Работы студентов

3.1 Лекции.

Студент, изучающий дисциплину «Налоговое право» должен в максимальной степени использовать материалы лекций. Для этого требуется регулярно посещать занятия и подробно конспектировать лекции, уделяя особое внимание тем нормативным или научно-практическим положениям, на которых акцентирует внимание преподаватель. В день, когда прослушана лекция, целесообразно внимательно прочесть ее конспект, что способствует более эффективному запоминанию материала лекции.

3.2 Семинары.

Существенное значение в плане освоения дисциплины «Налоговое право» придаётся семинарским занятиям, проводимым в пределах учебных планов.

Семинар - это групповое практическое занятие, которое проводится в вузе под руководством преподавателя при активном использовании творческих способностей самих студентов. Семинары проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над нормативными и литературными источниками, выяснения и решения сложных и спорных вопросов правового регулирования отношений в сфере налогообложения.

Для семинарских занятий по дисциплине «Налоговое право» характерно сочетание теоретических вопросов с проведением дискуссий, тестированием и т.д. Это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Обеспечить должную подготовку позволит следующий алгоритм организации самостоятельной работы студентов. Во-первых, необходимо изучить постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащих разъяснения о применении правовых норм, регулирующих отношения в сфере налогообложения, а также опубликованную арбитражную практику по конкретным делам о налоговых спорах. Далее можно приступать к усвоению теоретического материала. Изучение теории следует начинать с конспектов лекций, после чего переходить к анализу материалов учебников и учебных пособий, комментариев к Налоговому кодексу РФ. После этого целесообразно ознакомиться со специальной юридической литературой. По каждой теме желательно прочесть одну монографию или несколько статей по своему выбору. Прочитанное рекомендуется кратко законспектировать.

В планах семинарских занятий рекомендуются темы, обязательные для изучения. Каждая тема снабжена перечнем основных вопросов, вопросами для самоконтроля и списком основной и дополнительной литературы. По своему усмотрению студенты могут заменить указанные источники на другие, опубликованные, например, в журналах: «Финансовое право», «Налоги», «Гражданское право», «Хозяйство и право», «Право и экономика», «Уголовное право» и других. При наличии возможности студенты в целях ознакомления могут пользоваться услугами Интернета, а также баз данных «Гарант» и «Консультант Плюс».

3.3 Дискуссии.

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Учебная дискуссия характеризуется тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в ходе семинара. То есть, целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию.

При подготовке к дискуссии студенту необходимо:

- выбрать из предлагаемой литературы или литературы обнаруженной самим студентом, несколько работ, относящихся к теме дискуссии;

- прочитать последовательно каждую из отобранных работ, уясняя особенности и сущность темы дискуссии;

- выбрать из прочитанных работ и тезисно законспектировать информацию наиболее полно и точно раскрывающую тему дискуссии.

3.4 Рефераты.

В целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска практикуется написание рефератов.

Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих научных и нормативных источников или изложение сути монографии, статьи, одним словом, первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат представляет собой самостоятельную творческую работу, выполненную и оформленную согласно требованиям, предъявляемым к научным работам.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. Рекомендованная ниже тематика примерна. Поэтому студент при желании может предложить сам ту или иную тему, согласовав ее предварительно с преподавателем.

Содержание и оформление реферата. Особое внимание следует обратить на план, который должен раскрывать заявленную проблему. Единой схемы составления плана не существует, главное в том, чтобы его пункты представляли собой логическую канву проблемы. Первый элемент плана - введение, далее следует основная часть, заключение, и список нормативно-правовых актов и использованной литературы. Страницы необходимо пронумеровать, реферат должен быть подписан и иметь дату завершения работы над текстом. Весь научный аппарат должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы, наметить пути ее анализа и решения, дать краткий аналитический обзор литературы и обосновать структуру изложения материала. Основная часть должна представлять последовательное изложение вопросов плана, каждому из вопросов должен предшествовать заголовок. Желательно, чтобы весь материал был равномерно распределен по вопросам, изложение каждого вопроса завершалось кратким выводом. Содержание каждого из разделов (параграфов) должно раскрывать его название. В заключении необходимо сделать концептуальный вывод по всей работе, который раскрывал бы заглавную проблему. Объем реферата - от 5 до 10 печатных страниц.

Ссылки на литературу и нормативные акты внутри работы могут быть как подстрочными на каждой странице, так и помещаться в конце работы (концевые сноски), после заключения с новой страницы. Существуют разные варианты оформления сносок, но необходимо, чтобы в одной и той же работе они были единообразными.

Библиографический список завершает работу. В него необходимо включить все работы и нормативно-правовые акты, с которыми знакомился автор, а не только те, которые были цитированы в тексте работы.

3.5 Ситуационные задачи.

Решение ситуационных задач должно быть мотивированным и обоснованным. Решение должно обязательно включать ссылку на закон, решения Конституционного суда РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (если таковые имеются по данному вопросу), теоретические положения, примеры из опубликованной судебной практики. Выполняются задачи письменно в рабочей тетради.

3.6 Тестирование.

Тестирование является одной из форм проверки знаний студентов по изучаемой дисциплине, что позволяет использовать его как при проведении текущего, так и итогового контроля, а также для самостоятельной проверки студентами глубины освоения учебного (нормативно-правового) материала. Тестовое задание - это минимальная составляющая единица текста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать набор ответов для выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: