Агрегирование — укрупнение экономических показателей посредством объединения их в группу. Агрегированные показатели — это обобщенные синтетические измерители, объединяющие многие частные. Агрегирование осуществляется посредством суммирования, группировки или других способов сведения частных показателей к обобщенным.
Адаптация — приспособление системы и ее отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды.
Административные методы менеджмента — способы и формы управления, в основе которых лежит распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, установки, спускаемые сверху.
Альтернатива — 1) один из возможных вариантов экономического поведения, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего; 2) управленческое решение, исключающее данное.
Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними для выявления источников, факторов и причин различного вида рисков, сопоставление возможных потерь и выгод.
Анализ системы менеджмента — процесс исследования организационной структуры и системы управления на предмет их жизнеспособности, конкурентоспособности для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности их воздействия на результаты деятельности.
Анализ ситуации — изучение параметров управляемого объекта, внешних условий и конкретных ситуаций при разработке или реализации управленческого решения.
Антикризисное управление — система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.
Венчурные предприятия — небольшие фирмы, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений, технологических инноваций.
Вероятностное решение — решение, принятое в условиях риска или неопределенности, результат которого — несколько вероятных событий.
Вертикальные коммуникации — обмен информацией между уровнями иерархии.
Власть — реальная возможность распоряжаться ресурсами организации.
Внешняя среда системы менеджмента — компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, оказывающие прямое или косвенное влияние на ее устойчивость, эффективность и конкурентоспособность.
Внутрифирменная информационная система — совокупность информационных потоков, обслуживающих потребности организационных центров принятия решений. Состоит из технических средств обработки информации, каналов связи и информации, зафиксированной на определенных носителях.
Горизонтальные коммуникации — обмен информацией между подразделениями одного уровня иерархии.
Делегирование — передача задач и полномочий определенному лицу, принимающему на себя их выполнение.
Деловая стратегия — стратегия на уровне отдельных предприятий, фирм, входящих в корпорацию или холдинг. Главная задача — обеспечение устойчивого конкурентного преимущества.
«Дерево целей» — структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»).
Детерминированное решение — решение, принятое в условиях определенности, результат которого — единственное событие с вероятностью наступления, близкой единице.
Диверсификация риска — 1) распределение инвестируемых средств между различными не связанными между собой объектами с целью снижения риска; 2) расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимое с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
Дотация — денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на его производство и продажу.
Имидж — образ, представление, целенаправленно разработанные и пропагандируемые.
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Интеграция — процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.
Информационная технология — комплекс методов и технических средств получения, хранения, преобразований и использования информации.
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или профессиональным ростом.
Качество управленческого решения — совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.
Коммерческий риск — вероятность потерь, связанных с коммерческой деятельностью.
Коммуникационный процесс — последовательность взаимосвязанных этапов, необходимых для осуществления информационного обмена: формулирование идей, кодирование информации, выбор канала связи и передачи сообщения, декодирование сообщения, формирование ответа и передача его отправителю.
Коммуникация — процесс обмена информацией.
Компетентность — область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами.
Конгломерат — одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, работающих в разных секторах рынка. У входящих в него фирм сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализации управления.
Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкуренция — состязание между производителями (продавцами) товаров, в общем случае — между любыми экономическими субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование в рыночной экономике и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования.
Конфликт — противоречие во взглядах и отношениях, столкновение противоположных интересов, острый спор.
Концепция — 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления природы и общества.
Корпоративная культура — совокупность взглядов, ценностных ориентации и норм поведения, которые разделяют члены организации.
Коэффициент риска — показатель степени риска, определяемый отношением максимально возможного убытка к собственному капиталу инвестора.
Критерий выбора — показатель, на основе которого производится сравнение альтернатив ивыбор оптимального решения.
Культура организации — способ выполнения работы и отношения к людям. На культуру организации влияют ее происхождение, форма собственности, яркие события.
Лидерство — способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации; один из механизмов интеграции групповой деятельности.
Лимитирование риска — установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением, с целью снижения степени риска.
Линейные полномочия — право руководителя единолично принимать решения по всем вопросам, возникающим в подчиненном ему коллективе.
Лицензия — разрешение на осуществление: 1) экспортно-импортных операций, ввоз и вывоз товаров в ограниченных пределах, выдаваемое государственными органами в целях контроля экспорта, импорта, движения валюты; 2) разнообразных видов деятельности в определенных пределах, выдаваемое государственными органами применительно к тем видам, которые нуждаются в ограничении, или в целях взимания платежей за выдаваемое разрешение.
Макросреда — экономическая, природная, культурная и политическая среда, в которой функционирует группа.
Маркетинг — важнейшая функция управления на основе учета и анализа внешних факторов. Призван приспособить производство к требованиям рынка.
Менеджмент — совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента — высокая эффективность производства, лучшее использование ресурсного потенциала предприятия.
Микросреда — экономическая среда, связанная с фирмой и обслуживанием ее клиентуры, включая поставщиков, покупателей, потребителей услуг и контактные группы, проявляющие интерес к фирме и способные влиять на ее деятельность.
Миссия — цель деятельности организации, ориентированная на будущее.
Мониторинг — непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности.
Мотивация — управленческая функция, использующая мотивы поведения человека для того, чтобы добиться его эффективной деятельности в организации.
Норма управляемости — число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю.
Ноу-хау — совокупность знаний, сведений научно-технического, производственно-технологического, управленческого, финан сово-экономического, коммерческого характера, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих собой новинку, а также опыта их применения на практике.
Обратная связь — реакция получателя на принятое сообщение, доведенная до отправителя, средство повышения эффективности процесса коммуникации.
Оперативное управление — управление текущими событиями, включающее оперативные планирование, учет, контроль.
Опцион — соглашение, предоставляющее одной из сторон, заключающих биржевую сделку купли-продажи, право выбора между альтернативными условиями.
Организация — 1) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей; 2) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач.
Ответственность — обязательство работника выполнять задачи, присущие занимаемой им должности, и отвечать за результаты своей деятельности.
Параллельные полномочия — разновидность аппаратных полномочий, означающая право отменять решения линейного руководителя (право вето).
Партнерство — важный элемент корпоративной культуры, означающий-признание взаимозависимости интересов и прав работников на основе доверия, открытости, взаимопомощи.
Патент — документ, содержащий разрешение на занятие каким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении зафиксированных условий и внесении платежа (патентного сбора).
Полномочия — ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и определять действия ее работников.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.
Принцип — основное, исходное положение теории, правила деятельности организации в какой-либо сфере или поведения личности.
Проблема — расхождение между желаемым и реальным состояниями объекта управления.
Процедура — 1) составная часть операции, процесса; 2) официально установленный, предусмотренный правилами способ и порядок действий при ведении дел.
Процесс принятия решений — последовательность действий субъекта управления, направленная на разрешение проблем организации и заключающаяся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Профессионализация — процесс повышения квалификации под влиянием психологических установок личности, которые проявляются в виде намерений, планов, программ достижения конечной цели.
Регулирование — управленческая функция по ликвидации отклонений, возникших в ходе процесса производства и управления, и приведению системы и объекта управления в равновесие.
Рекомендательные полномочия — разновидность аппаратных полномочий, означающая право давать линейному руководителю советы и рекомендации, следовать которым он, однако, не обязан.
Репутация (реноме) — создавшееся мнение о качествах, достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо.
Решение — выбор альтернативы.
Риск — опасность непредвиденных потерь прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.
Риск-менеджмент (управление риском) — одна из функций современного менеджмента, связанная с анализом возможного риска при осуществлении коммерческих операций и разработкой мер по его снижению и компенсации.
Руководство — функция управления, состоящая в принятии решений, разработке целей и стратегии управления, координации всех уровней организации, общем контроле и подборе кадров.
Рыночные отношения — система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.
Семантические барьеры — трудности в процессе коммуникации из-за различного значения слов для людей разных национальных культур, профессий, уровней образования, социальных слоев ит. д.
Сепаратизм — политика региональной экономики, стремление создать независимый рынок, получить полную экономическую независимость и самостоятельность.
Система — совокупность элементов, связаных друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Система управления кадрами — включает кадровую политику, требования к кадрам управления, формирование штатно-должностной их структуры, подбор и формирование управленческого коллектива, оценку кадров управления.
Система управления экономикой — совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления, используемых органами управления, управленческим персоналом. Иерархическая структура, разделенная на уровни.
Социальная ответственность — действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Определяется общественной значимостью предприятия и характеризуется следующими составляющими: ответственное общественное, стабильное коммуникационное и инновационное поведение.
Социальная политика организации — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством в области социального развития коллектива и охраны окружающей среды как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента.
Социальный контроль — совокупность способов воздействия через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и прочее, с помощью которых поведение работников приводится в соответствии со сложившимися ценностями и стандартами.
Спекулятивный риск — вероятность получения не только отрицательного (потери, убыток), но иположительного (дохозяйственная прибыль) экономического результата.
Статус — правовое положение предприятия, предпринимателя, определяемое их организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.
Стиль руководства — способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с ними в процессе исполнения служебных обязанностей.
Стратегия — долговременные наиболее принципиальные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
Стратегический менеджмент — одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей предприятия и разработке конкретных программ их достижения.
Страхование риска — способ компенсации вероятных потерь, заключающийся всоздании специальных денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов.
Субвенция — денежное пособие, выделяемое центральными органами на целевое финансирование определенного мероприятия, объекта. При нарушении целевого использования субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.
Субординация — соблюдение рангов, строгое подчинение младших старшим в соответствии со служебной дисциплиной.
Субсидия — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам.
Тактика — кратковременное экономическое поведение, линия действий, рассчитанная на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации.
Тенденция — выявленные в результате анализа устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие системе; направленность процессов.
Технократия — подход к экономическим процессам и явлениям с чисто технических позиций, без учета социально-экономических факторов и последствий принимаемых технических решений.
Технология управления — последовательность выполнения взаимосвязанных операций по преобразованию предмета управленческого труда (информации) в продукт — управленческое решение.
Точка безубыточности — объем продукции, при котором предприятие полностью покрывает свои издержки на производство, но не получает прибыль.
Трансферт— 1) перевод иностранной валюты из одной страны в другую; 2) передача одним лицом другому права владения ценными бумагами; 3) перенос оплаты по сделке с одного счета на другой.
Тренд — направленность изменения показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций их изменения.
Управление — сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов управления на людей и экономические субъекты, осуществляемое с целью получить желаемые результаты.
Управление риском — деятельность предприятия, банка, направленная на сокращение возможных потерь, обусловленных риском. Наиболее распространенные методы — диверсификация риска, изучение рынка, клиентов, маркетинговые исследования, страхование риска.
Управленческий потенциал — совокупность всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления.
Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации.
Устав предприятия — зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами игосударственными органами, права и обязанности.
Учет — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических субъектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.
Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности.
Финансовый менеджмент — система управления финансами коммерческой организации, направленная на развитие и совершенствование финансовых отношений путем постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления для повышения эффективности производства.
Форвард — форма срочных, быстрых расчетов, производимых не более чем через два дня после заключения сделки. Обычно форвардные сделки совершаются банками, торгово-промышленными фирмами с целью избежать возможных убытков от колебания, изменения цен, курсов валют.
Функциональное управление — управление по функциям, в процессе которого каждый руководитель ведает исполнением определенного круга функций, работ (производственные, технологические, проектные, финансовые, информационные, обеспечивающие).
Фьючерсный контракт — соглашение поставить, продать товар или принять поставку (купить товар в определенном количестве) по цене, оговоренной при заключении контракта. Фьючерсные контракты продают и покупают на рынках как ценные бумаги.
Хеджирование — страхование, снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.
Холдинг — корпорация, компания, головное предприятие, управляющее деятельностью или контролирующее деятельность других предприятий, компаний.
Целевой рынок — часть освоенного рынка, на котором предприятие концентрирует свои усилия на определенной группе потребителей (сегменте), имеющих схожие характеристики и покупательное поведение.
Целевое управление — управление, ориентированное на конкретный результат.
Цели — конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых для нее желательно и на достижение которых направлена ее деятельность.
Человеческий капитал — способности и навыки людей, которые могут стать источниками доходов для них самих, организации, государства.
Чистый риск — вероятность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата.
Широкая норма управляемости — норма управляемости, при которой каждый менеджер имеет большое (более пяти) число подчиненных.
Экономическая культура — система ценностей и побуждений уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху, создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. д.
Эмбарго — запрет на импорт какого-либо товара.
Этика — совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.
Этикет — установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе, в определенной среде.
Юридическое лицо — организация (учреждение, предприятие, фирма), выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющая основные признаки юридического лица.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.
Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
Антикризисное управление /Под ред. И. К. Ларионова. — М.: Дашков и К0, 2005.
Базаров Т. Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса //Теория и практика антикризисного управления. — М.: ЮНИ-ТИ, 1996.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 1995.
Бизюкова И. В. Подбор и оценка кадров управления. — М.: Экономика, 1996.
Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. — М: Ассиана, 1996.
Валуев С. А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993.
Вальтер О. Э., Понеделкова Е. Н, КарпилинД. А. Финансовый менеджмент. — М.: Колос, 2002.
Васильеве. Н. Организация производства в условиях рынка. — М.: Машиностроение, 1993.
Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Триада, ЛТД, 1997.
Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы/Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарика, 1998.
Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: МГУ, 1995.
Ворожейкина Т. М., Игнатов В. Д. Логистика в АПК. — М.: КолосС, 2005.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер /Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.
Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Глухое В. В. Основы менеджмента. — СПб.: Спец. литература, 1995.
Глущенко В. В. Менеджмент: системные основы. — 2-е изд. — М.: ТО-ОНПЦ Крылья, 1998.
Гордиенко Ю. Ф., Обухов Д. В., Самыгин С. И. Управление персоналом. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. — М.: Дело, 1993.
Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 1997.
Доусон Р. Уверенно принимать решения /Пер. с англ. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте/Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.
Егоршин А. 77. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ, 1997.
Захарьин В. Р. Менеджмент на предприятиях агропромышленного комплекса: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003.
Иванцевич Дж.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.— М.: Дело, 1993.
Игнатьева А. В. Основы менеджмента. — М.: Экономическое образование, 1995.
Инновационный менеджмент/Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
ИоноваА. Ф., Комарова М. А., Максимцов М. М. Словарь терминов рыночной экономики. — М.: Недра, 1994.
Кабаченко Т. С. Психология управления. — М., 1996.
Кабуткин Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие. — М.: ТОО «Остожье», 1999.
Казанцев А. К., Крупанин А. А. Менеджмент в предпринимательстве: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Климычев В. И. Менеджмент: Учебное пособие. — Н. Новгород, 1997.
Козлов В. Д. Управление организационной культурой. — М.: МГУ, 1991.
Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы/Пер. с франц. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
Комаров М. А. и др. Оценка точности предпринимательских прогнозов и риска. —Дубна: Геоинформмарк, 1996.
Королев Ю. Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г. Н., Никифорова Е. Н. Менеджмент в АПК/Под ред. Ю. Б. Королева. — М.: Колос, 2000.
Костенко И. А. Управление кадрами в новых экономических условиях. — Ярославль, Верхняя Волга, 1997.
Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М. А. Менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1993.
Кретов И. И. Маркетинг на предприятии. — М.: Финстатинформ, 1994.
Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. - СПб.: Изд. дом М и М, 1997.
Лэнд П. Э. Менеджмент — искусство управлять/Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1995.
Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент на предприятиях ЛПК. - М.: Колос, 1999.
Макарова И. К. Управление персоналом: Учебник. — М.: Юриспруденция, 2002.
Маренков Н. Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. — М.: Национальный институт бизнеса, 2004.
Маркетинг/Под ред. А. В. Пошатаева. — М.: КолосС, 2005.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/ Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Менеджмент организации/Под ред. 3. П. Румянцевой, Н. А. Солома-тина. - М.: ИНФРА-М, 1996.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.
Минниханов Р. Н., Алексеев В. В., Файзрахманов Д. И,, СагдиевМ.А. Инновационный менеджмент в АПК. — М.: МСХА, 2003.
Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. — Казань: 1994.
Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений /Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
ОпалевА. В. Умение общаться с людьми. Этикет делового человека. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
Организация и управление производством /В. Д. Коротнев, Л. Б. Винничек, Г. Н. Кочетова и др. — М.: КолосС, 2005.
Основы менеджмента/Под ред. Д. Д. Вачугова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Высшая школа, 2003.
Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов /Под ред. А. А. Радушна. — М.: Центр, 1998.
Основы управления персоналом /Под ред. Б. М. Генкина. — М.: Высшая школа, 1996.
Пилтев Н.А. Управление агропромышленным производством. — М.: Колос, 2000.
Поляков В. А. Технология карьеры: Практическое руководство. — М.: Дело, 1995.
Пошатаев А. В., Беспалов В. А. Управление сельскохозяйственным производством. — М.: Колос, 1995.
Пригожин А. И. Современная социология организаций. — М.: Интер-пракс, 1995.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.
Рассадин В. В. Управление в АПК. — Ульяновск: ГСХА, 2004.
Родионова Н. В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
РозенбергД. М. Бизнес, менеджмент. Терминологический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.
Романов А. И. и др. Маркетинг. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Рюттенгер Р. Культура предпринимательства (секреты делового успеха) /Пер. с нем. - М.: ЭКОМ, 1992.
Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Дашков и К0, 2005.
Словарь-справочник менеджера /Под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Соломатин Н. А., Румянцева 3. П. Менеджмент организации: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1995.
Сорокин П. П. Основы менеджмента и маркетинга в агробизнесе. — М.: Прогресс-Академия, 1994.
Сотникова С. И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Теория и практика антикризисного управления /Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995.
Управление в АПК /Ю. Б. Королев и др. Под ред. Ю. Б. Королева. — М.: КолосС, 2002.
Управление качеством/Под ред. Е. И. Семеновой. — М.: КолосС, 2005.
Управление общественным производством/Под ред. А. И. Наумова, Ю. И. Краснопояса. - М.: МГУ, 1991.
Управление организацией /Под ред. А. Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н. А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Управление организацией: Энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Управление персоналом организации/Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1997.
Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Управление сельскохозяйственным производством: Учебник/Под ред. Г. М. Лозы, Г. И. Будылкина. — М.: Колос, 1982.
Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник/А. А. Володин и др. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы/ Под ред. Ю. М. Забродина, Н. А. Носова. — М.: 1997.
Уткин Э. А. Управление фирмой. — М.: Акалис, 1996.
Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. — М.: Акалис, 1996.
Ушачев И. Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. — М.: Экономика и информатика, 1999.
Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 1997.
Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Чернов В. А. Финансовая политика организации: Учебное пособие для вузов/Под ред. М. И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА