1. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе».
3. «Принцип всей верховной власти находится существенным образом в нации. Никакое учреждение, никакое лицо не может осуществлять власти, не происходящей прямо от нации».
«Декларация прав человека и гражданина»
Правила функционирования парламента. Парламенты всех стран мира располагают в основном одинаковыми правилами, которые вырабатывались столетиями, и отличают их от других общественных организаций и органов управления. Они представляют интерес не только как самый признанный способ решения общественных вопросов. В организации парламента присутствуют интереснейшие «находки», которые носят откровенно психологический характер, но предназначены для достижения целей, не оговоренных в условиях его деятельности. Вот основные из правил:
1. Ежегодный созыв парламента в установленный срок.
2. Свобода слова и право запроса, вынуждающие прави-
тельство высказываться с трибуны парламента по заданному
депутатом вопросу.
|
|
3. Личная неприкосновенность депутата (иммунитет) до
начала сессии и во время сессии.
4. Публичность заседаний парламента, объявление точных
документов парламента для всеобщего сведения.
5. Проверка парламентом полномочий его членов.
При кажущихся очень больших возможностях, вытекающих из этих правил, воспользоваться ими на самом деле сложно, а для многих депутатов и невозможно. Арсенал парламентской техники задержки, поправки, отклонения, регламентские хитрости, ограничение срока сессии, передачи в комиссии, комитеты и многое другое делают работу в парламенте виртуозным искусством, причем искусством самостоятельным, неза-
висимым от глубокомысленных теорий, которые отстаиваются при обсуждении или проваливаются при голосовании. Все это заслуживает специального психологического анализа, в частности, потому, что политическая деятельность воплощается в управление посредством правил работы парламента.
Описания парламента. На русском языке особой популярностью пользовалось исследование англичанина Иеремии Бентама «Тактика законодательных собраний», подготовленная им в 1791 г. специально для Франции и изданная в России в 1907 г. (6). Сын адвоката, выпускник Оксфорда,. друг Роберта Оуэна, Джона Милля, Бриссо, Потемкина, Сперанского, автор книг «Отрывок о правительстве», «Защита ростовщичества», «О судоустройстве» и др., он пытался принять участие в работе «комиссии составления законов» Сперанского, но разочаровался в ходе реформ и порвал отношения с российским правительством и Александром I. Попытка применить английский кодификатор для российского кодекса законов не удалась. «Тактикой» Бентама несомненно пользовались в России в заседаниях Думы через 114 лет после ее издания.
|
|
Назначение парламента. Бентам, будучи юристом, понимал парламент как законотворчество. Он писал, что закон, в сущности, лишь правило для поведения (6. С. 79). Он считал, что тактика политических собраний есть наука, которая учит вести собрания к цели их учреждения, посредством соблюдения порядка в их действиях. Для достижения ее следует избегать неудобств и предусматривать затруднения, которые являются в каждом многочисленном собрании, призванном для совместных действий (6. С. И). Отсюда следует, что парламент не предназначен для разработки теоретических концепций развития государства, а получает их готовыми. Он устанавливает правила-законы, обеспечивающие реальное воплощение теоретических концепций в обязательном поведении граждан. Но главным назначением парламента оказывается доказательство большей истинности одной из концепций по1 сравнению с другими. Борьба идей продолжается на этом этапе в специфической форме парламентской дискуссии и принятия решения голосованием.
Состав парламента. По мнению Бентама, люди, которые по своему социальному положению культивируют свой ум, редко имеют возможность сделать политическую карьеру. Локк, Ньютон, Юм, Адам Смит и многие другие гениальные люди никогда не заседали в парламенте. А между тем самые благие идеи всегда возникали в головах конкретных отдельных личностей. Мероприятие, которое характеризует деятельность Питта — образование фонда погашения государственного долга, было, как известно, плодом исчислений доктора Прейса, который едва ли имел бы время заняться такого рода ис-
следованиями, если бы предался политической деятельности (6. С. 25).
Очевидно, в политике установилось разделение деятельности теоретиков и работы практиков-депутатов. Характеризуя депутатов, Бентам напоминал, что нация опирается на лиц, известных ей по их предыдущей деятельности и пользующихся ее доверием (4. С. 22). А доверие — дело времени, замечает он. Даже в случае ошибки, допущенной избирателями, гласность скорее губит демагогов, чем создает их. Стоит только боготворимому народом человеку войти в состав парламента, он перестает быть опасным. Среди равных ему или даже более талантливых людей, там где его мнения оспариваются, а его преувеличения не властны скрыть истину — высокомерие терпит поражение, желание временной популярности становится смешным, и льстец кончает тем, что внушает народу отвращение (6. С. 29).
Механизмы парламента. Члены парламента — депутаты располагают четырьмя механизмами борьбы, взаимодействия, сотрудничества.
Первый — прения, построенные на одном из основных принципов правильного судопроизводства — гласности. Публичные заседания, знакомство с материалами, право присутствовать на обсуждениях вопросов, публикация в печати всего происходящего были получены в наследство парламентом от судебных функций французской королевской курии. Позднее гласность стала пониматься как публичность прений в различного рода народных представительствах и как условие общественного контроля за деятельностью парламента и депутатов. Бентам считает, что:
1) гласность удерживает членов собрания в границах дол-
га;
2) гарантирует доверие народа и его согласие на законо-
дательные мероприятия;
3) дает возможность избирателям действовать сознательно;
4) дает возможность собранию пользоваться знаниями все
го общества.
Вместе с тем гласность ограничена содержанием каждого предложения; содержанием речей или доказательств «за» и «против»; обсуждением каждого предложения; количеством голосов с каждой стороны; именами подающих голоса; документами, послужившими основанием для решения.
|
|
Гласность не должна быть допущена в тех случаях, когда она: благоприятствует намерениям какого-либо врага; оскорбляет без надобности невинных людей; способствует осуждению виновных к слишком строгому наказанию.
Беглое перечисление правил, известных и «работающих» еще с начала XIII в., извлеченных из работы, написанной в Англии для революционной Франции в 1791 г., показывает
фундаментальность эмпирического опыта парламента. Политическая работа в парламенте — это профессиональная работа, имеющая свою историю и требующая овладения определенными умениями и навыками. Множество ограничений отнюдь не этического, а делового характера вызваны чрезвычайной сложностью противоборства экспансирующих идей, которые в считанные дни могут стать правовой плотью государства — непреклонной и обязательной. Люди, специализирующиеся на парламентской политической работе, работают в условиях:
1) Установленного регламента, который, словно правила
игры в шахматы, дает бесконечное многообразие вариантов
создания благоприятных условий для одной версии из многих.
2) Утверждения распорядка дня, позволяющего противобор-
ствующим сторонам выбрать исходные позиции, предпочти
тельные для сторонников одной точки зрения.
3) Возможного и решающего противодействия спикера пар-
ламента, способного в меру разных обстоятельств, вольно или
невольно, отдавать предпочтение сторонникам какой-либо кон-
цепции.
4) Состязания депутатов, мастеров полемики, многие из ко-
торых только за счет изощренной техники эристики (81) спо-
собны доказать хотя и более эрудированным, но и более мед-
лительным коллегам, что «мед и желчь одинаково сладки».
Бентам не случайно упоминает среди выдающихся мыслителей, которые не были членами парламента, например, Ньютона. Едва ли создатель Закона всемирного тяготения и математического анализа смог бы доказать свои теоремы об исчислении бесконечно малых в английском парламенте. Но значимость работы парламента не ниже — там обосновываются начало и конец войн, решаются судьбы целых народов, принимаются решения, обогащающие одних и выбрасывающие на улицу других. Судьба самой науки и промышленности определяется в парламентских дебатах, которые материализуются или в сражениях на полях войны, или в промышленных революциях.
|
|
Второй механизм парламента — поправки. Любая научная концепция, которая всегда стоит за законопроектами, носит целостный характер. Она представляет собой систему, изъятие из которой какого-либо элемента или добавление разрушают ее. Этим объясняется то непреклонное упрямство, с которым проводники той или иной идеологии отстаивают свои формулировки и отдельные слова обсуждаемых документов. Мастерство внесения поправок и их снятия достигло уровня виртуозности. Чувство языка, текста, логики, молниеносная реакция, устойчивое внимание и масса других достоинств сравнимы с интеллектуальными достоинствами авторов учений.
Бентам делил поправки на две группы: первая касалась
выбора терминов, вторая — способов их согласования. К первой группе относились поправки отменяющие, дополняющие и заменяющие, ко второй — разъединяющие, соединяющие, переставляющие.
Многочасовые наблюдения заседаний отечественного парламента позволяют предположить, что половина депутатов хорошо знакома с классификациями Бентама. Другая половина относилась к поправкам с туземной искренностью, пытаясь добросовестно внедрить противоестественные предложения своих оппонентов и свои собственные ради достижения согласия. В результате появлялись поразительные законопроекты, сочетающие в себе несовместимые качества «волчьих зубов и коровьих копыт».
Третьим механизмом парламента являются отсрочки. В случае создания патовой ситуации в прениях, когда поправки не проходят, голосование может принести неожиданные результаты — вступает в действие регламент, по которому предложение может вноситься только один раз, а его вносят оппоненты... и проваливают. Или в связи с чрезвычайными обстоятельствами изменяется порядок дня. Вносится предложение о введении лимита времени на работу всей сессии, данного заседания, обсуждения трудного вопроса. Кроме этого, существует двухпалатная система, возможность передать вопрос на обсуждение в какой-либо комитет или комиссию. Наконец, есть такие правила, как принятие решения только после третьего чтения. Политическая работа в парламенте требует исключительной выносливости, терпения, эмоциональной устойчивости, прекрасной памяти. Метод отсрочек сравним с марафонским бегом в спорте.
Четвертым механизмом парламента является голосование. После длительных, утомительных процедурных согласований или, наоборот, стремительных, необсужденных предложений законопроект становится обязательным правилом поведения для общества, если его поддерживает большинство членов парламента. Бентам считает, что свобода собрания заключается в выражении его воли. Поэтому необходимо, чтобы каждому его члену была обеспечена возможность подавать голос соответственно своей действительной воле и чтобы можно было быть уверенным, что в результате голосования будет выражена общая воля собрания. Голосования делятся на:
—голосование по вопросам и голосование о лицах: первое касается предложений, второе — избрания лиц на должность;
— голосование простое и сложное: простое касается вы
бора из двух альтернатив, сложное—выбора между несколь-
кими проектами или кандидатами;
— тайное и открытое: тайное называется баллотировка, от-
крытое — общеизвестно;
— по выбору и по жребию: по жребию — способ голосова-
ния не зависит от воли депутатов;
— правильное или упрощенное: в первом случае точно под-
считываются все голоса «за» и «против»; во втором голосо-
вание осуществляется вставанием, поднятием рук, произнесе-
нием слов «да» или «нет».
Список, приводимый Бентамом, с одной стороны, предусматривает, казалось бы, все прямые варианты поведения депутатов, но с другой — не учитывает вариантов косвенных. Во-первых, для голосования необходимо помещение. Используя такое простое обстоятельство, как лишение депутатов помещения, можно сорвать принятие важных законопроектов. Так, например, в июне 1791 г. Людовик XVI пытался помешать работе Национального собрания, закрыв для депутатов зал де Меню, а потом отобрав у них зал для игры в мяч. Но депутаты при поддержке духовенства перебрались в церковь Св. Людовика (61. С. 68). Этот метод не эффективен, хотя он вошел в историю, если вспомнить роспуск Российского Учредительного собрания в ночь с 19 на 20 января 1918 г., когда в четыре часа утра матрос Железняков предложил депутатам освободить помещение Таврического дворца. Тогда депутаты собрались в помещении гимназии Гуревича, где и решили перенести заседания Учредительного собрания в Киев. Но в Киеве им собраться не дали, и заседания пришлось проводить в Самаре. Так было создано Государственное Уфимское совещание и, наконец, — Уфимская директория.
Во-вторых, для голосования необходим кворум — наличие числа депутатов, достаточного по закону для принятия решения. Вся предварительная работа парламента окажется бесполезной, если какая-либо группа несогласных депутатов, которые не в состоянии выиграть голосование, покидает зал, лишая оставшихся права принимать решение. Но исторические обстоятельства порой складываются так, что это непременное, казалось бы, правило не всегда выполняется. Например, в Конвенте при избрании Робеспьера в президенты из 749 депутатов в голосовании приняло участие 485, а 25 июля 1793 г. число голосовавших опустилось до 186. Это не повлияло на избрание Робеспьера. Такое важное решение, как декретирование отмены королевской власти во Франции, было принято при неизвестном числе членов Конвента. Исследователи утверждают, что 20 сентября 1792 г. из 749 депутатов присутствовал 371 (55. С. 329), т. е. необходимого большинства не было. Примеров такого рода сколько угодно в истории любого парламента.
В-третьих, для голосования необходимо большинство голосов депутатов. При кажущейся простоте вопроса он один из наиболее психологичных. Позиция каждого депутата как бы определена изначально. Чаще всего он является представите-
леи какой-либо партии. Достоянием истории стали «фракции» депутатов Национального собрания от дворянства, духовенства и третьего сословия. Две первые с победой революции 1789 г. исчезли с политической арены, морально были дискредитированы, третья учредила Национальное собрание. Легендарными в истории революций стали группы депутатов Конвента: «гора» (Моntagne), «жиронда» и «равнина». Борьба между жирондистами и монтаньярами при активном участии «равнины» стала классическим примером борьбы за большинство в парламенте. Депутаты клялись в ненависти не только к королевской власти, но и к диктатуре. Ничего не помогло. В ноябре-декабре 1793 г. были уничтожены жирондисты, а вскоре и монтаньяры. Тупиковая ситуация в процедурах голосования двух крайних соперничающих группировок привела к массовой гибели ключевых фигур Французской революции. При всей специфике французского парламента, события, которые происходили там, являются отражением всеобщих психологических закономерностей, возникающих при попытках определить общую волю собрания. То же самое происходило в Российской Государственной думе. Нечто подобное наблюдается в эти сентябрьские дни.
Функции парламента. Первая функция парламента широко пропагандируется как представительство народного или общественного мнения. Вторая функция связана с гласностью принимаемых решений и точек зрения по всем вопросам без исключения. Третья функция предполагает поиски консенсуса в квалифицированной, правильно организованной среде, где были бы исключены чрезмерности, исходящие от толпы. Четвертая функция обязывает формировать правила или законы общественного бытия от имени и по поручению народа.
История позволяет считать нынешнюю организацию перехода интеллектуальной экспансии в правовую не вполне эффективной. Примеры, которые были приведены, показывают, что парламент не всегда был в состоянии оправдать взятые на себя обязательства. Эта система, как и любая другая, нуждается в совершенствовании. Но попытки реконструировать устройство и процедуру работы парламента всякий раз встречали психологическое сопротивление его членов, не всегда способных справиться со своими страстями и желанием «сыграть» на регламенте заседаний. Парламент «делают» люди, и здесь важен уровень их подготовки, а не полномочия, помещение, оборудование и документы этого почтенного собрания.
2.3 ГИПОТЕЗА. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РАБОТА —