Законодательством Российской Федерации предусмотрено применение к организации-должнику следующих процедур: реорганизационных, ликвидационных, заключение мирового соглашения. Эти процедуры кроме добровольной ликвидации осуществляются через арбитражный суд. Основание для возбуждения производства по делу о несостоятельности — заявление должника, его кредиторов или органов, наделенных соответствующей компетенцией (рис. 27).
С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не в праве в индивидуальном порядке обращаться к нему для удовлетворения своих требований.
Для обеспечения сохранности имущества должника вводится процедура наблюдения. Арбитражным судом назначается временный управляющий. Им может быть только физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и получившее лицензию арбитражного управляющего.
Одна из важнейших обязанностей временного управляющего — проведение анализа финансового состояния должника. Он изучает динамику денежного потока, получаемого должником, дает оценку показателей платежеспособности, ликвидности баланса, кредитоспособности и рентабельности. Проводится рыночная оценка стоимости имущества должника.
|
|
Рис. 27. Процедура реанимации предприятия-должника |
Выбор конкретных методов, круга анализируемой информации производится с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника. Изучению и анализу подлежат не только документы бухгалтерского учета и отчетности, но и финансовые, документы статистической отчетности, информация, характеризующая местоположение должника, его производственно-технологическую и социальную инфраструктуру, место на товарных рынках, положение основных конкурентов.
Один из элементов анализа — проведение прогнозных разработок, позволяющих подтвердить или опровергнуть реальную возможность и предполагаемые сроки восстановления платежеспособности должника.
Для проведения финансового анализа временному управляющему отводится 3 месяца. Он имеет право привлекать в качестве консультантов или исполнителей аудиторов, бухгалтеров, финансовых аналитиков, специалистов в области маркетинга, иных специалистов.
При выполнении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с назначившим его арбитражным судом. По окончании наблюдения наряду с отчетом о своей деятельности он представляет в арбитражный суд сведения о финансовом состоянии должника и выводы о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.
|
|
По инициативе временного управляющего созывается собрание кредиторов. Большинством голосов принимается решение о введении и продлении внешнего управления, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо о заключении мирового соглашения.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или выносит определение о введении внешнего управления, утверждает мировое соглашение. Процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.
Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев. Срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Руководитель организации-должника отстраняется от должности, управление делами возлагается на внешнего управляющего. Органы управления должника в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. Вводится мораторий на удовлетворение кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника; заключать от его имени мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий обязан:
принять в ведение имущество должника и провести инвентаризацию;
открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
рассматривать требования кредиторов;
вести реестр требований кредиторов;
представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.
Не позднее 1 месяца с момента назначения внешний управляющий разрабатывает план управления, представляемый на утверждение собранию кредиторов. Этот план должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника.
План рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2 месяца с момента введения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 2 недели до проведения собрания.
Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
ликвидация дебиторской задолженности;
продажа части имущества;
продажа предприятия (бизнеса);
иные способы.
Не позднее чем за 15 дней до истечения срока внешнего управления, а также при наличии оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет.
Отчет должен содержать:
баланс должника на последнюю отчетную дату;
счет прибылей и убытков организации;
сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
расшифровку оставшейся дебиторской задолженности;
иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности.
К отчету должен быть приложен реестр требований кредиторов.
По результатам отчета собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
|
|
о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности и переходе к расчетам с кредиторами;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
о заключении мирового соглашения.
Рассмотренные собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд. Утверждение отчета является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Устанавливается срок расчета с кредиторами, который не может превышать 6 месяцев. Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим. Конкурсный управляющий публикует сведения об открытии конкурсного производства в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении.
Конкурсный управляющий выполняет следующие функции:
принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по его сохранности;
анализирует финансовое состояние должника;
уведомляет работников организации-должника о предстоящем увольнении;
заявляет отказ от исполнения договоров должника;
принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Все имущество должника, выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, которая подлежит продаже на открытых торгах. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору;
|
|
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или их собранию отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и ходе конкурсного производства. После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить отчет о результатах конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства — это основание для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должника и (или) прекращении его обязательств путем предоставления отступного, новации обязательств, прощения долга либо иными способами. Мировое соглашение может содержать условия:
об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
уступке прав требования должника;
исполнении обязательств должника третьими лицами;
скидке с долга;
обмене требований на акции;
удовлетворении требований кредиторов иными способами.
С момента утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия временного, внешнего, конкурсного управляющих. Должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами.
В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением.
Механизм банкротства применительно к сельскохозяйственному предприятию имеет специфические особенности:
выбытие земли из хозяйственного оборота недопустимо, она должна передаваться более эффективным собственникам без нарушения последовательности проведения технологического комплекса работ;
необходимо восстановление системы почвозащитного земледелия;
следует сохранять, а в перспективе и увеличивать объемы производства сельскохозяйственной продукции;
требуются меры, направленные на социальную защиту населения, сохранение общего числа рабочих мест;
передача в собственность земли, основных и оборотных средств должна осуществляться по завершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного технологического цикла работ.