Цель занятия: проанализировать поведение человека с системных позиций, исследовать механизмы, нейроанатомию и физиологическую роль эмоций, как элемента центральной архитектоники поведенческого акта.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. - С. 374-380.
3. Нормальная физиология (Курс физиологии функциональных систем) / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999. – С. 540-549, 607-632.
4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого., 1985. – С. 518-522..
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- Принятие решения как этап организации функциональных систем, нейрофизиологические механизмы принятия решений.
- Акцептор результатов действия, как аппарат цели. Его роль в организации поведения, нейрофизиологические механизмы формирования;
- Эфферентный синтез, его роль в эфферентном соматическом и вегетативном обеспечении поведения.
- Деятельность и её результаты, физиологическое обоснование необходимости параметризации результатов и обратной афферентации.
- Системные механизмы возникновения эмоций. Биологическая и социальная роль положительных и отрицательных эмоций, эмоционального напряжения.
1) Определение понятия «эмоция».
|
|
2) Теории эмоций (Ланге, П.К.Анохин, П.В.Симонов, Г.И.Косицкий).
3) Функции эмоций.
4) «Формула эмоций» по П.В.Симонову.
5) Нейроанатомия эмоций. Анатомия и особенности функционирования лимбической системы мозга.
6) Роль коры больших полушарий в проявлении эмоций.
7) Соматические и вегетативные компоненты эмоций.
· В тетради для практических работ:
1) запишите нейрональные структуры, входящие в лимбическую систему мозга;
2) напишите формулу эмоций П.В.Симонова; охарактеризуйте компоненты формулы;
3) напишите формулу эмоционального напряжения Г.И.Косицкого; охарактеризуйте компоненты формулы, укажите степени эмоционального напряжения.
· Проведите самостоятельную практическую работу по оценке уровня своей тревожности.
Блок дополнительной информации для работы и методика выполнения:
Тревожность — особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность может быть эпизодическим состоянием и быстро угасать, а может быть и чертой характера — и тогда человек испытывает существенные трудности. Важно уметь оценить состояние собственной тревожности. Показано существование двух качественно различных разновидностей тревожности — личностной и ситуационной.
|
|
Личностная тревожность — индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценка, уровень притязаний, отношение к себе и др.). Личностная тревожность — стабильная склонность человека реагировать на подобные (социальные) ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Ситуационная тревожность — временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях, состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных случаях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста, необходимость принимать решение или выполнять неприятные для субъекта действия. Выражается ситуационная тревожность напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Если человек часто переживает конфликт и постоянно чувствует себя ущемленным, тревожность может перейти во фрустрацию.
Фрустрация — состояние напряжения, вызванное субъективным восприятием непреодолимого препятствия на пути достижения цели. Оно выражается либо в постоянной агрессии, либо в депрессии — угнетенности. Основная причина фрустрации — низкая выносливость в борьбе с жизненными трудностями, неумение найти выход из создавшегося положения, недостаточный уровень квалификации. Наилучшим способом снижения вероятности фрустрации является овладение своей жизненной "нишей" (получение образования, приобретение высокой профессиональной квалификации, союз с любимым человеком).
Методика определения уровня тревожности по Спилбергеру.
При подготовке к занятию ответить на вопросы тестов, оценивающих ситуационную и личностную тревожность.