Особенности развития. Традиционно Франция воспринимается как газетная страна

Традиционно Франция воспринимается как газетная страна. Хотя доля рынка печатаной прессы во Франции, как и в других странах, сокращается в связи с развитием телекоммуникаций и IT-технологий, этот процесс идет довольно низкими темпами и пресса пока еще продолжает оставаться самой доходной частью французского медиарынка.

Общий оборот рынка печатных СМИ во Франции составляет около 15 млрд. долларов. Наибольшая часть доходов поступает от розничной продажи и подписки, а не от рекламы, как во многих странах. Тираж французской прессы неуклонно сокращается, особенно в общенациональных газетах. Всего рынок печатных СМИ во Франции насчитывает около 4000 изданий (3939 на 2004 год). Эти издания подразделяются на несколько типов:

- общенациональные общественно-политические;

- региональные общественно-политические;

- специализированные массовые (женские, спортивные и т.д.);

- специализированные технические и профессиональные;

- бесплатные информационные.

Французский рынок печатных СМИ отличает две особенности. Во-первых, более высокие тиражи и большая доходность региональной прессы, по сравнению с центральной. Исторически центральная пресса во Франции была довольно узким сегментом, а ее аудитория достаточно немногочисленной для того, чтобы приносить высокие доходы. В настоящий момент общенациональная ежедневная и еженедельная пресса представлена 74 изданиями, 10 из которых - газеты, а остальное – журналы. При этом объемы ежедневной и еженедельной прессы практически равны.

Рынок региональной прессы, напротив, довольно многочисленный и более чем в два раза превышает общенациональную периодику. В регионах объем ежедневной прессы составляет 90 процентов от совокупного, то есть значительно превышает объем еженедельных газет и журналов. Всего на рынке региональной прессы насчитывается 460 изданий, около сотни из которых – газеты.

Французская ежедневная пресса переживает конъюнктурный и структурный кризис. Распространение национальных ежедневных газет за десять лет снижается в среднем на 2 % в год. Несмотря на обновление формулы издания, распространения с газетами книг, DVD и др., падение распространения не останавливается. Рентабельными являются только «Круа», «Эхо» и «Экип». «Фигаро» удается сохранить финансовое равновесие только за счет группы, которой она принадлежит. «Монд», «Трибюн» уже не первый год испытывают дефицит. Выживают предприятия прессы, которые заняли свою тематическую нишу (спорт, экономика и др.) или принадлежат коммуникационным мультимедийным или промышленным группам.

Несмотря на то, что в 2001-2005 гг. прессе ежегодно выделялись субсидии на модернизацию полиграфического оборудования и на социальные нужды, это не остановило падение читательской аудитории, а также процесс концентрации. Постоянная помощь предприятиям прессы со стороны государства не помогает снизить себестоимость газет. В 2006 г. правительством был продлен до 2010 г. специальный льготный налоговый режим, которым могут воспользоваться около 100 предприятий прессы. На 2007 г. в бюджете утверждена прямая помощь прессе в размере 274 млн. евро. Каждый из 34,4 млн. налогоплательщиков во Франции на помощь прессе вносит 19,62 евро.
Цифровая эра создала новый мир, который перевернул медиа-индустрию и ее экономику. За десять последних лет расходы на телефон, интернет в бюджете французов увеличились с 3% до 6%, а на ежедневную прессу в 2005 г. французы тратили всего 0,28% своего бюджета.

Крупнейшие газетные издатели Франции

· холдинг Le Figaro (Socpresse) Фигаро (Сокпресс);

· газетно-журнальная группа Le Mond (Монд), сформировавшаяся вокруг одноименной общенациональной газеты и выпускающая также еженедельники Télérama (Телерама), Courier International (Курье Интернасьональ), Le Monde Diplomatique (Монд дипломатик) и региональные газеты Midi Libre (Миди Либр), L’Indépendant (Эндепандан);

· группа France Antilles-Comareg (Франс Антий-Комарег), издающая 10 региональных газет (в Нормандии и Шампани) и 10 газет в заморских департаментах Франции (в Полинезии и на Антильских островах);

· группа Amaury (Амори) (на 25 процентов принадлежит Hachette Filipacchi Mèdias (Ашет Филипакши Медиа), владеющая региональной Le Parisien (Паризьен), общенациональной Aujourd’hui en France (Ожурдюи ан Франс), общенациональной спортивной газетой L’Ecuipe (Экип) и правами на проведение знаменитой велогонки Тур де Франс;

· группа Bayard Presse (Байар Пресс), владеющая крупной общенациональной католической газетой La Croix и контролирующая религиозные и молодежные издания в стране.

Вторая особенность национального рынка печатных СМИ – это преобладание интереса читателей к журнальной периодике, а не газетной. Именно журналами в основном представлена специализированная массовая и профессиональная пресса. Специализированная массовая пресса во Франции самая популярная, разнообразная и высоко доходная (почти 6 млрд. долларов в год; для сравнения объем рынка общенациональной прессы 2 млрд., региональной – 4 млрд. долларов). Доходы поступают, главным образом, от продажи изданий, а не от рекламы. Такой интерес французов к журнальной периодике объясняет тот факт, что по статистике количество ежедневных газет на 1000 человек во Франции ниже, чем в других европейских странах (143, в Германии – 291, в Финляндии – 445).

На рынке действует более 4100 журнальных изданий, из которых около 3000 – издания для потребителей и более 1000 – для бизнеса. Крупными журнальными издателями, кроме Hachette Filipacchi Mèdias (Lagardère) (Ашет Филипакши Медиа (Лагардер)) и Socpresse (Dassault) (Сокрпресс (Дассо)) являются две зарубежные группы: британская EMAP France (East Midland Allied Press) (ЕМАП Франс (Ист Мидланд Елайд Пресс)) и немецкая «Призма прессе» (Prisma Presse), принадлежащая концерну «Бертельсман». Разовый тираж изданий каждой из этих двух групп составляет около 250 млн. экземпляров.

С начала 2000-х годов во Франции наблюдается значительные темпы роста бесплатных информационных изданий. Хотя их доля на общем рынке прессы пока составляет 650 млн. долларов, ежегодное увеличение объемов намного выше, чем в других типах изданий. Бесплатные информационные газеты продолжают укреплять свои позиции во Франции как за счет появления новых названий, среди них и специализированные газеты, так и за счет роста распространения уже существующих. По статистическим данным за 2006 год в первую пятерку национальных газет по величине читательской аудитории попадают бесплатные газеты «20 Минют» и «Метро». Во время чемпионата мира по футболу летом 2006 г. стала выходить спортивная бесплатная газета, которая распространялась в 10 крупных городах. В июне в Париже и еще в 14 городах стала распространяться вечерняя бесплатная газета «Директ-суар», издающаяся французским предпринимателем Вэнсаном Боллоре. Это массовое развлекательное издание с крупными фото. Газета претендует стать настоящим таблоидом среди бесплатных изданий. Из 28 страниц 15 отводятся теме отдыха. В феврале 2007 г. вышла новая бесплатная газета «Матэн-плюс», финансируемая Боллоре (70%) и группой «Монд» (30%). Она должна присоединиться к уже существующей в провинции сети газет «Вилль- плюс». Такие газеты издаются в Марселе, Бордо, Лионе и др. крупных городах. Они были созданы региональными газетами, чтобы противостоять экспансии «Метро» и «20 Минют». «Марсей-плюс» издается газетой «Прованс», «Льон-плюс» – газетой «Прогре», выходящей в Лионе, «Бордо 7» – газетой «Сюд-Уэст», выходящей в Бордо. Чтобы претендовать на национальную рекламу, этой сети не хватало газеты в Париже.

Именно на печатные издания приходится во Франции значительная доля рекламы. Ее объемы в целом выше, чем на ТВ и радио. Однако в сравнении с другими европейскими странами и США французский рекламный рынок развит слабо. Так, на рекламу на одного жителя Франции в среднем приходится 228 долларов в год. Для сравнения в Германии – 235, в Великобритании – 325, в США – 557.

В 2006 г. отмечено оживление рынка рекламы в традиционных СМИ (пресса, радио, телевидение). Реклама на национальных телевизионных каналах выросла на 5,5%, в прессе – на 8,9%, на радио – на 6,6%. Но победителем является интернет, где в начале 2006 г. был отмечен стремительный взлет расходов на рекламу. В январе они выросли на 60% в сравнении с январем 2005 г. Прессе принадлежит 33,2% рекламного рынка, за ней следует телевидение (29,8%), обогатившееся тематическими каналами и наземным цифровым вещанием, на интернет в 2006 г. пришлось более 10% рынка. По мнению экспертов газеты «Эко», рынок рекламы в настоящее время находится в состоянии реструктуризации вокруг интерактивных медиа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: