11. «Свободное сообщение мыс
лей и мнений есть одно из самых
драгоценных прав человека: каждый
гражданин может, следовательно,
свободно говорить, писать, печатать,
под условием ответственности за
злоупотребления этой свободою в
случаях, определенных законом».
12. «Для гарантии прав челове-
ка и гражданина нужна публичная
сила; таким образом, эта сила уста-
новлена для счастья всех, а не для
частной выгоды тех, кому она вве-
рена».
«Декларация прав человека и гражданина»
Сегодня, 2 сентября 1991 г., начался Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР. Оценка существу и содержанию происходящих на съезде событий будет дана позднее. Для меня сейчас важно другое — предельное напряжение ума, воли и страстей в зале заседаний. Бросается в глаза, как постарели за два года главные действующие лица, с каким трудом дается им ориентировка в стремительно меняющейся ситуации на съезде. Шекспировские страсти скрываются за напряженными голосами, гамлетовский вопрос витает в наэлектризованном воздухе зала съезда. Масштаб политических событий и мера ответственности за происходящее не имеют исторических аналогов. На глазах рушатся стратегии вождей депутатских групп и торжествует право сильного. Глядя на все это, утверждаешься в мысли, что парламентская работа — не что иное, как чрезвычайно тяжкий и опасный труд. Используя понятие «труд», применяемое чаще в области материального производства, можно более точно описать существо происходящего в зале заседаний съезда и понять, что представляет из себя политическая работа депутата.
|
|
Психология труда тоже будет пересматриваться в угоду политической конъюнктуре. Точка зрения на труд, которая несомненно возобладает в ближайшие месяцы, пока не определилась, и я пользуюсь концепцией, которая известна и понятна возможным читателям этой книги. Считается, что труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов. Имея в виду вступление человечества в информационный век, предсказываемый учеными и материализующийся на наших глазах в глобальное
превосходство информационного обеспечения над материальным, можно уверенно расширить список общественно полезных продуктов, создаваемых трудом. В этот список можно внести не только информацию, но организационные и управленческие «продукты», создаваемые в области политической деятельности (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Структура политических сил как производительных и точки сопряжения элементов, их составляющих.
а, б, в — элементы классической структуры производительных сил (в скобках — психологическое содержание этих элементов для случая политического труда).
|
|
1, 2, 3 — сопряжения элементов структуры политических сил, производящих продукт политического труда.
* Все уточнения, за исключением понятий «люди», «предмет труда», «средства труда», «содержание труда», «характер труда», — введены для описания частного случая трудовой деятельности — политической деятельности.
Результат политики обладает всеми признаками «продукта труда»:
— Он имеет потребительную стоимость в свое-
образной, неисчисляемой экономическими методами форме.
Плодом парламентской деятельности является нечто, в чем
жизненно нуждается общество. Потребительная стоимость это-
го «нечто», создаваемого политикой, легко обнаруживается в
непосредственно осязаемой, грубовещественной и телесной фор-
ме. Например, повсеместные физические столкновения населе-
ния с представителями власти из-за цен, доступности питания
и других благ, разорение одних городов и расцвет других в
результате экономических решений парламента — факты, пока-
зывающие заинтересованность населения — потребителей про-
дуктов труда политиков в качестве их работы. Продукт труда
в политике создается не для удовлетворения личных нужд
парламентариев, а для потребления его населением государ-
ства. Судьба многих депутатов парламентов разных стран
подтверждает, что в большинстве случаев они действовали на
пользу обществу, но во вред себе лично. Хотя, конечно, есть
и обратные примеры. Парламентская работа как производи-
тельная деятельность имеет свою цель, осуществляется опреде-
ленными операциями, имеет собственный предмет, средства и
результаты. Такое понимание работы в политике вносит яс-
ность в то, что делают, иногда доходя до полного изнеможе-
ния, члены парламента, что они создают своими усилиями, ка-
кова стоимость их усилий, по каким критериям судить о ка-
честве и производительности их работы. Вернее всего это де-
лать по критериям трудовой деятельности.
— Продукт труда (32) политики имеет стоимость, хо-
тя ее мера и не зафиксирована в промышленной системе нор-
мирования труда. Как во всяком труде, в политической работе
происходит огромное расходование интеллектуальной энергии,
воли, эмоций, характера. Это расходование рабочей силы осу-
ществляется часто на запредельном уровне возможностей че-
ловека, приводя к стрессам, срывам, депрессиям. Нередко рас-
ходование рабочей силы в политике приобретает крайние фор-
мы. Даже среди тех, кто занят на самых опасных — взрывных
и горных работах, нет такого высокого удельного веса смер-
тельных случаев, как среди политиков. Списки ведущих лиде-
ров Февральской и Октябрьской революций в России наглядно
показывают стоимость продукта труда в политической дея-
тельности: 95% из них умерли насильственной смертью. Опыт
Франции, имена Дантона, Марата, Робеспьера, массовое унич-
тожение жирондистов, эбертистов, дантонистов, робеспьеристов,
монтаньяров подтверждают родство судеб политических дея-
телей. По классическим канонам формой проявления стоимо-
сти является способность продукта обмениваться на другие
продукты в определенной пропорции. Широкая известность, по-
пулярность политиков, любовь и ненависть, которую они вызывают, комфортные условия, которыми обставляется их работа, являются своеобразной формой обмена и признания исключительно высокой стоимости их труда.
-Предметом труда в политике является состояние народа в психологическом, экономическом, социальном, демографическом смысле. Его исследуют в экономических терминах— обсуждая соотношения цен и заработной платы населения, рост инфляции и состояние безработицы; в демографических категориях — анализируя продолжительность жизни людей, уровень рождаемости и смертности, соотношение браков и разводов; в социальных — констатируя проявления недовольства граждан в форме гражданского неповиновения, изучают их мнения с помощью социологических опросов и др. Состояние народа изучают методами искусства, литературы, фиксируя типичные высказывания, мысли, чувства, манеру одеваться, общаться, характерные мимику и пантомимику. Общество может в большей или меньшей мере принимать практические действия, следующие из продукта деятельности политиков, сформированных ими законодательных актов. Иногда их встречают с одобрением, часто с возмущением, протестом, сопротивлением. Для примера можно использовать шкалы трехмерной теории эмоций В. Вундта (20. Т. 2.С.351). Вундт считал, что существует трехмерное пространство психического состояния (по современной терминологии), оси которого составляют: удовольствие— неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение— разрешение. Значения переживаний по этим трем осям дают точку психического состояния, определяющего поведение человека, а в нашем случае — общества. Конечно, дело обстоит не так просто. Подробное описание реагирования общества на реализацию политики в парламенте — впереди. Приведенный пример иллюстрирует сущность предмета труда парламентариев с точки зрения психического состояния общества, в котором парламентариям необходимо быть профессионально компетентными.
|
|
— Средством труда в трудовой деятельности политика являются различные варианты воздействия на общество и государство. В сущности, вся эта глава посвящена средствам труда в политике: интеллектуальная экспансия, парламентская работа, последующие за ними экономическое принуждение и физическое подавление. Политик волен выбирать между ними, потому что других средств нет. Между обществом и политиком помещаются или его слова в выступлениях перед народом и в печати; или деньги, заставляющие действовать так, как он того желает; или сила оружия, разгоняющая оппонентов; или мысли, взывающие к разуму и совести. Избирая различные средства труда—от интеллектуального, морального, правового до экономического или физического средства воздействия,
|
|
политический деятель рискует, как ни в одном другом виде трудовой деятельности. От ответственности его освобождает только успех, победа, получение таких реакций на систему используемых стимулов, которая прогнозировалась в программе общественно-политического движения. В случае поражения его ждет или прекращение карьеры (политическая смерть), осуждение или террор (физическая смерть), запрет на профессию (профессиональная смерть), дискредитация в средствах массовой 'информации и исторической литературе (моральная смерть). Выбор средств труда сопряжен с тяжелыми моральными переживаниями, с исключительно трудными решениями.
— Содержание труда в парламентской деятельности
составляет сопряжение предмета труда (психического, эконо-
мического, социального состояния народа) с идеей того или
иного варианта переустройства общества, выработанного поли-
тической партией, изменением общественного строя, захватом
рынков сбыта и источников сырья и пр. Осуществление такого
сопряжения требует фундаментальных знаний, умений и навы-
ков. Образование в области этого сопряжения необходимо для
того, чтобы в процессе преобразования власти не дестабилизи-
ровать, не ухудшить состояние общества по различным его пара-
метрам. Следовательно, парламентарий должен владеть всей
возможной совокупностью операций, которые разрешены Кон-
ституцией, и знать, какие из них запрещены ею. Поли-
тик выполняет сопряжение своей партийной программы с обще-
ственным мнением таким образом, чтобы это мнение изменилось.
Процесс взаимодействия политических идей и того, что называ-
ется человеческой природой, покоится на сложных психоло-
гических закономерностях. Восприятие населением предлагае-
мых политиками идей парадоксально, зачастую плохо прогно-
зируется с позиций здравого смысла, не объясняется формаль-
ной логикой. Иногда население с восторгом поддерживает заве-
домо опасные, вредные политические проекты и отвергает са-
мые насущные для жизни людей преобразования. Закономерно-
сти реагирования общества на политические программы слож-
ны, их постижение — суть политики, их воплощение — залог
успеха. Но если не происходит сопряжения идеологии, напри-
мер, распределения людей по социальным слоям, профессиям,
доходу с представлениями об этом в обществе, то политика тер-
пит крах. Ее носители уходят в отставку, свергаются. Это и
есть показатель качества способа труда, создающего потреби-
тельную стоимость того, в чем люди нуждаются, того, за что
они готовы платить, и согласны страдать.
Характер труда заключается в обеспечении сопря-
жения населения со средствами труда политики, в качестве ко-
торых выступают интеллектуальная экспансия, правовое регу-
лирование, экономическое принуждение и физическое подавле-
пне. Отношение к средствам политического труда, масштабам, интенсивности, формам их применения зависит от специфики региона, времени, климатических и иных обстоятельств. Политик должен помимо владения средствами глубоко понимать специфику этих отношений, которые могут привести к успеху за счет применения небольших объемов каких-либо средств, а могут закончится неудачей при самых интенсивных воздействиях. Способы могут быть весьма щепетильными, а могут быть грубыми. Могут быть доказательными, а могут обеспечиваться только эмоциональным прикрытием. Доказательство может проводиться с помощью грубой силы, а может быть совершенно академическим. Характер труда в парламенте строится на специфической подготовке, готовящей парламентария к выполнению политической роли на конкретной территории, адаптированного к национальным традициям. Простое знание этой специфики восприятия правовых актов обществом мало что дает (65). Проблема характера труда, адекватного обстоятельствам, — проблема воспитания политика, его культуры. Критерием же удачи в выборе адекватного характера труда является стоимость — объем расходования человеческих сил и человеческого материала для достижения поставленной цели. Это — историческая цена, которую платит общество за реализацию предложений общественно-политических движений — сопряжения принятой идеи и избранного метода воздействия.
— Технология сопряжения средств и пред-
метов труда представляет наибольший интерес для поли-
тической психологии. Но нигде в литературе мне не удалось
найти такого же его подробного описания, как содержания и
характера труда. Его аналог отсутствует и для создания ма-
териальных ценностей. Для политической психологии именно
здесь скрываются основные объекты исследования. Проблема
сопряжения людей и средств политики — это психологическая
технология сопряжения психологических характеристик обще-
ства и психологических параметров средств воздействия (за счет
информации, права, экономики и силы). Эта проблема практи-
чески никем не разрабатывалась до формирования политиче-
ской психологии. В большинстве случаев и политические пси-
хологи ограничивают свои интересы в этой области политики
обсуждением того, что мы назвали интеллектуальной экспанси-
ей. Очень неуместно обсуждать психологию физического наси-
лия в гражданских конфликтах, когда до них еще не дошли
реальные политические действия. Практический итог теорети-
ческой недоработки поставил новое поколение политиков на
грань незнаемого и обусловил ошибки в январе в Вильнюсе,
в августе в Москве.
— Люди — общественно-политические движе-
жения и партии — насколько это возможно по объему
книги, описаны в 1-й части.