Основные термины и понятия

Агрегирование — укрупнение экономических показателей по­средством объединения их в группу. Агрегированные показате­ли — это обобщенные синтетические измерители, объединяющие многие частные. Агрегирование осуществляется посредством сум­мирования, группировки или других способов сведения частных показателей к обобщенным.

Адаптация приспособление системы и ее отдельных элемен­тов к изменяющимся условиям внешней среды.

Административные методы менеджмента — способы и формы управления, в основе которых лежит распорядительство, опираю­щееся на приказы, распоряжения, установки, спускаемые сверху.

Альтернатива — 1) один из возможных вариантов экономичес­кого поведения, сравниваемый с другим вариантом в целях выбо­ра лучшего; 2) управленческое решение, исключающее данное.

Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, ус­тановление взаимосвязей между ними для выявления источников, факторов и причин различного вида рисков, сопоставление воз­можных потерь и выгод.

Анализ системы менеджмента — процесс исследования орга­низационной структуры и системы управления на предмет их жизнеспособности, конкурентоспособности для дальнейшего со­вершенствования и повышения эффективности их воздействия на результаты деятельности.

Анализ ситуации — изучение параметров управляемого объекта, внешних условий и конкретных ситуаций при разработке или реа­лизации управленческого решения.

Антикризисное управление — система управленческих мер по ди­агностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кри­зисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Венчурные предприятия небольшие фирмы, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических но­вовведений, технологических инноваций.

Вероятностное решение решение, принятое в условиях риска или неопределенности, результат которого — несколько вероят­ных событий.

Вертикальные коммуникации обмен информацией между уровнями иерархии.

Власть реальная возможность распоряжаться ресурсами организации.

Внешняя среда системы менеджмента — компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, оказываю­щие прямое или косвенное влияние на ее устойчивость, эффек­тивность и конкурентоспособность.

Внутрифирменная информационная система — совокупность информационных потоков, обслуживающих потребности органи­зационных центров принятия решений. Состоит из технических средств обработки информации, каналов связи и информации, за­фиксированной на определенных носителях.

Горизонтальные коммуникации — обмен информацией между подразделениями одного уровня иерархии.

Делегирование — передача задач и полномочий определенному лицу, принимающему на себя их выполнение.

Деловая стратегия — стратегия на уровне отдельных пред­приятий, фирм, входящих в корпорацию или холдинг. Главная задача — обеспечение устойчивого конкурентного преимуще­ства.

«Дерево целей» — структурированная, построенная по иерархи­ческому принципу (ранжированная по уровням) совокупность це­лей системы, программы, плана, в которой выделены главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»).

Детерминированное решение решение, принятое в условиях определенности, результат которого — единственное событие с ве­роятностью наступления, близкой единице.

Диверсификация риска — 1) распределение инвестируемых средств между различными не связанными между собой объекта­ми с целью снижения риска; 2) расширение ассортимента, изме­нение вида продукции, производимое с целью повышения эффек­тивности производства, получения экономической выгоды, пре­дотвращения банкротства.

Дотация — денежные средства, выделяемые из государственно­го и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от прода­жи производимого продукта меньше издержек на его производ­ство и продажу.

Имидж образ, представление, целенаправленно разработан­ные и пропагандируемые.

Инвестиции долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-эко­номические программы, инновационные проекты.

Инновации нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Интеграция процесс объединения усилий всех подразделе­ний организации для достижения ее целей и задач.

Информационная технология — комплекс методов и техничес­ких средств получения, хранения, преобразований и использова­ния информации.

Карьера — это результат осознанной позиции и поведения че­ловека в области трудовой деятельности, связанной с должност­ным или профессиональным ростом.

Качество управленческого решения — совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспе­чивающих реальность его реализации.

Коммерческий риск — вероятность потерь, связанных с коммер­ческой деятельностью.

Коммуникационный процесс — последовательность взаимосвя­занных этапов, необходимых для осуществления информационно­го обмена: формулирование идей, кодирование информации, вы­бор канала связи и передачи сообщения, декодирование сообще­ния, формирование ответа и передача его отправителю.

Коммуникация — процесс обмена информацией.

Компетентность — область полномочий управляющего орга­на, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных орга­нов и лиц устанавливается законами, другими нормативными ак­тами, положениями, инструкциями, уставами.

Конгломерат — одна из форм союза, объединения разнопро­фильных фирм, работающих в разных секторах рынка. У входя­щих в него фирм сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализации управления.

Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкуренция состязание между производителями (продавца­ми) товаров, в общем случае — между любыми экономическими субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование в рыночной экономике и один из наиболее дей­ственных механизмов отбора и регулирования.

Конфликт — противоречие во взглядах и отношениях, столкно­вение противоположных интересов, острый спор.

Концепция — 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления природы и общества.

Корпоративная культура — совокупность взглядов, ценностных ориентации и норм поведения, которые разделяют члены органи­зации.

Коэффициент риска — показатель степени риска, определяе­мый отношением максимально возможного убытка к собственно­му капиталу инвестора.

Критерий выбора — показатель, на основе которого произво­дится сравнение альтернатив ивыбор оптимального решения.

Культура организации — способ выполнения работы и отноше­ния к людям. На культуру организации влияют ее происхождение, форма собственности, яркие события.

Лидерство способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации; один из механизмов интеграции груп­повой деятельности.

Лимитирование риска — установление предельных сумм издер­жек, связанных с определенным решением, с целью снижения степени риска.

Линейные полномочия — право руководителя единолично при­нимать решения по всем вопросам, возникающим в подчиненном ему коллективе.

Лицензия — разрешение на осуществление: 1) экспортно-им­портных операций, ввоз и вывоз товаров в ограниченных преде­лах, выдаваемое государственными органами в целях контроля эк­спорта, импорта, движения валюты; 2) разнообразных видов дея­тельности в определенных пределах, выдаваемое государственны­ми органами применительно к тем видам, которые нуждаются в ограничении, или в целях взимания платежей за выдаваемое раз­решение.

Макросреда — экономическая, природная, культурная и поли­тическая среда, в которой функционирует группа.

Маркетинг важнейшая функция управления на основе учета и анализа внешних факторов. Призван приспособить производ­ство к требованиям рынка.

Менеджмент — совокупность принципов, форм, методов, при­емов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Ос­новная цель менеджмента — высокая эффективность производ­ства, лучшее использование ресурсного потенциала предприятия.

Микросреда — экономическая среда, связанная с фирмой и об­служиванием ее клиентуры, включая поставщиков, покупателей, потребителей услуг и контактные группы, проявляющие интерес к фирме и способные влиять на ее деятельность.

Миссия цель деятельности организации, ориентированная на будущее.

Мониторинг непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности.

Мотивация управленческая функция, использующая мотивы поведения человека для того, чтобы добиться его эффективной де­ятельности в организации.

Норма управляемости — число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю.

Ноу-хау совокупность знаний, сведений научно-техническо­го, производственно-технологического, управленческого, финан сово-экономического, коммерческого характера, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих собой новинку, а также опыта их применения на практике.

Обратная связь — реакция получателя на принятое сообщение, доведенная до отправителя, средство повышения эффективности процесса коммуникации.

Оперативное управление управление текущими событиями, включающее оперативные планирование, учет, контроль.

Опцион — соглашение, предоставляющее одной из сторон, зак­лючающих биржевую сделку купли-продажи, право выбора между альтернативными условиями.

Организация 1) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов систе­мы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей; 2) форма объединения людей для их совместной деятель­ности в рамках определенной структуры, учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач.

Ответственность обязательство работника выполнять зада­чи, присущие занимаемой им должности, и отвечать за результаты своей деятельности.

Параллельные полномочия разновидность аппаратных полно­мочий, означающая право отменять решения линейного руково­дителя (право вето).

Партнерство — важный элемент корпоративной культуры, оз­начающий-признание взаимозависимости интересов и прав работ­ников на основе доверия, открытости, взаимопомощи.

Патент — документ, содержащий разрешение на занятие ка­ким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении зафиксиро­ванных условий и внесении платежа (патентного сбора).

Полномочия — ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и определять действия ее работников.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными вида­ми экономической деятельности.

Принцип — основное, исходное положение теории, правила де­ятельности организации в какой-либо сфере или поведения лич­ности.

Проблема — расхождение между желаемым и реальным состоя­ниями объекта управления.

Процедура 1) составная часть операции, процесса; 2) офици­ально установленный, предусмотренный правилами способ и по­рядок действий при ведении дел.

Процесс принятия решений — последовательность действий субъекта управления, направленная на разрешение проблем организации и заключающаяся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполне­ния.

Профессионализация — процесс повышения квалификации под влиянием психологических установок личности, которые прояв­ляются в виде намерений, планов, программ достижения конеч­ной цели.

Регулирование — управленческая функция по ликвидации от­клонений, возникших в ходе процесса производства и управле­ния, и приведению системы и объекта управления в равновесие.

Рекомендательные полномочия — разновидность аппаратных полномочий, означающая право давать линейному руководителю советы и рекомендации, следовать которым он, однако, не обязан.

Репутация (реноме) создавшееся мнение о качествах, досто­инствах или недостатках кого-либо, чего-либо.

Решение — выбор альтернативы.

Риск — опасность непредвиденных потерь прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным измене­нием условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Риск-менеджмент (управление риском) — одна из функций со­временного менеджмента, связанная с анализом возможного рис­ка при осуществлении коммерческих операций и разработкой мер по его снижению и компенсации.

Руководство — функция управления, состоящая в принятии ре­шений, разработке целей и стратегии управления, координации всех уровней организации, общем контроле и подборе кадров.

Рыночные отношения — система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями в условиях многообразия форм соб­ственности и конкуренции.

Семантические барьеры — трудности в процессе коммуникации из-за различного значения слов для людей разных национальных культур, профессий, уровней образования, социальных слоев ит. д.

Сепаратизм — политика региональной экономики, стремление создать независимый рынок, получить полную экономическую независимость и самостоятельность.

Система совокупность элементов, связаных друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Система управления кадрами — включает кадровую политику, требования к кадрам управления, формирование штатно-должностной их структуры, подбор и формирование управленческого коллектива, оценку кадров управления.

Система управления экономикой — совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления, используемых органами управления, управленческим персоналом. Иерархичес­кая структура, разделенная на уровни.

Социальная ответственность — действия организации, пред­принимаемые во благо общества добровольно, а не по требова­нию закона. Определяется общественной значимостью предпри­ятия и характеризуется следующими составляющими: ответствен­ное общественное, стабильное коммуникационное и инновацион­ное поведение.

Социальная политика организации — генеральная линия, систе­ма стратегических мер, проводимая руководством в области соци­ального развития коллектива и охраны окружающей среды как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента.

Социальный контроль — совокупность способов воздействия через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и прочее, с помощью которых поведение работников приво­дится в соответствии со сложившимися ценностями и стандар­тами.

Спекулятивный риск вероятность получения не только отри­цательного (потери, убыток), но иположительного (дохозяйственная прибыль) экономического результата.

Статус правовое положение предприятия, предпринимате­ля, определяемое их организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответ­ственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Стиль руководства — способ обращения руководителей с под­чиненными, характер отношений с ними в процессе исполнения служебных обязанностей.

Стратегия долговременные наиболее принципиальные ус­тановки, планы, намерения правительства, администрации регио­нов, руководства предприятий в отношении производства, дохо­дов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, соци­альной защиты.

Стратегический менеджмент одно из направлений менедж­мента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей предприятия и разра­ботке конкретных программ их достижения.

Страхование риска — способ компенсации вероятных потерь, заключающийся всоздании специальных денежных фондов, фор­мируемых за счет страховых взносов.

Субвенция денежное пособие, выделяемое центральными органами на целевое финансирование определенного мероприя­тия, объекта. При нарушении целевого использования субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.

Субординация — соблюдение рангов, строгое подчинение млад­ших старшим в соответствии со служебной дисциплиной.

Субсидия — пособие в денежной или натуральной форме, пре­доставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам.

Тактика — кратковременное экономическое поведение, линия действий, рассчитанная на относительно кратковременный пери­од, исходя из текущей ситуации.

Тенденция — выявленные в результате анализа устойчивые соот­ношения, свойства, признаки, присущие системе; направленность процессов.

Технократия — подход к экономическим процессам и явлениям с чисто технических позиций, без учета социально-экономичес­ких факторов и последствий принимаемых технических решений.

Технология управления — последовательность выполнения взаи­мосвязанных операций по преобразованию предмета управлен­ческого труда (информации) в продукт — управленческое реше­ние.

Точка безубыточности — объем продукции, при котором пред­приятие полностью покрывает свои издержки на производство, но не получает прибыль.

Трансферт— 1) перевод иностранной валюты из одной страны в другую; 2) передача одним лицом другому права владения цен­ными бумагами; 3) перенос оплаты по сделке с одного счета на другой.

Тренд — направленность изменения показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установле­ния на этой основе тенденций их изменения.

Управление — сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов управления на людей и экономичес­кие субъекты, осуществляемое с целью получить желаемые ре­зультаты.

Управление риском — деятельность предприятия, банка, направ­ленная на сокращение возможных потерь, обусловленных риском. Наиболее распространенные методы — диверсификация риска, изучение рынка, клиентов, маркетинговые исследования, страхо­вание риска.

Управленческий потенциал — совокупность всех ресурсов, кото­рыми располагает и которые использует система управления.

Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществлен­ный руководителем в рамках его должностных полномочий, на­правленный на достижение целей организации.

Устав предприятия — зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, пра­вил деятельности юридического лица, определяющий его структу­ру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами игосударственными органами, права и обязанности.

Учет составная часть управления экономическими процес­сами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономи­ческих субъектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.

Физическое лицо — человек, участвующий в экономической де­ятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности.

Финансовый менеджмент система управления финансами коммерческой организации, направленная на развитие и совер­шенствование финансовых отношений путем постоянного вне­дрения новых принципов, форм, структур и методов управления для повышения эффективности производства.

Форвард форма срочных, быстрых расчетов, производимых не более чем через два дня после заключения сделки. Обычно форвардные сделки совершаются банками, торгово-промышлен­ными фирмами с целью избежать возможных убытков от колеба­ния, изменения цен, курсов валют.

Функциональное управление — управление по функциям, в процес­се которого каждый руководитель ведает исполнением определенно­го круга функций, работ (производственные, технологические, про­ектные, финансовые, информационные, обеспечивающие).

Фьючерсный контракт — соглашение поставить, продать то­вар или принять поставку (купить товар в определенном количе­стве) по цене, оговоренной при заключении контракта. Фьючер­сные контракты продают и покупают на рынках как ценные бу­маги.

Хеджирование — страхование, снижение риска от потерь, обус­ловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей из­менениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.

Холдинг — корпорация, компания, головное предприятие, уп­равляющее деятельностью или контролирующее деятельность других предприятий, компаний.

Целевой рынок — часть освоенного рынка, на котором предпри­ятие концентрирует свои усилия на определенной группе потре­бителей (сегменте), имеющих схожие характеристики и покупа­тельное поведение.

Целевое управление управление, ориентированное на конк­ретный результат.

Цели — конкретное состояние отдельных характеристик орга­низации, достижение которых для нее желательно и на достиже­ние которых направлена ее деятельность.

Человеческий капитал — способности и навыки людей, которые могут стать источниками доходов для них самих, организации, го­сударства.

Чистый риск вероятность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата.

Широкая норма управляемости — норма управляемости, при которой каждый менеджер имеет большое (более пяти) число под­чиненных.

Экономическая культура — система ценностей и побуждений уважительное отношение к любой форме собственности и ком­мерческому успеху, создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. д.

Эмбарго — запрет на импорт какого-либо товара.

Этика совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.

Этикет — установленный порядок поведения, форм обхожде­ния в каком-либо обществе, в определенной среде.

Юридическое лицо организация (учреждение, предприятие, фирма), выступающая в качестве единого самостоятельного носи­теля прав и обязанностей, имеющая основные признаки юриди­ческого лица.


ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.

Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.

Антикризисное управление /Под ред. И. К. Ларионова. — М.: Дашков и К0, 2005.

Базаров Т. Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса //Теория и практика антикризисного управления. — М.: ЮНИ-ТИ, 1996.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 1995.

Бизюкова И. В. Подбор и оценка кадров управления. — М.: Экономи­ка, 1996.

Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руко­водителя. — М: Ассиана, 1996.

Валуев С. А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993.

Вальтер О. Э., Понеделкова Е. Н, КарпилинД. А. Финансовый менедж­мент. — М.: Колос, 2002.

Васильеве. Н. Организация производства в условиях рынка. — М.: Машиностроение, 1993.

Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Триада, ЛТД, 1997.

Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы/Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарика, 1998.

Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, орга­низация, процесс. — М.: МГУ, 1995.

Ворожейкина Т. М., Игнатов В. Д. Логистика в АПК. — М.: КолосС, 2005.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер /Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.

Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Глухое В. В. Основы менеджмента. — СПб.: Спец. литература, 1995.

Глущенко В. В. Менеджмент: системные основы. — 2-е изд. — М.: ТО-ОНПЦ Крылья, 1998.

Гордиенко Ю. Ф., Обухов Д. В., Самыгин С. И. Управление персона­лом. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. — М.: Дело, 1993.

Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 1997.

Доусон Р. Уверенно принимать решения /Пер. с англ. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.

Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте/Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.

Егоршин А. 77. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ, 1997.

Захарьин В. Р. Менеджмент на предприятиях агропромышленного комплекса: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003.

Иванцевич Дж.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.— М.: Дело, 1993.

Игнатьева А. В. Основы менеджмента. — М.: Экономическое образо­вание, 1995.

Инновационный менеджмент/Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

ИоноваА. Ф., Комарова М. А., Максимцов М. М. Словарь терминов ры­ночной экономики. — М.: Недра, 1994.

Кабаченко Т. С. Психология управления. — М., 1996.

Кабуткин Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие. — М.: ТОО «Остожье», 1999.

Казанцев А. К., Крупанин А. А. Менеджмент в предпринимательстве: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.

Климычев В. И. Менеджмент: Учебное пособие. — Н. Новгород, 1997.

Козлов В. Д. Управление организационной культурой. — М.: МГУ, 1991.

Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Про­блемы, концепции и методы/Пер. с франц. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

Комаров М. А. и др. Оценка точности предпринимательских прогнозов и риска. —Дубна: Геоинформмарк, 1996.

Королев Ю. Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г. Н., Никифорова Е. Н. Ме­неджмент в АПК/Под ред. Ю. Б. Королева. — М.: Колос, 2000.

Костенко И. А. Управление кадрами в новых экономических услови­ях. — Ярославль, Верхняя Волга, 1997.

Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М. А. Менеджмент. — М.: Фи­нансы и статистика, 1993.

Кретов И. И. Маркетинг на предприятии. — М.: Финстатинформ, 1994.

Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента: Учебное посо­бие. - СПб.: Изд. дом М и М, 1997.

Лэнд П. Э. Менеджмент — искусство управлять/Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1995.

Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент на предприятиях ЛПК. - М.: Колос, 1999.

Макарова И. К. Управление персоналом: Учебник. — М.: Юриспру­денция, 2002.

Маренков Н. Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. — М.: На­циональный институт бизнеса, 2004.

Маркетинг/Под ред. А. В. Пошатаева. — М.: КолосС, 2005.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/ Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Менеджмент организации/Под ред. 3. П. Румянцевой, Н. А. Солома-тина. - М.: ИНФРА-М, 1996.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.

Минниханов Р. Н., Алексеев В. В., Файзрахманов Д. И,, СагдиевМ.А. Инновационный менеджмент в АПК. — М.: МСХА, 2003.

Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. — Казань: 1994.

Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений /Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

ОпалевА. В. Умение общаться с людьми. Этикет делового человека. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.

Организация и управление производством /В. Д. Коротнев, Л. Б. Винничек, Г. Н. Кочетова и др. — М.: КолосС, 2005.

Основы менеджмента/Под ред. Д. Д. Вачугова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Высшая школа, 2003.

Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов /Под ред. А. А. Раду­шна. — М.: Центр, 1998.

Основы управления персоналом /Под ред. Б. М. Генкина. — М.: Выс­шая школа, 1996.

Пилтев Н.А. Управление агропромышленным производством. — М.: Колос, 2000.

Поляков В. А. Технология карьеры: Практическое руководство. — М.: Дело, 1995.

Пошатаев А. В., Беспалов В. А. Управление сельскохозяйственным производством. — М.: Колос, 1995.

Пригожин А. И. Современная социология организаций. — М.: Интер-пракс, 1995.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный эко­номический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Рассадин В. В. Управление в АПК. — Ульяновск: ГСХА, 2004.

Родионова Н. В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие для ву­зов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

РозенбергД. М. Бизнес, менеджмент. Терминологический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Романов А. И. и др. Маркетинг. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменед­жмент в системе рыночных отношений. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Рюттенгер Р. Культура предпринимательства (секреты делового успе­ха) /Пер. с нем. - М.: ЭКОМ, 1992.

Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Дашков и К0, 2005.

Словарь-справочник менеджера /Под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФ­РА-М, 1996.

Соломатин Н. А., Румянцева 3. П. Менеджмент организации: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1995.

Сорокин П. П. Основы менеджмента и маркетинга в агробизнесе. — М.: Прогресс-Академия, 1994.

Сотникова С. И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФ­РА-М, 2001.

Теория и практика антикризисного управления /Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995.

Управление в АПК /Ю. Б. Королев и др. Под ред. Ю. Б. Королева. — М.: КолосС, 2002.

Управление качеством/Под ред. Е. И. Семеновой. — М.: КолосС, 2005.

Управление общественным производством/Под ред. А. И. Наумова, Ю. И. Краснопояса. - М.: МГУ, 1991.

Управление организацией /Под ред. А. Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н. А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2003.

Управление организацией: Энциклопедический словарь. — М.: ИНФ­РА-М, 2001.

Управление персоналом организации/Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А. Я. Киба­нова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Управление сельскохозяйственным производством: Учебник/Под ред. Г. М. Лозы, Г. И. Будылкина. — М.: Колос, 1982.

Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник/А. А. Воло­дин и др. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы/ Под ред. Ю. М. Забродина, Н. А. Носова. — М.: 1997.

Уткин Э. А. Управление фирмой. — М.: Акалис, 1996.

Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менедж­мент. — М.: Акалис, 1996.

Ушачев И. Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. — М.: Экономика и информатика, 1999.

Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник для ву­зов. — М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 1997.

Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в систе­ме цивилизованного предпринимательства. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Чернов В. А. Финансовая политика организации: Учебное пособие для вузов/Под ред. М. И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖ­МЕНТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: