Словарь физиологических терминов раздела

«Системные механизмы поведения человека»

Акцептор результата действия (АРД) - стадия функциональной системы, возникающая после стадии принятия решения; обладает свойством предвидения будущего результата. Проявляется в виде биохимических механизмов памяти нейронов о будущем результате и реверберации возбуждения в структурах ЦНС, участвующих в организации поведения. В АРД после достижения результата происходит сличение параметров ожидаемого с параметрами реального результата.

Архитектоника функциональной системы (ФС) - общее строение, универсальные узловые механизмы любой ФС. Классификация узловых механизмов ФС поведения включает: 1) афферентный синтез; 2) принятие решения; 3) акцептор результата действия; 4) эфферентный синтез; 5) результат действия; 6) оценка достигнутого результата. Афферентация - поток нервных импульсов, поступающих от экстеро - и интерорецепторов в ЦНС. Виды: прямая, обратная, обстановочная, пусковая. Афферентация прямая - сенсорная информация о внешней и внутренней среде, на основе анализа которой формируется адекватное поведение

Афферентация обратная - информация о параметрах полезного приспособительного результата. В центре регуляции сопоставляется с параметрами АРД для оценки результата действия и коррекции поведения.

Афферентация обстановочная - компонент афферентного синтеза, информация о факторах внешней и внутренней среды, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой развертывается приспособительная деятельность. Позволяет оценить возможность и способы удовлетворения доминирующей потребности. Афферентация пусковая - компонент афферентного синтеза, реализующий уже сформированную предпусковую интеграцию возбуждений в поведенческий акт, приурочивая его к определенному месту и времени. Обычно пусковым раздражителем служит результат деятельности предыдущего поведенческого акта, а также время. Афферентный синтез - процесс сопоставления, отбора и объединения (синтеза) разнообразных по значимости афферентных потоков возбуждений; начальный этап развертывания функциональной системы поведения; составляет основную часть латентного периода реакции. В результате из множества внешних и внутренних раздражителей отбирается главное, определяется цель поведения. В афферентном синтезе участвуют 4 вида возбуждений (информации): доминирующая мотивация; обстановочная афферентация; память; пусковой стимул.

I. Основной постулат рефлекторной теории поведения - ведущее значение внешних стимулов в поведенческих рефлекторных реакциях животных. Биологически важные раздражители внешней среды, которые для животных и человека представляют конечную цель их длительной поисковой деятельности и которые удовлетворяют их ведущие метаболические потребности, рассматриваются с рефлекторных позиций как безусловные стимулы, например пищевой, оборонительный, половой и др. Остаются в стороне все те механизмы, которые в естественных условиях приводят животных к удовлетворению их ведущих потребностей. В условиях классических опытов И.П. Павлова животные не совершали активной деятельности, а только пассивно реагировали на раздражители, предъявляемые экспериментатором. При исследовании рефлекторных механизмов ВНД поведение животных оценивалось только их реакцией на внешние стимулы: условные и безусловные. При этом не подвергались специальному анализу активные действия животных, направленные на овладение определенными факторами внешней среды в плане удовлетворения исходных потребностей. Хотя в 1916г. И.П. Павлов обратил внимание на другую форму поведения, при которой субъект не только реагирует на внешние стимулы, но под влиянием внутреннего побуждения активно и настойчиво ищет специальные предметы внешнего мира. Эту форму деятельности И.П. Павлов назвал «рефлекс цели». Учёный справедливо писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь, все её улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель». И.П. Павлов, увлеченный природой условных рефлексов, эту сторону поведения оставил без специального анализа. Только в конце жизни, когда И.П. Павлов приступил к наблюдениям над поведением обезьян-антропоидов, он сказал свою знаменитую фразу: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод,— это «условным рефлексом» назвать нельзя. Это — другой случай. Тут нужно сказать, что это есть начало образования знания, улавливания постоянной связи между вещами — то, что лежит в основе всей научной деятельности, законов причинности и т.д.»

На основе рефлекторного принципа оказалось трудным объяснить механизмы активной целенаправленной деятельности животных в естественной среде обитания, поиск ими специальных раздражителей внешнего мира, нередко обладающий значительной энергетической силой, преодолевающей сложные препятствия на их пути. Принцип рефлекса не смог удовлетворительно объяснить и механизм исправления ошибок в поведении живых существ.

Роль подкрепления как безусловной рефлекторной реакции тоже оказалась ограниченной. Сложная инструментальная деятельность антропоидов, связанная с изобретением орудий, позволяющих им успешно удовлетворять свои основные потребности, также не нашла удовлетворительного объяснения на основе рефлекторных представлений «стимул — реакция».

Рефлекторная теория не смогла убедительно раскрыть и такие сложные физиологические явления, как эмоции, мотивации, принятие решения, неврозы и др. Им просто не оказалось места в структуре рефлекторной дуги.

II. Теория функциональных систем в объяснении поведения исходит из следующих постулатов:

1. Определяющим моментом деятельности функциональных систем, обеспечивающих различные формы поведения животных и человека, является не само действие, а полезный для системы и для организма в целом результат поведения.

2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит исходным потребностям и доминирующим мотивациям, мобилизующим генетически

детерминированные или индивидуально приобретенные программы поведения на достижение полезных приспособительных результатов.

3. Каждая поведенческая функциональная система строится по принципу саморегуляции, при котором отклонение результата деятельности функциональной системы от уровня, обеспечивающего нормальный метаболизм или адаптацию организма к условиям сущест­вования, само является стимулом к мобилизации соответствующих системных механизмов, направленных на достижение этого результата и удовлетворение соответствующей потребности.

4. В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результатов поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации.

III. Принципиальные отличия ФС поведения от рефлекторной теории поведения. В объяснении механизмов поведения в отличие от рефлекторной теории теория функциональной системы выдвигает следующие принципиально новые положения:

1. Устраняется примат исключительного значения внешних стимулов в поведении. Поведение живых существ с этих позиций часто определяется внутренними потребностями, генетическим и индивидуально накопленным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.

2. Системное возбуждение, формирующее целенаправленный поведенческий акт, развертывается не линейно, а с опережением реальных результатов поведенческой деятельности. Это создает условия для сравнения достигнутых результатов с запрограммированными на основе предшествующего опыта их свойствами и позволяет животным и человеку корригировать целенаправленный акт и исправлять ошибки своей поведенческой деятельности.

3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезньм приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность организма.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Общая характеристика системной организации поведения человека. Результат, как ведущий фактор организации поведения. Отличия системного подхода к анализу поведения человека от рефлекторной теории.

2. Потребность и возникающая на ее основе мотивация как инициирующий фактор поведения человека. Виды потребностей.

3. Формирование доминирующей мотивации. Свойства мотивациогенных центров.

4. Роль обстановочной афферентации. Динамические взаимоотношения обстановочной афферентации и доминирующей мотивации.

5. Память как компонент афферентного синтеза поведенческого акта. Виды и механизмы памяти. Нейроанатомия памяти.

6. Афферентный синтез, как часть центральной архитектоники ФУС поведения, его компоненты.

· В тетради для практических работ зарисуйте схему нейрональной ловушки Лоренто-де-Но, поясните, в каком виде памяти участвует эта нейрональная структура.

· Пользуясь схемами а) перечислите основные блоки функциональной поведенческой системы; б) укажите принципиальное отличие системного и рефлекторного подхода к организации поведенческого акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: