(по Тевсу)
Занятие № 11
Тема занятия: Обмен веществ и энергии. Физиология рационального питания.
Цель занятия: изучить физиологические основы обмена веществ и энергии в организме, их виды и механизмы нервной и гуморальной регуляции, принципы рационального питания.
Рекомендуемая литература:
- 1. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. - С. 185-207.
- Учебник «Физиология с основами анатомии человека» под ред. А.В. Логинова, с. 265-287.
- Учебник «Физиология человека» под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1985. - С. 374-396.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Сущность и значение обмена веществ, взаимосвязь метаболических процессов с обменом энергии.
2. Виды энергообмена. Понятия основного, рабочего и общего (валового) обмена, специфического динамического действия пищи. Их количественные характеристики.
3. Методы определения энергетических затрат организма. Принципы прямой и непрямой калориметрии. Значение дыхательного коэффициента и калорического эквивалента кислорода.
4. Физиологическая роль белков в организме. Понятие биологической ценности белков, значение белков растительного и животного происхождения, их суточную потребность. Механизмы регуляции белкового обмена.
5. Общая характеристика азотистого баланса.
6. Физиологическая роль жиров в организме, значение насыщенных и ненасыщенных жирных кислот. Суточные нормы потребления, особенности депонирования. Регуляция жирового обмена.
7. Физиологическая роль углеводов в организме. Суточные нормы потребления углеводов. Механизмы регуляции углеводного обмена.
8. Физиологические принципы составления пищевых рационов. Нормы питания человека с учётом его энергетического баланса, возраста, состояния здоровья, вида трудовой деятельности, усвояемости пищи, её калорийной и биологической ценности.
· Письменно выполните следующее задание: заполните таблицу по потреблению пищи и видам деятельности в течение суток:
Потребляемая пища (за сутки) | Виды деятельности (за сутки) | ||||
Вид пищи | Кол-во | Энерго-потреб-ление | Вид деятельности | Время | Энерго-затра-ты |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА