Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Написание, оформление и защита курсовых и выпускных квалификационных работ
На историческом факультете
ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией исторического факультета
для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки
030401 «История», 031400 «Культурология» и 031502 «Музеология»
Нижний Новгород
УДК
ББК
Н- написание, оформление и защита курсовых и выпускных квалификационных работ на историческом факультете ннгу им. Н.И. лобачевского. Составители: Григорьева С.В., Дорофеев Ф.А., Кривцов Д.Ю., Маслов А.Н., Махлаюк А.В., Щенникова Е.Н.; Под общей редакцией А.В. Махлаюка. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2009. – с.
Рецензент: к.и.н., доцент Хазина А.В. (НГПУ)
В настоящем пособии излагаются общие требования к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ, даются рекомендации по подготовке студенческих учебно-научных сочинений, их структуре и содержанию, приводятся правила оформления, определяются порядок и процедура защиты, критерии оценки.
|
|
Пособие предназначено для студентов исторического факультета ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки 030401 «История» и 031400 «Культурология».
Ответственный за выпуск:
заместитель декана по научной работе исторического факультета ННГУ,
д.и.н., доцент Махлаюк А.В.
УДК
ББК
© Нижегородский государственный
Университет им. Н.И. Лобачевского, 2009
предисловие
Данное учебно-методическое пособие составлено на основе «Положения о студенческих курсовых и выпускных квалификационных работах исторического факультета ННГУ», утвержденного Ученым советом факультета, и обобщает опыт научно-методической работы кафедр исторического факультета. Цель пособия — помочь студентам в такой важной составной части обучения, как работа над учебно-исследовательским сочинением. В пособии подробно излагаются общие требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам разного уровня, даются детальные рекомендации по написанию и оформлению работ, определяются критерии их оценки и порядок защиты.
По сути дела, профессиональная деятельность исследователя-гуманитария (преподавателя гуманитарных дисциплин), сводится к работе с текстами источников и специальной литературой для создания на основе их анализа собственного текста (письменного или устного). В этом отношении курсовые и выпускные квалификационные сочинения являются незаменимым средством овладения основами профессии. Учебно-исследовательская работа студентов и магистрантов нацелена на то, чтобы выработать необходимые умения и навыки, научить приемам систематизации, анализа и литературного оформления материала, развить критическое мышление, привить вкус к научному поиску.
|
|
В работе над научно-учебными сочинениями, которая проходит в тесном взаимодействии студента и научного руководителя, в наибольшей степени реализуется принцип индивидуального подхода к обучению; студенты получают возможность непосредственно знакомиться с тем опытом научно-исследовательской работы, который накоплен преподавателями факультета, включаться в исследования, проводимые коллективами кафедр, проявить и развить свои способности. Научный и литературный уровень студенческой курсовой и квалификационной работы является не только важнейшим показателем роста студента как специалиста, но и одним из главных оснований для его рекомендации к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре. Таким образом, именно с первых курсовых работ начинается путь в науку, и даже если она не станет в последующем специальностью выпускников, приобретенные знания и навыки, умение работать с разными источниками информации, собственными усилиями приобретать, систематизировать и репрезентировать знания, безусловно, пригодятся во многих других сферах деятельности.
Именно через курсовые работы в значительной мере осуществляется та специализация студентов в различных областях исторической науки, культурологии, религиоведения и музеологии, которая осуществляется уже с I курса. Главная задача специализации заключается прежде всего в том, чтобы дать студенту углубленные знания, теоретическую и практическую подготовку в избранной конкретной области, и решается эта задача в немалой степени за счет настойчивой творческой работы. Ведь в отличие от большинства общих курсов, по которым сдаются экзамены и требуется главным образом усвоение и воспроизведение готового знания, подготовка курсовой и выпускной работы требует от студентов высокой степени самостоятельности и самодисциплины, креативного мышления, творчества. Для этого требуется последовательная, систематическая, целенаправленная работа на протяжении всего учебного года.
На историческом факультете ННГУ существует традиционно высокий уровень требований, предъявляемых к студенческим учебно-исследовательским работам. Без этого недостижима основательность профессиональной подготовки и фундаментальность образования, которое призван давать классический университет.