ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1
Влияние обстановочной афферентации на результат умственной деятельности.
Одним из компонентов афферентного синтеза является афферентация от проприорецепторов мышц, обусловленная характером позы. В связи с этим, различная поза человека, при которой выполняется деятельность, влияет на параметры результата действия и скорость его достижения.
Ход работы: Студенты образуют пары: «испытуемый – экспериментатор». Каждый экспериментатор предлагает своему испытуемому решить устно (в уме) по три арифметических примера примерно равной сложности в двух различных позах: сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. Экспериментаторы по секундомеру отмечают время решения примеров и проверяют правильность результатов.
Полученные результаты заносятся в протокол в виде таблицы:
Поза | Решаемый пример | Время решения, с | Правильность решения (1- правильно; 0 – нет) |
Стоя на одной ноге | |||
Среднее значение | |||
Сидя | |||
Среднее значение | |||
Проанализируйте полученные результаты, Объясните, как особенности обстановочной афферентации влияют на результаты целенаправленной (умственной) деятельности.
|
|
Работа № 2
Исследование объема кратковременной слуховой памяти.
Методика: Д ля работы необходимы: цифровые таблицы с рядами цифр (от 3-х до 12 цифр в ряду), расположенных в случайном порядке. Исследователь произносит вслух ряд цифр только один раз, испытуемый должен тотчас повторить их в том же порядке. Начинают читать с короткого ряда, последовательно переходя к длинному, монотонно, с равны паузами между цифрами со скоростью 3 знака за 2 секунды. За объем кратковременной слуховой памяти принимают максимальное количество цифр, которое испытуемый правильно повторил после первого предъявления. Если испытуемый правильно повторил ряд из 8 цифр, то объем его кратковременной слуховой памяти равен 8 и т. д. Оценка объема кратковременной слуховой памяти осуществляется по следующей шкале: 9-10 цифр - отлично, 7-8 цифр - хорошо, 6 цифр - удовлетворительно, менее 6 цифр - плохо.
Рекомендации к оформлению протокола. 1. Запишите результат исследования объема кратковременной слуховой памяти и оцените его по шкале. 2. Сравните собственный результат с результатами исследования памяти других студентов. 3. В выводах объясните, от чего зависят объем кратковременной слуховой памяти. 4. Укажите её нейрофизиологические механизмы.