Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы.
Стресс — это состояние психической напряженности, которая возникает в ситуациях, когда человеку либо трудно предположить, что произойдет в дальнейшем (например, ситуация дефицита времени), либо он сталкивается одновременно с таким большим числом событий или информации, что не в состоянии это оценить или принять решение. Стресс — это обязательный компонент человеческой деятельности.
В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими.
Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций — «синдром хронической усталости». Результаты таких стрессов — болезни (язва желудка, астма, мигрень, болезни сердца и т. д.).
Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не успевает принимать решения и т. д. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно заботиться о рациональной организации труда подчиненных, создании и укреплении морально-психологического климата в коллективе, что в значительной мере позволяет исключить стрессовые ситуации.
Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, понижается его интерес к общению.
Причинами стресса могут быть:
организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;
конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоречивые требования;
неопределенность ролей в будущем;
неинтересная работа;
личностные факторы.
Стресс наряду с отрицательным может оказывать и положительное влияние. Положительное влияние состоит в том, что он способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы.
Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен научиться управлять ими.
Управление стрессами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом.
Есть два подхода к управлению стрессами:
внести изменения в менеджмент, чтобы устранить причины стрессов; для этого надо оценить способности, потребности, склонности работников, четко определить зону своих полномочий и ответственности, использовать двустороннюю коммуникацию и т. д.;
принять конкретные меры индивидуального характера, разрабатывать программы по нейтрализации стрессов (медитация, расслабление, психоанализ, диета, спорт и т. д.).
Одна из насущных задач современного менеджмента — поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при долгом пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровья.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте понятие конфликта. Каковы его виды?
2.Какие этапы проходит конфликт в своем развитии?
3.Каковы функции конфликтов?
4.Как может быть разрешен конфликт?
5.Как менеджер может управлять стрессами?