Назначение и виды административного наказания

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

5. лишение специального права (например, управления транспорт­ным средством, охоты);

6. административный арест. Он назначается на срок до 15 суток (за нарушение режима чрезвычайного положения — до 30 суток);

7. административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина, лица без гражданства (например, за нарушение режима пребывания в нашей стране);

8. дисквалификация, т. е. лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического ли­ца, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществ­лять предпринимательскую деятельность по управлению юридиче­ским лицом и т.п. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;

9. административное приостановление деятельности лиц, осуще­ствляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и т.д.

При этом наказаниям, предусмотренным в пунктах 1 – 4, может быть подвергнуто, как юридическое, так и физическое лицо (долж­ностные лица, включая индивидуальных предпринимателей, и граж­дане). Остальные четыре вида наказаний налагаются только на физиче­ских лиц, причем такие наказания, как возмездное изъятие, конфи­скация, лишение специального права, административный арест и дисквалификация, может назначать только суд и только в случаях, предусмотренных КоАП РФ.

Отсюда следует, что должностные лица соответствующих орга­нов госуправления вправе применять лишь две меры — предупреж­дение и штраф Перечень госорганов и их должност­ных лиц, которые вправе привлекать к административной ответст­венности, содержится в ст. 22.2 и в гл. 23 КоАП РФ.

Административное наказание налагается в пределах, предусмот­ренных конкретной статьей Особенной части КоАП РФ (например, штраф от 10 до 20 МРОТ). Причем его назначение не освобождает лицо от обязанности, неисполнение которой и повлекло данную ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ законы субъектов РФ могут устанавливать только два вида административных наказаний — пре­дупреждение и штраф. Остальные шесть являются исключительной прерогативой КоАП РФ.

При совершении лицом двух и более административных право­нарушений административное наказание назначается за каждое из них. Если же ответственность за одно и то же действие (бездействие) предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение соответствующих дел подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание. Иными словами, в данном случае действует принцип по­глощения мягкого наказания более строгим.

Этот принцип относится только к основным административным наказаниям — предупреждению, административному штрафу, ли­шению специального права, предоставленного физическому лицу, то административному аресту и дисквалификации. Что же касается дополнительных наказаний (возмездное изъятие, конфискация орудия или предмета правонарушения, администра­тивное выдворение за пределы Российской Федерации), то они мо­гут быть назначены по каждому из административных правонару­шений, совершенных данным лицом.

Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает сроки, по истечении которых ни юридическое, ни физическое лицо нельзя привлечь к администра­тивной ответственности. Общий срок давности — два месяца. Для закрытого перечня деяний, перечисленных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, за­конодательства о налогах и сборах, об охране окружающей среды, о защите прав потребителей, о рекламе и т. д., установлен специаль­ный срок давности — один год.

Срок давности исчисляется:

  1. со дня, когда административное правонарушение было совер­шено;

2. с момента, когда оно было обнаружено. Это касается только длящихся правонарушений (например, грубое нарушение правил ведения бухучета, ст. 15.11 КоАП РФ);

3. со дня, когда прекращено уголовное дело или в его возбуждении отказано, если при этом в действиях лица есть признаки администра­тивного правонарушения.

Статья 4.6 КоАП РФ определяет единый срок, по прошествии которого лицо не может считаться подвергнутым административно­му наказанию, — один год с момента, когда был исполнен акт (по­становление судьи, должностного лица соответствующего госорга­на) о назначении этого наказания. Так, постановление о назначении административного штрафа исполняется в момент его уплаты — перечисления суммы штрафа в банк или передачи ее должностному лицу на месте совершения проступка (ст. 32.3 КоАП РФ); о лишении специального права, дисквалификации считается ис­полненным в момент истечения срока, на который они были назна­чены.

Смысл годичного срока заключается в том, что по его истечении новый административный проступок нельзя считать повторным.

3. Виды правонарушений, за которые устанавливается ад­министративная ответственность

К административной ответственности лицо можно привлечь только за такие правонарушения, которые указаны в КоАП РФ (и в законах субъектов РФ). Таковыми являются правонарушения:

1. посягающие на праваграждан (нарушение законодательства о труде, подкуп избирателей и проч.);

2. посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое бла­гополучие населения и общественную нравственность (например, занятие проституцией);

3. в области охраны собственности (например, самовольный за­хват земли);

4. в области охраны окружающей природной среды и природо­пользования (например, уничтожение мест обитания животных);

5. в промышленности, строительстве, энергетике (например, по­вреждение электросетей);

6. в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (на­пример, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продук­ции);

7. на транспорте (например, нарушение правил безопасности дви­жения);

8. в области дорожного движения(например, управление транс­портным средством в состоянии опьянения);

9. посягающие на общественный порядок и общественную безо­пасность (например, мелкое хулиганство, демонстрирование фаши­стской атрибутики или символики);

10. в области таможенного дела (например, незаконное переме­щение товаров через границу Российской Федерации);

11. иные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ.

4. Органы, уполномоченные привлекать к административ­ной ответственности

Дела об административных правонарушениях рассматривают (в пределах своей компетенции):

  1. судьи (мировые судьи);
  2. комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ;

3. федеральные органы исполнительной власти, их территориаль­ные органы, а также иные уполномоченные на то государственные структуры.

Судьи рассматривают дела о наиболее серьезных администра­тивных правонарушениях (например, о нарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благо­получие населения и общественную нравственность; о ряде право­нарушений в области охраны собственности). Статья 23.1 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень — более 120 видов административ­ных правонарушений, относящихся к исключительной судебной подведомственности. Кроме того, в ч. 2 ст. 23.1КоАП РФ названо более 60 видов правонарушений, дела о которых судья рассматривает в слу­чаях, если орган (должностное лицо), к которому поступило дело, сам передает его на рассмотрение в судебном порядке. Это связано с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) считает право­нарушение настолько серьезным, что по нему следует применить меру наказания, назначить которую может только судья (например, административный арест, лишение права управлять транспортным средством).

Среди федеральных органов рассмотрение наибольшего числа видов административных правонарушений находится в компетенции органов внутренних дел (милиции). К ведению милиции отнесены, например, следующие составы правонарушений:

1. незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ);

2. нарушение правил поведения граждан на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ);

3. нарушения в области дорожного движения (гл. 12. КоАП РФ);

4. нарушение иностранным гражданином или лицом без граждан­ства режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ) и мно­гие другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: