Тема занятия: Функциональная система поддержания оптимального для метаболизма уровня рН внутренней среды организма человека
Цель занятия: изучить механизмы поддержания жесткой константы организма: рН внеклеточной среды.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Нормальная физиология (Курс физиологии функциональных систем) / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999. – С. 129-157.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Общая характеристика показателя рН внутренней среды организма. Источники протонов в организме. Физиологическое значение показателя. Варианты отклонения константы.
2. Системные механизмы поддержания оптимального для механизма кислотно-основного состояния.
2.1. Состав и свойства буферных систем крови и тканевой жидкости.
2.2. Периферические и центральные хеморецепторы. Нервные центры регуляции.
2.3. Дыхательный механизм регуляции кислотно-основного равновесия организма.
2.4. Почечные механизмы регуляции кислотного основного равновесия организма.
|
|
2.5. Другие исполнительные элементы системы: роль ЖКТ и потоотделения.
· В тетради практических работ заполните таблицу «рН различных сред организма человека»:
Жидкая среда организма | рН | Основной механизм, определяющий величину показателя* |
Артериальная кровь | ||
Венозная кровь | ||
Цереброспинальная жидкость | ||
Тканевая жидкость | ||
Желудочный сок | ||
Сок поджелудочной железы | ||
Моча |
* - третий раздел таблицы заполняется на занятии с помощью преподавателя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА