И конкурентной среды рынка
Направление исследований | Цели исследования | Методы проведения исследований |
Определение размера (емкости рынка) | Показать пределы расширения деятельности предприятия на рынке, определить перспективность и привлекательность рынка | Кабинетные исследования, основанные на анализе вторичной информации, характеризующей объемы производства и сбыта, состав производителей и продавцов, ассортиментную структуру и особенности исследуемого товара. Полевые исследования, основанные на анализе первичных данных, полученных в результате опросов потребителей, характеризующих специфику приобретения товаров на исследуемом рынке |
Определение долей рынка Исследование конкурентной среды рынка | Выявить конкурентные позиции предприятий на рынке Оценить интенсивность конкуренции и перспективы ее развития | Кабинетные исследования, направленные на обобщение вторичной информации о составе конкурентов, объемах их производства и сбыта. Полевые исследования (наблюдения, интервью), направленные на сбор первичной информации об объемах продаж исследуемых предприятий и особенностях их деятельности |
Принимая решение о выборе стратегии поведения на рынке предприятие оценивает его привлекательность с помощью таких индикаторов как: темп роста емкости рынка, интенсивность конкуренции, средняя норма прибыли при реализации товара, возможность неценовой конкуренции.
|
|
Конкурентные позиции предприятия на рынке оценивается с помощью таких индикаторов как: доля предприятия на рынке, темп ее роста, конкурентоспособность товара, имидж (престиж) товарной марки и др.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИРМЕННОЙ СТРУКТУРЫ РЫНКА
При изучении внешней среды предприятия в первую очередь анализируется фирменная структура рынка - совокупность фирм, работающих на исследуемом рынке и имеющих отношение к изучаемому предприятию. В фирменную структуру входят фирмы-покупатели, фирмы-поставщики, фирмы-конкуренты.
При изучении различных фирм рекомендуется обращать внимание на определенные направления их деятельности и обобщать информацию в виде следующих таблиц: