Методические указания для обучающихся

При изучении проблем защиты прав человека следует весь учебный материал разделить на модули, имеющие относительно самостоятельное значение и включающие в себя, как правило, несколько близких по содержанию («родственных») тем курса. Данный модуль проблем должен обладать некоторой целостностью, логической завершенностью учебной информации, гибкостью структуры. Таких блоков может быть несколько.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в работе. Умение работать с нормативными актами должен показать каждый студент. Ссылки на Конституцию РФ, международно-правовые документы, законы и подзаконные акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативного регулирования. При работе с этим материалом необходимо учесть, что студент должен знать современное законодательство о правах человека, которое указывается в программе и при чтении лекции преподавателем. Самостоятельная работа студента по данному курсу должна проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе проблем прав человека, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного теоретического положения в виде развернутого определения. Например, при анализе места и роли Конституции среди источников нормативных актов о правах человека нужно дать понятие источника конституционного права, опираясь на концептуальные подходы, выработанные отечественной общей теорией права. Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль и значение изучаемого явления, его связь в системе прав человека и способов их защиты. В-третьих, показать знание судебной практики по защите прав человека, её значение для становления правового государства в России.

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Приступая к освещению данного вопроса, нужно дать определение понятия «права человека», а также перечислить характерные для него признаки.

Нормы института основных (конституционных) прав и обязанностей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспечения указанных прав.

Статус личности, включающий в себя основные права, свободы и обязанности, представляет собой сложный и многогранный правовой институт, состоящий из различных элементов. Ядром этого института являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его праводееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их ограничениях.

Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит принципам прав и свобод человека и гражданина (назвать их и прокомментировать). Они определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса.

Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные явления, которые необходимо классифицировать в зависимости от определенных критериев.

Для более глубокого изучения этой весьма важной темы надлежит дать определение, перечислить виды, нормативное содержание, назвать особенности личных (гражданских), политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод.

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнение гражданином определенных обязанностей. Основные обязанности закреплены Конституцией РФ.

Обязанности можно подразделить на общие и конкретные, каждый из которых нужно раскрыть и охарактеризовать.

Ограничения - это установленные границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности. Конституционные ограничения имеют цели (ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации) и признаки, которые необходимо указать.

Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита, которая включает в себя два вида правомочий (перечислить их).

Право на обжалование в суд действий или бездействия, решений орга­нов и должностных лиц у гражданина возникает в определенных случаях. Наряду с другими органами по защите прав и свобод человека в России особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращения в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.

В системе разделения властей Российской Федерации Уполномоченный по правам человека занимает особое место, он по сути не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Нужно обозначить порядок избрания, полномочия и направления его деятельности. Студент должен изучить Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Студент должен также тренировать навыки работы с документами, относящимися к защите или нарушению прав граждан: обращениями граждан, ответами на них, судебными решениями, решениями Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека.

В настоящее время политика государства в области образования нацелена на существенное повышение качества подготовки юридических кадров.

Обучающимся необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого обучающегося в учебном процессе. Обучающийся должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч он может задать лектору интересующие его вопросы.

Большую пользу может принести обучающимся самостоятельное или в составе научного кружка по правам человека посещение открытых судебных разбирательств, а также их активное участие в модельных судебных процессах.

Занятия проходят в следующих основных формах: интерактива, решения задач, тестирования, свободного опроса обучающихся по заданным вопросам и др. Занятия могут происходить и в форме реферативного доклада, рассчитанного на 10-15 минут. Независимо от того, какие методы будут использоваться преподавателем на занятиях, к предстоящему практическому занятию готовятся все обучающиеся.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: