Тема занятия: Функциональные системы поддержания объема циркулирующей крови и осмотического давления плазмы крови
Цель занятия: изучить механизмы регуляции водного и электролитного баланса, поддержания жесткой константы организма – величины осмотического давления.
Рекомендуемая литература:
- Лекционный материал.
- Нормальная физиология (Курс физиологии функциональных систем) / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999. – С. 116-128, 336-359.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- Характеристика водного баланса организма:
1.1.Поглощение и выделение воды.
2.1.Распределение воды в организме. Характеристика водных пространств
- Характеристика электролитного баланса организма:
2.1. Внеклеточное и внутриклеточное распределение электролитов.
2.2. Баланс натрия и калия, его регуляция
2.3. Баланс кальция и фосфора и его регуляция.
- Осмотическое давление как жесткая константа. Функциональная схема регуляции осмотического давления.
- Регуляция объема жидкости в организме. Функциональная система регуляции объема циркулирующей крови.
- Значение поведения в сохранении водного баланса и осмотического давления. Этапы формирования функциональных систем поведения, обеспечивающих потребление воды, соли.
- Понятие о положительном и отрицательном водном балансе. Виды дегидратации и гипергидратации (изотоническая, гипотоническая, гипертоническая).
Самостоятельная внеаудиторная работа студента:
1. В тетрадь для практических занятий выписать нормальные показатели основных гомеостатических констант: осмотического давления, онкотического давления, концентрации натрия, калия, кальция, глюкозы в плазме крови. Перечислить осмотически-активные вещества плазмы крови.
2. Выписать показатели водного баланса: количество воды в организме; соотношение водных секторов: клеточного, внеклеточного и внутрисосудистого; источники воды для организма, механизмы водных потерь (используйте рекомендуемую литературу и рисунок).
А Б
А - распределение жидких сред (в % от всей воды в организме);