Понятие реорганизации и её правовые основы. Особенности налоговых проверок (камеральных и выездных) при реорганизации организации. Оформление результатов налоговых проверок (камеральных и выездных) реорганизуемого лица. Привлечение к ответственности правоприемника реорганизованного лица. Процедура ликвидации организации и её правовые основы. Особенности налоговых проверок (камеральной и выездной) при ликвидации организации. Оформление результатов налоговых проверок (камеральных и выездных) ликвидируемого лица. Отказ в ликвидации организации, имеющей налоговые долги.
1.Проверки в связи с реорганизацией организаций.Реорганизация — законный способ передачи активов от существующего хоз субъекта к вновь создаваемой орг или др сущ-ей орг. Однако Р часто исп орг, желающими уклониться от н.
Р является способом создания, прекращения и возникновения ЮЛ на базе обособленного имущ уже сущест-их ЮЛ. В хозяйственной деят-ти Р используется в различных целях: новации бизнеса, выделения наиболее перспективного направления в отдельный бизнес, раздела бизнеса между участниками ЮЛ или укрупнения и объединения схожих по сути направлений предпринимательской деятельности. Каждой из этих целей присущи свои способы Р.
Законодательство предусматривает 5 способов Р: 1. слияние, т.е. прекращение деятельности сливающихся организаций и образование на их базе нового ЮЛ; 2. присоединение — включение одного ЮЛ в состав другого ЮЛ с последующим прекращением существования первого; 3. разделение — возникновение на базе прекратившего существование ЮЛ новых ЮЛ; 4. выделение — возникновение нового ЮЛ в результате выхода из другого ЮЛ. 5. преобразование — изменение организационно-правовой формы ЮЛ.
При Р вновь возникшее или ранее существовавшее ЮЛ наделяется правами и принимает на себя обяз-ва реорган-ых лиц в порядке универсального правопреемства. Организация, которая передает свое имущ- и права называется правопредшественником, получает— правопреемником.
Р начинается с принятия учредителями решения о Р. О таком решении н\п обязан известить н.о. в течение 3 дней со дня его принятия.Заканчивается Р внесением соответ-ей записи в ЕГРЮЛ, т.е. с момента гос рег вновь возникших ЮЛ считается реорг-ым (за искл случая присоединения). При Р ЮЛ в форме присоединения к нему другого ЮЛ первое из них считается реорга-ым с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности второго ЮЛ.
На последнюю дату перед внесением записи в единый реестр лицо, прекращающее свое сущест-ие в результате Р, составляет заключ-ый баланс, в котором отражает все итоги по хозоперациям на последний день ее деят-ти. В этот же день стороны подписывают акт приема-передачи имущ и имущ-ых прав, свидетель-ий о факт передаче активов правопр-ку.
К правопр-ку переходят обязанности по уплате н, подаче НД реорг-ого ЮЛ, п и ш, подлежащих взысканию с реорг-ого ЮЛ за совершение н правон-ий, начисленных до завершения Р.
Если раздел-ый баланс при Р в форме разделения не позволяет определить долю правопр-ка реорг-ого ЮЛ, либо исключает возможность исполнения в объеме обязанностей по уплате н каким-либо правопр-ом, по решению суда вновь возникшие ЮЛ-ца могут солидарно исполнять обязанность по уплате н Р лица.
Если в результате выделения из состава н\п одного или нескольких ЮЛ нет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате н (п, ш), т.е. в результате Р не осталось ни денежных ср-тв, ни иного имущ, достаточного для погашения н обязательств, то по решению суда выделившиеся ЮЛ могут солидарно исполнять обязанность по уплате н (п, ш) Р лица.
Однако привлечь организации, образованные в результате разделениям выделения, к солидарной ответ-ти можно, если н.о. докажет в суде, что Р была направлена на неисполнение обязанностей по уплате н (п, ш).
Н.о. независимо от времени осуществления первичной проверки имеет право провести ВНП в связи с Рн\п. При этом проверяется период не превы-ий 3 календарных лет, предше-их году, в которому вынесено решение о проведении такой проверки.
Ликвидация или реорганизация ОПн\п не может рассматриваться как основание для проведения повторной ВНП поскольку, как следует из НК РФ, такая проверка проводится только в случае ликвидации или реорганизации юридических лиц.
Процедура ВНП н\п при его Р не отличается от процедуры проведения любой другой ВНП, однако на практике возникают некоторые особенности в ее проведении.
Таким образом, суды находят обоснованным проведение н.о. ВНП в связи с РЮЛ по завершении самой Р, но это лишает его возможности взыскать с правопреемника реорг-ого лица штраф, если в ходе проверки будут выявлены нарушения н закон-ва.
2. Проверки в связи с ликвидацией организаций. Ликвидация ЮЛ влечет за собой прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В ходе Л организация прекращает свое существование, поэтому все долги перед бюджетом и иными кредиторами она должна погасить самост-но.
Если для удовле-ия всех требований кредиторов имущ ЮЛ не хватает, данное лицо может быть Л-ано только в порядке банкротства, которое яв-ся частным случаем Л ЮЛ.
Л ЮЛ проходит в несколько этапов: начинается с принятия решения о Л и заканчивается внесением записи в ЕГРЮЛ о том, что ЮЛ ликвид-но.
ЮЛ м.б. ликв-но по решению его учредителей или суда. Л по решению суда касается следующих случаев: грубых нарушений закона при создании организации, если эти нарушения носят неустранимый характер; либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общ или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, д-ти, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусм ГК РФ.
Незамедлительно после принятия решения о Л ЮЛ участники обязаны направить письменное сообщение в уполн-ый орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе Л. На основании поданных сведений организации выдается свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ЛЮЛ.
Затем учредители ЮЛ назначают ликвид-ую комиссию и устана-ют порядок и сроки Л. С момента назначения ликвид-ой комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ЮЛ, в том числе право выступать в суде от его имени.
Далее следует оповестить кредиторов организации и уполн-ые гос органы о проведении процедуры Л. В частности, в течение 3 дней с момента принятия решения о Л организация должна оповестить н.о. по месту своего учета о своей Л.
По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторам ликвид-ая комиссия составляет промежуточный ликвид-ый баланс, который содержит сведения о составе имущества ликв-ого ЮЛ, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Данный баланс утверждается учредителями -ЮЛ или органом, принявшими решение о ЛЮЛ.
Далее производятся выплаты средств по долгам ликв-ого лица. Если для удовл-ия требований кредиторов имеющихся у ликви-ой организации денежных средств недостаточно, ликвид-ая комиссия продает имущ- организации с публичных торгов.
В случае отказа ликвид-ой комиссии от удовлетворения требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения до утверждения ликв-ого баланса ЮЛ кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвид-ой комиссии. По решению суда требования кредитора удовлетворены за счет оставшегося имущ- ликв-ого ЮЛ.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостатка имущ- ликвид-ого ЮЛ, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвид-ой комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, и требования, в удовл-ии которых решением суда кредитору отказано.
Следующий этап процедуры Л — утверждение учредителями ЮЛ оконч-ого ликв-ого баланса и расчет с этими учредителям, конечно, если у организ осталось имущ после расчетов с кред-ми.
Сведения о ЛЮЛ вносятся в ЕГРЮЛ, после чего Л считается завершенной, а ЮЛ - прекратившим существование. После внесения записи в ЕГРЮЛ регистр-ий н.о. направляет соот-щее свиде-тво и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения ЮЛ.
По результатам ВНП составляется акт и выносится решение направляются ликвид-ой комиссии, сведения о которой вносятся в ЕГРЮЛ одновременно с записью о начале процедуры ЛЮЛ.
Направление н.о. требований о предост-ии до, акта по результатам проверки или решения на юр адрес н\п, а не на адрес ликв-ой комиссии яв-ся нарушением правил, влечет отмену решения н.о..
Предъяв-ые н.о. требования по уплате н, п и ш, выявленным в ходе ВНП, вносятся в промежуточный ликвид-ый баланс среди требований прочих кредиторов. С момента принятия общим собранием участников орг решения о ее Л и утверждения ликвид-ой комиссии применять обычный порядок взыскания н недоимок, ш и п нельзя. Применять бесспорное взыскание задолженности нельзя.
Н.о. должен направить свои требования по уплате н, с, п и ш в срок, устан-ый для направления требований кредиторов. Такой срок начинает исчисляться с момента публичного оповещения кредиторов в СМИ о проведении процедуры Л и длится минимум 2 месяца.
Если у организации на момент Л имеется переплата по н и с, можно либо зачесть в счет имеющихся недоимок или взносов в фонды, либо возвратить, если задолженности бюджетным обязательствам у н\п нет.
Наличие у н\п недоимки по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов зачастую расценивается н.о. как основание для отказа в гос. регистрации ликвидации ЮЛ. При этом они руковод-тся рекомендациями, изложенными в письме ФНС России.
По мнению ФНС России, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности организации перед бюджетом, равнозначно его непредставлению в регистрирующий орган.
11. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ