Физиология эмоций

Цель занятия: проанализировать поведение человека с системных позиций, исследовать механизмы, нейроанатомию и физиологическую роль эмоций, как элемента центральной архитектоники поведенческого акта.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. - С. 374-380.

3. Нормальная физиология (Курс физиологии функциональных систем) / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999. – С. 540-549, 607-632.

4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого., 1985. – С. 518-522..

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Принятие решения как этап организации функциональных систем, нейрофизиологические механизмы принятия решений.
  2. Акцептор результатов действия, как аппарат цели. Его роль в организации поведения, нейрофизиологические механизмы формирования;
  3. Эфферентный синтез, его роль в эфферентном соматическом и вегетативном обеспечении поведения.
  4. Деятельность и её результаты, физиологическое обоснование необходимости параметризации результатов и обратной афферентации.
  5. Системные механизмы возникновения эмоций. Биологическая и социальная роль положительных и отрицательных эмоций, эмоционального напряжения.

1) Определение понятия «эмоция».

2) Теории эмоций (Ланге, П.К.Анохин, П.В.Симонов, Г.И.Косицкий).

3) Функции эмоций.

4) «Формула эмоций» по П.В.Симонову.

5) Нейроанатомия эмоций. Анатомия и особенности функционирования лимбической системы мозга.

6) Роль коры больших полушарий в проявлении эмоций.

7) Соматические и вегетативные компоненты эмоций.

· В тетради для практических работ:

1) запишите нейрональные структуры, входящие в лимбическую систему мозга;

2) напишите формулу эмоций П.В.Симонова; охарактеризуйте компоненты формулы;

3) напишите формулу эмоционального напряжения Г.И.Косицкого; охарактеризуйте компоненты формулы, укажите степени эмоционального напряжения.

· Проведите самостоятельную практическую работу по оценке уровня своей тревожности.

Блок дополнительной информации для работы и методика выполнения:

Тревожность — особое эмоциональное состояние, часто воз­никающее у человека и выражающееся в повышенной эмоцио­нальной напряженности, сопровождающейся страхами, беспо­койством, опасениями, препятствующими нормальной деятель­ности или общению с людьми. Тревожность может быть эпизодическим состоянием и быстро угасать, а может быть и чер­той характера — и тогда человек испытывает существенные труд­ности. Важно уметь оценить состояние собственной тревожности. Показано существование двух качественно различных разновид­ностей тревожности — личностной и ситуационной.

Личностная тревожность — индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, не­сущие в себе угрозу для его Я (самооценка, уровень притязаний, отношение к себе и др.). Личностная тревожность — стабильная склонность человека реагировать на подобные (социальные) си­туации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность — временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях, состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных случаях. Это состояние возникает как привычная эмоцио­нальная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть экзаменационные испытания, обще­ние с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста, необходимость принимать реше­ние или выполнять неприятные для субъекта действия. Выража­ется ситуационная тревожность напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Если человек часто переживает конфликт и постоянно чувствует себя ущемленным, тревожность может перейти во фрустрацию.

Фрустрация — состояние напряжения, вызванное субъектив­ным восприятием непреодолимого препятствия на пути достиже­ния цели. Оно выражается либо в постоянной агрессии, либо в депрессии — угнетенности. Основная причина фрустрации — низкая выносливость в борьбе с жизненными трудностями, не­умение найти выход из создавшегося положения, недостаточный уровень квалификации. Наилучшим способом снижения вероят­ности фрустрации является овладение своей жизненной "нишей" (получение образования, приобретение высокой профессиональ­ной квалификации, союз с любимым человеком).

Методика определения уровня тревожности по Спилбергеру.

При подготовке к занятию ответить на вопросы тестов, оценивающих ситуационную и личностную тревожность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: