-вот уже
должна подойти, обезьяна опять быстро отдергивает хлеб. Эта шутка за одним только обедом повторяется около 50 раз: в этом нет решительно ничего сомнительного; если ни одна курица не подходитдостаточно близко, обезьяна, наклоняясь, протягивает руку с хлебом вперед и ждет, притиснув приманку к решетке. Однако возможно, что даже куры сделались бы после нескольких раз умнее, если бы хоть один из шимпанзе не пошел в игре дальше этого. 2. Рана, самая глупая, кормит кур, вне всякого сомнения, по-настоящему, причем делает это вполне намеренно. Среди только что описанной игры, в которой Рана также принимает участие, она в течение некоторого времени держит свой хлеб притиснутым к решетке и позволяет курице много раз клюнуть его; при этом она смотрит с выражением вялого добродушия на клюющую курицу. Так как Рана должна чувствовать рукой сотрясение от каждого удара клюва, а кроме того, непосредственно наблюдает за происходящим и при этом продолжает держать хлеб у решетки до тех пор, пока не начинает есть его сама, то можно говорить только о кормлении курицы. Тот, кто рассматривает высших животных, в особенности антропоидов, с некоторым неудовольствием, — как это ни странно,это все-таки бывает, — может, впрочем, найти утешение в том, что здесь мы имеем дело с игрой, а не с результатом альтруистических настроений, а также в том, что это явление редкое и даже у Раны грозит отклониться от последней модификации1.
3. Курицу при помощи хлеба подманивают близко к решетке, и в тот момент, когда та, ничего не подозревая, хочет клюнуть, ее с размаху ударяет шестом или, что хуже, — толстой проволокой по незащищенному телу свободная рука этого же шимпанзе или другого, сидящего поблизости. Когда эту игру проводят два
'Послеокончания этой книги упомянутоеявлениенаблюдалосьопять.4) Все происходило так, как было описано выше, прибавился лишь один новый штрих: сначала Султан, а затем и Терцера брали куски хлеба, бросали их курам и затем с большим интересом наблюдали, какте клевали их. При этом способ бросания был совершенно отличен оттого, который применялся при нападении ибудетописан в Дальнейшем; вместо сильного швырянья сдвижениями нападения яя спокойное бросание при напряженном рассматривании поспешно сбегающихся кур. Повторяю еще раз: я сам не ожидал бы ничего подобного, но ни в факте, ни в смысле игры не остается ни малейшего сомнения. Разумеется, обезьяны не играли так с другой пищей — к хлебу они относились до некоторой степени безразлично. То, как шимпанзе иногда отдают свой корм друг другу, описано в другом месте (Psycliolo-gische Foreshung. I 1921).
шимпанзе, распределяя между собою роли, они, конечно, предварительно не сговариваются между собой; обстоятельства требуют того, чтобы деятельность одного была приспособлена к действиям другого; они понимают это и этим ограничиваются. Битье и уколы палкой часто переходят в бросанье. От большой радости, например, когда приносят особенно вкусный корм, животное, обыкновенно, в возбуждении волочит другую обезьяну (или присутствующего при этом человека), играя, кусает его и т. п. Хика в таких случаях охотно берет палку и со всего размаха кидает ее в широкую спину Чего. То же самое довольно часто имеет место в игре. В течение некоторого времени та же Хика имела привычку подходить сзади с палкой в руке ко спокойно сидящим животным, бросать ее, как стрелу, на самом близком расстоянии и затем быстро убегать. Кроме палок, применялись валявшиеся мотки свернутой проволоки, жестянки, пригоршни песку и — с особенным удовольствием — камни самых разнообразных размеров. Через несколько дней послетого, как мы приняли станцию, Терцера с камнем в руке вскарабкалась на край крыши и бросила его в одного из новичков, с которым она еще не вполне свыклась, с таким правильным расчетом, что камень пролетел около самой головы животного. Между тем, тогда обезьяны еще не очень хорошо бросали, и как раз Терцера во время игры, по большей части, метя в цель, попадала лишь приблизительно в ее направлении, а иногда камень преждевременно вылетал из размахивающей руки; как и ребенку, обезьяне нужно было некоторое время для того, чтобы достигнуть необходимой ловкости рук и кисти. Летом 1915 года метанье камней сделалось настолько укоренившейся модой, что я иногда в течение четверти часа мог насчитать более десяти метаний, впрочем, в большинстве случаев у одного и того же животного-гимнаста Хики, которая понемногу научилась очень хорошо попадать в цель и упражнялась в этом искусстве с одинаковым удовольствием как на себе подобных, так и на людях. Некоторые животные, напротив, не бросают никогда или почти никогда; так, мне ни разу не удалось наблюдать Чего за этим занятием, хотя как раз именно ее, как очень опасное животное, мы наказывали, бросая в нее камнями, когда она кусалась или провинилась в чем-нибудь другом; но вместо того, чтобы, со своей стороны, бросать в нас, она брала попавший в нее камень и яростно кусала его; ожидая, что в нее бросят, обезьяна вытягивала руки перед
головой, а также поворачивалась спиной к врагу; вытягивание рук следует также за устрашающим треском ракет или выстрелов.
Маленьких животных мы также должны были прогонять, бросая в них камнями, если их никак нельзя было достать иначе (например, когда они забирались высоко на крышу); однако, мы бросаем осторожно, а Хика привыкла схватывать камни на лету и тотчас же, с гораздо меньшей осторожностью, швырять их обратно. В противоположность употреблению палки в качестве бьющего и колющего оружия, швыряние камней и т. п. проявляет сильную тенденцию обнаруживаться в моменты сильного гнева в форме серьезного употребления оружия. Впрочем, шимпанзе также, как и мы, бросает чем-либо не только в те предметы, в которые он может попасть, но также охотно, например, и в решетку, если по ту сторону ее стоит бранящийся человек или ворчащая собака. Ведь, таким образом, достигается то, что в данный момент, прежде всего, необходимо, а именно, энергичная разрядка в направлении возбудителя гнева.
Так как мы порой видим себя вынужденными бросать камнями в животных, то вполне возможно, что животные, действуя подобным образом, не были совершенно независимы от влияния нашего примера. Между тем, было бы заблуждением допускать, что просто одно это влияние привело к тому, что животные стали бросать камни. Для того, чтобы как здесь, так и в других случаях, правильно понять употребление орудий у шимпанзе, необходимо обратить внимание наследующие наблюдения:
Чего не бросала камней, но когда ее бранили, можно было иногда наблюдать, как она в ярости, топая ногами, опуская голову и опять поднимая ее вверх, не только производила своими длинными руками ударные хватательные движения, направленные на того, кто ее бранил, но при этом также вцеплялась в растения, с силой рвала ихтуда и сюда, вверх и вниз так, что куски летели во все стороны. Когда Чего бранили, она, если под руками было ее покрывало, с бешенством била им по земле, однако всегда — это относится также к вырыванию и швырянию зелени — эти Действия во время вспышки, если воспользоваться физическим и физиологическим выражением, явно содержали компонент направленности на врага; нельзя еще говорить о том, что шимпанзе бросает в него или ударяет по нему, но животное, очевидно, было на самом верном пути к употреблению оружия. Возбуждение,
сказывающееся в том, что животные рвут и наносят удары движущимся объектам, имеет вместе с тем естественную и сильную тенденцию вызывать иннервации в направлении, явно выраженном, а именно к врагу. Однако, я считаю совершенно невероятным, чтобы эти формы проявления ярости имели что-нибудь общее с примером, который подает человек; в таких состояниях, наверное, все то, что не свойственно природе шимпанзе, а было им когда-либо позаимствовано, совершенно отпадает. Также и примитивное швыряние у маленьких обезьян в том виде, как оно иногда происходило в первое время, выглядело чуть ли не более похожим на бурное проявление чувства, чем на употребление оружия в нашем смысле; этому совершенно не противоречит то, что они уже бросали приблизительно в направлении объекта нападения: последний является не чем иным, как «объектом чувства».1
Однако, гневное возбуждение вовсе не представляет наиболее благоприятного случая для наблюдения весьма общего явления, о котором здесь идет речь; аффекты, которые сами по себе, может быть, более слабы, однако и более длительны, чем быс-тропроходящий гнев, имеют больше времени для того, чтобы развернуть все таящиеся в нем возможности.
Один шимпанзе был заперт в одиночку; товарищи не подходят тотчас же к его окну, чтобы обнять его, несмотря на то, что он вопит и ревет; тогда он высовывает руки, проделывая просительные движения по направлению к ним и, когда обезьяны опять не подходят, он просовывает между прутьями свое покрывало, солому или что-нибудь другое, находящееся в его клетке, и машет им в воздухе, при этом всегда по направлению к другим обезьянам; наконец, в величайшем горе он выбрасывает окружающие его предметы один за другим в направлении к тем, по ком он тоскует.
Султан изолирован и должен в целях опыта немного поголодать. Он сидит, жалуясь, за своей решеткой в то время, как другие едят: при этом он вскоре сосредоточивает свои жалобы и просьбы на Чего, которая сидит поблизости с большой кучей бананов и уже встала было и подошла, чтобы уделить ему некоторую часть от своего изобилия. Сначала он ревет, протяги-
'Между тем, (1916 г.) у одной маленькой, очень шустрой, молодой самки оранга наблюдались все оттенки от гневного размахивания, содержащего компонент направленности на врага, до настоящего употребления оружия.
ПО
вает к ней руки, хотя она и поворачивается к нему спиной. Постепенно он начинает возбужденно прыгать и торопливо почесывать голову; так как она все еще не подходит, он бьет по стене, примыкающей снаружи к его решетке, или по земле, насколько он только может дотянуться до Чего; наконец, он схватывает соломинки и палочки и закидывает их, как удочку, в пустоту втом же направлении, берет камешки и бросает их — не в Чего и не для того, чтобы попасть в нее, но на не большое расстояние по направлению к ней.
Фрукты лежат, как и во многих других опытах, по ту сторону решетки; у животного нет достаточно длинной палки. Сначала оно тщетно старается схватить фрукты, высовывая руки за решетку, и лишь через некоторый промежуток времени прекращает бесполезные усилия.
Но голод увеличивается, и животное опять просовывает руку через решетку, хватает палочки и пододвигает их к цели кончиками пальцев. Наконец, оно с жалобами выбрасывает палочки, камешки, соломки, короче—все, что может быть выброшено, по направлению к фруктам.
Во всех трех случаях отнюдь не необходимо, и вовсе не является правилом, чтобы состояние животного переходило в бессильную ярость; они при этом не гневаются, но стремятся и тоскуют.
Поэтому желание, которое имеет пространственную направленность и не может быть исполнено в течение продолжительного времени, вызывает, наконец, действия в этом направлении, причем их практическая ценность не очень-то принимается во внимание. Правда, поведение Султана может привлечь внимание Чего, однако, так как животное обращается с недосягаемым плодом таким же образом, как с Чего, то одно только чисто практическое объяснение в указанном смысле недостаточно, и мы должны будем сказать: в состоянии сильного неразрешенного аффекта животное должно производить какие-либо действия в том направлении, в котором находится объект его желаний; оно Должно, наконец, каким-либо способом войти в соприкосновение с ним, хотя бы и практически безуспешное, должно произвести какие-либо операции между собой и им, хотя бы это и не имело никакого значения, как швыряние предметов, непосредственно окружающих животное.
Все чувства, имеющие пространственную направленность,
ш
обладают подобным свойством (срав. выше гнев).1 t
Здесь не место показывать, что в подобных ситуациях такое»; же поведение можно наблюдать и у детей (человеческих), а у взрослых этому препятствует только приобретенная сдержанность, — пока аффект не вырастает до самых крайних пределов. Начиная с ранней молодости, шимпанзе делают гнезда.,-Взрослая самка Чего применяла при этом самый обыкновенный и самый лучший способ: если она вечером находила солому,-сложенную на столе для спанья, она садилась на нее, отгибала; горсть соломы от края, наклонялась внутрь и садилась сама или, по крайней мере, клала свою ногу на загнутый край; она продол-, жала это делать по кругу, пока не получалось нечто, похожее на гнездо аиста; покрывало часто грубо вплеталось в гнездо, а когда было холодно, употреблялось для укутывания. Гнезда молодых животных бывают еще значительно более беспорядочны и рыхлы, старательное обкладывание края, по большей части, совершенно отсутствует. Если они когда-нибудь начинают при этом трудиться с большим рвением, движения, производимые ими при приготовлении гнезда, вплоть до малейших подробностей походят на движения Чего и совершенно не зависят от материала.2
Шимпанзе ч асто строят гнезда днем, играя, или, по крайней мере, делают намеки на это; они собирают в охапку и пускают в дело массу различных предметов — солому, траву, ветки, лоскутки материи, бечевки и даже проволоку, — по-видимому, нетогда, когда есть потребность в гнезде, но, скорее, удовлетворяя таким образом потребность в придании формы (Formgebungen), когда эти предметы имеются налицо. Так, например, можно наблюдать, как плети зеленого корма — видят ли их животные растущими или же сорванными и принесенными им для еды, — по пути ко рту как бы сбиваются с пути и укладываются, образуя начало гнезда. Нельзя утверждать, чтобы это имело привлекательный вид; при этом даже вспоминаются глупые привычки шимпанзе,
'При страхе направление действия поворачивается как раз на 180 градусов, но, как известно, оно опять-таки выражено очень сильно. Некоторые животные —как будто они должны следовать силовым линиям, — бегут прочь как раз перед самым автомобилем и в направлении его движения, хотя уже маленькое уклонение в сторону спасло бы их гораздо скорее.
2Маленькие обезьяны, самое большее в отдельных случаях, видели, как строит гнездо Чего, но в те моменты не имели возможности подражать последней. Я полагаю, что они вовсе не нуждаются в образце для этого.
которые иногда имеют место и будут описаны ниже, или же «навязчивые идеи» у людей. Во всяком случае, поведение тех же животных при четком разрешении задачи имеет совершенно другой вид. Если материал имеет вьющуюся форму плетей и его немного, можно наблюдать замечательное явление, а именно: обезьяна не устраивает вначале даже скудной подстилки для тела при сидении; главное, это — кольцо, окружающее животное: оно, во всяком случае, должно быть сделано в самом начале, причем если материала не хватает, обезьяна делает только кольцо; тогда шимпанзе сидит довольный в изготовленном, таким образом, тонком кольце, вообще не касаясь его, и, если бы не знать, что это рудимент гнезда, можно было бы думать, что животное, играя, изготовляет геометрическую форму ради нее самой. Если установить на площадке, где играют животные, дерево с листвой, то приготовление гнезда посредством загибания ветвей и укрепления их тяжестью собственного тела (ср. выше) начинается через несколько мгновений, как химическая реакция. Крошка Коко, который уже в течение нескольких месяцев жил вне Африки и вне общества других шимпанзе, еще плохо умел взбираться на дерево, но, когда ему удавалось влезть хотя бы на 3 мм, он загибал ветви и тотчас же строил гнездо. Поэтому здесь может идти речь о проявлении «инстинкта», в то время, как у шимпанзе в остальном можно наблюдать немногое из того, что имеет право на это имя, которым обозначается совершенно не выясненное загадочное явление'.
Во всяком случае, шимпанзе не представляют животного вида, с которого надо начинать исследование этого вопроса.
Множество различных предметов обезьяны охотно пристраивают каким-либо образом к собственному телу. Почти ежедневно можно видеть, как животное шествует с веревкой, лоскутком материи, стеблем растения на плечах. Если дать Чего металлическую цепь, последняя тотчас же оказывается на шее животного, а растения Чего носит раскиданными по всей спине. Веревки и лоскутки материи при этом обычно свешиваются по обе стороны шеи через плечи к земле; Терцера присваивает бечевки также вокруг затылка и под ушами, так что они свешиваются по обе стороны лица. Если надетые вещи все время падают, обезьяны
'Рождение и уходзадетенышами у шимпанзе наблюдались и были описаны лишь недавно (von Allesch, Berichte der Prcuss. Akad. d. Wiss, 1921).
придерживают их зубами или зажимают под подбородком, —во всяком случае, они обязательно должны свешиваться. — Султан одно время усвоил привычку носить с собой пустые коробки из-под консервов, зажимая между зубами стенку коробки с открытой стороны; молодцеватой Хике временами доставляло удовол&ст-вие таскать на спине тяжелые камни; она начала с 4 немецких фунтов и вскоре дошла до порядочного куска лавы весом в 9 фунтов.
Значение этихдействий недвусмысленно явствует из обстоятельств и поведения животных: они играют, и не только с тем предметом, который они навешивают на себя, но, как правило, также с другими животными; но при этом удовольствие явно увеличивается благодаря драпировке. Правда, нередко можно видеть, как обезьяна, увешанная, важно выступает одна, но и тогда поведение животного, по большей части, имеет значение игры или является злонамеренным, как это имеет место, когда увешанный различными предметами шимпанзе со всеми признаками самого лучшего настроения выступает павой среди других или, как бы угрожая, наступает на них. Взрослую самку Чего можно было часто наблюдать увешанной в то время, когда она с огромным удовольствием бегала рысью по кругу с большинством маленькихживотных, вскидывая и опуская вниз голову с широко открытым ртом, все мускулы которого, однако, в противоположность нападению, были ослаблены. Не узнать того, что компания тогда действительно играла, не мог бы никто из видевших, как обезьяны маршируют в кругу друг за другом, причем большое животное сильно топает при каждом шаге или только через шаг,1 а другие животные преувеличенно акцентируют движение ходьбы. Точно также Султан в период соответствующей моды носил свой жестяной горшок предпочтительно во рту, когда он, шутливо угрожая, наступал на одного из своих товарищей или на зеваку по ту сторону решетки.
Пример, в котором нельзя было подметить ничего, зависящего от веселого настроения игры, я наблюдал у Чего, когда она однажды вечером не пришла в обычное время на свое место для спанья, но должна была остаться одна на дворе в то время, как
'То, что Чего в игре, бегах по кругу, начинает ритмически стилизовать ходьбу также верно, кактот факт, что в других случаях большее значение имеет пространственная форма телодвижений, в то время как ритм отступает на задний план.
114 ■-•
становилось все темнее и холоднее. Само собой разумеется, что она начала строить гнездо, но ей все время было неуютно, и она беспокойно бегала по площадке; наконец, она старательно подо-бр\ша все сухие листья, стебли и т. п., что можно было найти и положила все это себе на спину. При этом она была все время в са^ом плохом настроении.
Если мы не будем принимать во внимание жестяной горшок Султана и атлетический камень Хики, относительно которых можно сильно сомневаться, то в большинстве остальных случаев—и наблюдатель совершенно не может освободиться от этого впечатления — висящие предметы выполняют функцию украшения5' в самом широком смысле этого слова. Бегувешанныхживотных не только имеет воинственный вид, но также производит впечатление наивного самодовольства. Разумеется, едва ли можно представить, чтобы шимпанзе составлял себе оптическое представление о своей собственной наружности, изменяющейся под влиянием туалета, и я никогда не видел, чтобы в высшей степени частое употребление зеркальных поверхностей имело какое-либо отношение к увешиванию себя; однако, вполне возможно, что примитивное украшение себя вовсе не рассчитано на оптические воздействия, направленные вовне — я не считаю шимпанзе способными на это, — но полностью покоится на замечательном повышении чувства собственного тела, ощущения стройности и чувства собственного достоинства, которое имеет место также и у человека, когда он, например, одевает шарф или привешивает длинные темлячные кисти к своим бедрам. Мы обычно повышаем чувство удовлетворения собой перед зеркалом, однако, наслаждение от нашей стройности вовсе не связано с зеркалом, с оптическими представлениями нашей наружности или вообще с каким-либо точным оптическим контролем: когда что-либо движется вместе с нашим телом, мы чувствуем себя более богатыми и представительными.1
Султан, наступая с жестянкой во рту на других животных и людей, часто испускает при этом неясные звуки, которые в пустом пространстве вызывают еще более неясное эхо. Если при этом остается под вопросом, подмечается ли и используется ли
'Совершенно подобное направление имеет наложение Г. Л отце в «Микрокосме»; только там речь идет о цилиндре, а последний шимпанзе также могли бы употреблятьс величайшим удовольствием.
тогда преднамеренно акустическое действие коробки, то тем не менее кажется, что отдельные животные весьма близки именйо к этому, когда они в состоянии возбуждения ташат за собой цо земле ящик, жестяной барабан и т. п. и, ужасающе гремя им, наступают на кого-либо или даже на стену. Так поступает в особенности Грандэ, которая по различным обстоятельствам, иногда без видимой для нас причины, приходит в совершенно изумительное состояние возбуждения. Она вытягивается, ее длинные тонкие волосы развеваются по все стороны, так что она начинает походить на черную кисть для пудры, она схватывает ящик или жестянку одной рукой, со сверкающими глазами, наклонившись несколько вперед, она переступает с ноги на ногу, в том же ритме раскачивает руками и—насколько это возможно — инструментом; после достаточной подготовки она внезапно начинает наступать на других животных, на людей и стены. Если животное убегает, человек отходит в сторону, а деревянной стене достается громовой удар, взъерошенный мех разглаживается и возбуждение прекращается. В этом случае шум, наверное, должен что-нибудь означать, так как то же самое животное ударяет иногда так громко, как только возможно, по ящику, когда прикидывается свирепым и страшным (на самом деле Грандэ - добродушнейшее существо) и обратно, при посредстве шума, особенно барабаня по ящику, можно привести ее в состояние возбуждения. Возбуждение протекает у других животных в основном подобным же образом, но никогда оно не принимает таких драматических форм, как у Грандэ, которая даже в лучших случаях, с развевающимися волосами и неподвижно отставленными во время бега руками, надвигается, как парусное судно, гонимое полной силой ветра и может сильно напугать не знающего, в чем дело.
Близко к увешиванию себя подходит также ношение различных предметов между животом и бедром. Туда помещаются не только пищевые продукты, когда рук не хватает или они должны остаться свободными для лазанья, но часто также — без внешней причины — коробки, деревяшки, камни, лоскутья и различные другие предметы, которые почему-либо приятны животным. В особенности Чего бегала по целым дням с зажатым предметом, который она не вынимала даже и тогда, когда спокойно сидела. Это был то красный лоскуток, который она не отнимала от своего лона, то круглый камень, гладко отшлифованный морем. Фотографию, которую я дал Чего, чтобы наблюдать за ее реакцией, она
рассматривала некоторое время, ощупала ее кругом своими большими пальцами и затем спрятала ее в «карман брюк».
То, что запрятано сюда, трудно получить обратно. Так, например, гладкий камень животное берегло очень заботливо; если оно сидело с ним на земле, то с осторожностью крепко прижимало его, когда вставало и меняло место; когда животное снова садилось, оно часто хваталось за него и укладывало его, ни в коем случае не отдавая камень, а вечером брало его в свою комнату и в свое гнездо.
Если сказать, что в этом случае мы имели дело опять-таки с игрой, то этим не будет выражено все необходимое. Надо принять во внимание, что лоно у шимпанзе в некотором отношении означает гораздо больше, чем геометрический центр тела, хотя половые органы, по крайней мере, у самки, а следовательно, и у Чего, сдвинуты далеко кзади, так что они скорее образуют конец спины, чем принадлежат клону. Когда маленькое животное приветствует, например, Чего, оно по большей части, — реже встречаются и другие формы приветствия — кладет руку в лоно большого животного, если же движение руки не заходит так далеко, то Чего, будучи в хорошем расположении духа и если дело идет о ее подруге Грандэ, очень часто схватывает руку другого животного, прижимает ее ксвоемулону и ласково похлопывает по нему. В те дни, когда оналюбезна,совершеннотожесамоеона проделывает с нами, когда мы подходим к ней, а именно, прижимает руку человека к тому самому месту между бедром и животом, где онаобычно зажимает ценные для нее предметы. Она сама в качестве приветствия прикладывает свою огромную руку к лону других или же между бедрами, причем она склонна непосредственно переносить это приветствие и на людей.
Тот, кто в этом обычае усмотрел бы что-либо грязное, несправедливо оценил бы его совершенно безобидный характер, по крайней мере, у этих экземпляров. Животные зоологических садов, как мне рассказывают, ведут себя иногда весьма отвратительно; станционные шимпанзе, правда, большие грязнули в обычном смысле этого слова (несмотря на то, что они так много занимаются уходом за своим телом) и заядлые копрофаги, однако их сексуальная чистота едва ли могла быть большей; я видел только, как маленький Коко, неистово прыгая—прежде я этого никогда не видел, — мастурбировал, причем мастурбация, по-видимому, возникла у него случайно.
В это особенное место, так сказать, в самое нутро тела, зажимаются, когда шимпанзе сидит в привычной негритянской позе, пре