Осн стр-гии осмысления проблемы Ч в классической и современной Ф. Сущность и сущ-е Ч

Одн из осн проблем Ф является (начиная с Сократа) проблема Ч. К этой проблеме возвращались неоднократно, напр, в эпоху Возрождения, в Новое время наоборот, в периферии филос осмысления. Обострение интереса к проблеме Ч в постклассической Ф, антропологический поворот. Это вызвано усиливающейся ролью Ч в целом в общ-тве, в прир. Проблема Ч поэт становится одн из центр проблем Ф 20 в. Тогда же обозначаются осн стр-гии осмысления проблемы Ч. Притом каждая из этих стратегий что-то тянет за собой из классики. Стр-гии можно разделить на два класса по тому, как исследуется сама проблема:

– рассмотрение Ч как некоего объекта, объективистская версия, объектный подход; какими свойствами обладает этот объект: естественными (натуралистическая страт), мышлением (рационалистическая страт), социальными;

– рассмотрение самого Ч, субъективистский подход, отталкивающийся от индивидуальности Ч.Натуралистическая страт. Ч – это элемент прир, и все в нем естественно, как в приро де. И естественно – это прекрасно. Француз Просвещение. У Пушкина “барышня крестьянка” и т.д. У Руссо “Ц Ч портит”. Ч – оч совершенное прир существо – это один подход. А др подход – Ч – это ущербное животное, существо, задавленное культурой (напр, Фрейд и его табу). Следующая версия этого же плана – научный материализм. Речь идет о том, как формируется психический образ. Мысль Ч – материальный проц (почти как вульгарный материализм). Еще есть социобиология. Пытается понять социальные качества Ч, отталкиваясь от его биологической прир. Рационалистическая страт. Отличие Ч от животного мира в отм, что он может мыслить. Я мыслю, следовательно, я существую, – вот осн черта. Декарт, Гегель. Социологизаторская страт. Идет от Маркса. Сущность Ч – это сов-ть всех его общественных отношений, в кот он погружен. Чтобы изменить Ч, нужно изменить его окружение, а по Марксу – изменить истор обстановку. Это все подходы объективистского плана. Каждый из них имеет свои достоинства. Натуралистический – легко прослеживаются законы, они берутся из естествознания, и это позволяет привязать сюда науку. Рационалистический подход – констатирует кардинальное отличие Ч от остального мира живых существ, сп-бность к мышлению и критической рефлексии. Социологизаторский подход – дает Чу перспективы решения его проблем. В полной мере этим подходом пользоваться опасно. Отталкиваемся от чел индивидуальности. Къеркегор, Достоевский, Гоголь (“Шинель”). Ф-нология. Экзистенциализм. Он исследует просто природу Ч (не отдельно биологичи не отдельно соц, а всей вместе). Ч – это свободное существо, т.к. незавершенное существо. Ч обречен на свободу, так как каждую секунду ему приходится чего-то выбирать. Фил. антропология – фундамент-ая наука о сущ-ти чел., о его отн. к прир, о его метафизич. сущностном происх-ии, физ., психич.и дух. проявл. в мире, об осн напр-ях и законах его биологич., дух-историч и соц. разв-я. В ист. фил. и кульут. были выдвинуты след. фундамент-е идеи и предст-ия о чел., вокруг кот. сформиров-сь соотв. антропологические исслед-кие программы: 1.Идея о чел. как Бож-ом твор-ии воплощ. в Ветхом Завете, антич.религии и вкл. в себя мифы о сотвор. Богом чел., его тела и души; 2.Идея о чел. как разумном сущ-ве, homo sapiens; 3.Идея о чел. как о сущ-ве, определ-ом влечениями; 4.Идея сверхчел., восходящая к соотв. тезису Ницше. Чел., предст-яя собой сложн, противореч.сущ-во, осмысливается в фил. во всей полноте своих проявл-ий как биосоц. ф-н. Чел. как биол. вид принадл-т миру живой прир. Его разум укоренен в биологич.субстрате. Биолог-кая конституция чел. жестко не запрогр-на, что позв-ет ему приспосабливаться к самым различ. усл-ям сущ-ия. Особ-сть биологич. субстрата чел. сост. в том, что он испыт-т на себе влияние со стор соц. факторов. Соц-ть чел. проявл-ся в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с др. людьми, не осваивая созданные ими предметную среду, яз.,сист. мор-ых ценностей. Выходя за пред. своей биол-кой генетич-ой программы, чел. создает «вторую природу», искусств-ю среду обитания. Он произв-т и исп-т орудия труда, созн-но выбирает д/себя те или иные соц. роли. Наконец, он обладает См, мышлением, речью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: