Постановка целей товарной политики полностью основывается на целях маркетинга в целом, которые в свою очередь базируются на миссии и цели деятельности предприятия.
Основной целью деятельности производителя в рамках товарной политики является управление разработкой и предложением потребителям товаров, которые удовлетворяют их потребности. Однако на рынке предложение товаров с похожими функциями осуществляется, как правило, несколькими производителями. Любая фирма заинтересована, чтобы товары именно ее производства наилучшим образом удовлетворяли потребности клиентов, т.е. являлись конкурентоспособными. В качестве одной из задач товарной политики можно сформулировать управление конкурентоспособностью товара.
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТОВАРА предполагает анализ, планирование и контроль производства товаров с заданными характеристиками, которые обеспечивали бы конкурентное превосходство товару на рынке.
Конкурентоспособность товара достигается за счет комплексных усилий маркетинга. В рамках товарной политики создаются внутренние и внешние преимущества товара посредством придания ему как объективных свойств с помощью научны исследований и разработок, так и субъективных, основанных на личных представлениях потребителей.
|
|
В качестве параметров конкурентоспособности, контролируемых товарной политикой, следует указать качество товара, обеспечение имиджа товара марочной политикой, дизайном товара и упаковки, подкрепление товара дополнительными услугами, в первую очередь за счет предоставления гарантий и сервисного обслуживания.
Определяющей для конкурентоспособности объективной характеристикой является качество товара.
КАЧЕСТВО – это способность товара выполнять свое функциональное назначение в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Качество основывается на ряде объективных технических характеристик товара, заложенных при его проектировании, достигается производителем за счет внутренних преимуществ (уровень НИОКР и технологии производства, качество сырья), а проявляется во внешних преимуществах товара в процессе его функционирования. Качество оценивается потребителями чаще всего по показателям долговечности, надежности и ремонтопригодности товара.
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ – это продолжительность службы товара в нормальных и/или тяжелых условиях эксплуатации.
НАДЕЖНОСТЬ – это нормальное функционирование товара без неисправностей или поломок в течение определенного времени.
Однако показатели качества товара могут существенно отличаться от указанных выше, включать, например, показатели комфортности и безопасности. Качество товара должно быть прицельным и соответствовать понятиям потребителя о качестве. Поэтому в каждом конкретном случае производителю необходимо на основе исследований выяснить, какие характеристики товара являются значимыми для оценки потребителем качеств товара.
|
|
Даже самый конкурентоспособный товар со временем сдает свои позиции, если производитель не адаптирует его характеристики к изменяющимся вкусам потребителей. Поэтому задачей товарной политики является УПРАВЛЕНИЕ ЖЦТ.
Управление ЖЦТ предусматривает следующие процессы:
☺ создание новых товаров – анализ, планирование и контроль выпуска новых товаров;
☺ контроль и анализ состояния жизненного цикла существующих товаров;
☺ планирование мероприятий, способных продлить ЖЦТ;
☺ планирование мероприятий по снятию товара с производства и завершению его ЖЦТ на рынке.
Потребители, как правило, не едины в своих предпочтениях. Стремление увеличить потребление существующего товара за счет новых областей его использования и новых сегментов рынка определяет задачу товарной политики – УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ И НОМЕНКЛАТУРОЙ.
Планирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры предполагает принятие решений об их характеристиках, о принципах формирования ассортимента, ориентируясь на которые фирма сможет добиться более гармоничного ассортимента и об основных направлениях изменения ассортиментных групп.
Анализ товарного ассортимента и товарной номенклатуры осуществляется на основе таких методов анализа, как:
☺ анализ рентабельности товарной группы;
☺ АВС - анализ;
☺ матрица совместных покупок.