Формирование формы знаний об окружающем мире

Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты ум­ственного развития, но без них последнее невозможно. По – этому основу воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

Определение объема и содержания зна­ний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка до­школьного возраста, - одна из традиционных проблем пе­дагогики. Первенство в решении этой проблемы принад­лежит Я. А.Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее ос­нование принцип энциклопедичности. Это значит, что в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ре­бенка какими-либо отдельными сторонами действитель­ности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о природе, о тру­де, о небесных светилах, об экономике и др.). Я. А. Комен­ский определил еще одно требование к знаниям для ма­леньких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий характер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.

В истории отечественного детского сада круг необходи­мых для развития ребенка знаний очерчивался программа­ми воспитания. Условно эти знания делились на знания о природе, о предметном мире, о труде и профессиях, о явле­ниях общественной жизни. В разделе знаний о явлениях общественной жизни преобладали знания политического характера (революция, вожди). В последние годы разработано много новых программ, где определен круг знаний об окружающем мире. Общим для всех программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и рукотвор­ный мир, человек и другие люди, человек и художествен­ные образы, человек и его личность, индивидуальность).

Любое предметное содержание знаний дошкольник мо­жет усвоить по-разному (А. А. Люблинская): в виде пред­ставлений (образы конкретных предметов), в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединен­ных на основе общих существенных признаков), в виде зна­ний-сведений, которые он получает от взрослых, в виде объяснения, рассказа из литературных произведений, ко­торые ему читают.

На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Пер­вую категорию составляют те знания, которые он усваива­ет без специального обучения, в повседневной жизни, об­щаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблю­дений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоя­тельно.

Исследования А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, П. Г. Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том слу­чае, если давать детям не разрозненные сведения, а систе­матизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действитель­ности (связь между ростом растений и условиями их суще­ствования и др.).

Усвоение систематизированных знаний развивает у ре­бенка умение вычленять основные стороны действитель­ности и увязывать их в целостные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами те­оретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе (В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова).

Условно средства умственного воспитания распределяют­ся на две группы: деятельность детей и произведения духов­ной и материальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: