С. Способность защищать и утверждать права, ограничения, интересы и потребности

Наряду с данной рамкой, очерчивающей совокупность ожидаемых компетенций, были также сформулированы психологические предпосылки реализации данной структуры в индивидуальном действии. Так, было заявлено, что центр структуры компетенций образует моральная, интеллектуальная и социальная зрелость индивидов, которая «позволяет им дистанцироваться от социальных давлений, удерживать отличную от других точку зрения, высказывать независимые суждения и принимать ответственность за свои действия» (Там же, с.9). В свою очередь, стержневым моментом этой зрелости выступила рефлексивность – способность делать ценности, чувства, мысли, отношения и действия (как свои, так и чужие) объектом критического мышления, способность удерживать напряжение противоречия и действовать в изменяющейся действительности, учитывая широкий контекст и извлекая уроки из опыта. Соответственно, сами компетенции в психологическом плане предстали не просто как набор знаний и умений, а как способность сознательной мобилизации всех личностных ресурсов для решения жизненных задач.

На наш взгляд, участникам проекта DeSeCo удалось задать содержательную основу определения ключевых компетенций, которая сведена к предельно простой формуле: рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы участвовать в развитии общества и развивать собственную личность. Иными словами, в основу целевой образовательной картины был положен сжатый до предела целостный образ становления субъекта продуктивного социального действия. Тем самым было введено и определенное представление об «устройстве» образовательного процесса как включающем два момента – присвоение культурных орудий и опробование обретаемых возможностей в личностно значимом социальном взаимодействии.

Описанный подход и его результаты на сегодняшний день представляются вполне удовлетворительной рамкой диагностических разработок. Если при этом учесть, что итоговый документ проекта DeSeCo отражает консенсус экспертов многих стран и является важнейшей опорой международного сотрудничества в области образования, то его целесообразно принять за основу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: