Происхождение Ч. Научные и философские концепции антропогенеза

Происхождение Ч – это одна из главных проблем Ф и науки, религии, это давняя интенция культуры. Эта проблема так важна потому, что это ключ к пониманию прир Ч, его сущности и предназначения в эт мире.

В Ф существовали разл подходы ненауч плана, сформировавшиеся в ту эпоху, когда толковых науч сведений еще не было: креационистский. Разраб-сь в рамках религ-го мировоззр-я. Чел. выст-т здесь как рез-т Бож-го твор-я, созд-й по «образу и подобию» Бога. Обладая разумом, свободой воли, творч-ми сп-б-ми, чел. заним-т высш. ступень в иерархии сущ-в. Креационизм акцент-т вним-е на уник-ти чел., уфологический. указ-я на избыт-ю слож-ть структур мозга, функц-х возм-тей созн-я чел. по отн-ю к треб-ям, предъявляемых чел-ому роду со стор. земной цив-ии, связ-ет первонач-ое появл-е разума с инопл-ми мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю. Потом появились научные концепции, а затем уже философские концепции. Эволюционная теория появления Ч на основе теории классической эв-ции Дарвина. Эволюц. конц. была впервые разработана в теор. Дарвина. Эта теор. утвердила идею разв-я живой прир, кот. не была создана раз и навсегда, а прошла путь слож. эв-ции, порожд-я одних видов «живого мира» другими. В эт конт-те и сам чел. тракт-ся как один из видов животных, связ-х с миром прир генетич. узами. Подобие зародышей чел. и обезьяны однознач. указ-т на налич. генетич.связи м/у этими видами. Подтвер-е её сущ-я Дарвин видел в подобии физ. признаков чел. и обезьяны; в известных антроп-ии ф-нах «ненорм-х возвратов» (рожд-е детей, тело кот.отлич. сплошным волосяным покровом). Сущ-ый недост-к дарвиновской теор.закл. в редукции «ф-на чел.» к его физич. орг-ии, к чел-му телу. Ч стал зарождаться 5 млн. лет назад. Ч появил в проце естеств отбора в проце эв-ции. Факторы: прямохождение, изм-е объема мозга и изм-е функции руки. Достоинство: эта версия обладает наибольшей логичностью и согласованностью в объяснении появления Ч. Ограничения: нет переходных форм, новые открытия по времени появления древнего Ч. Этот подход в 70-е гг. 19 в. позволил Ф сформировать свою собственную философскую концепцию происхождения Ч: трудовую концепцию антропосоциогенеза (Энгельс). По этой теории, осн факторы формирования Ч – труд и речь. Достоинство: эта концепция исходит из главного отличия Ч от остального животного мира – сп-бности к трудовой деятельности. Ограничение – не объясняет возникновение эмоционального мира Ч, духовной культуры, науки, искусства. Трудовая теория антропосоциогенеза, разраб. Энгельсом, в рамках маркс-го подхода объяснила возник-е чел., указав на д-е двух рядов факторов:а) природно-биол. факт. включ. в себя похолод-е климата Земли и исчезн-ие обширных широколиств-х тропич.лесов, в кот.обитали непоср-ые предки чел. Сохр.свое сущ-ие они смогли, приобр.новые физич. признаки. б) соц. ф-ры, среди кот. необх. указать на трудовую д-ть с исп-м искусств. произвед-х орудий; появл-е языка, кот. позволил фиксир-ть соц знач-е хар-ки объектов.

И тогда в культуре 20 в. появляются новые подходы к этой проблеме. Психоаналитическая концепция Фрейда. Она обратила внимание на то, что ускользало от трудовой концепции. Ч живет в мире культуры. Мир культуры – это система запретов и табу. Культура по отношению к Оно, к глубинным резервуарам человеческой психики носит, репрессивный характер. Объясняет возникновение культуры через тотемирование как стремление защитить свой род путем задания нормативов поведения, возникновение религии. Ограниченность: тотемизм как форма религиозного опыта – это далеко не универсальная вещь.

Семиотическая концепция. Ч здесь – Ч символический. Ч как биологическое существо ущербен. Его ущербность в том, что генетически транслируемые программы поведения у него оч расшатаны по сравнению с миром животных. Его инстинкты слабо выражены. Поэт для него открылась возм-ть действовать не только в рамках своего вида, но и симулировать с помощью символов деятельность в рамках другого вида. Напр, ритуальные танцы перед охотой или военным столкновением как стремление выработать необходимый эмоциональный настрой. Кассире, 20 в.

Игровая концепция. Ч играющий. Впервые предложил Хийзинга. Игра – это действие, избыточное по отношению к материальному производству. Она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей. Но игра стимулирует выработку мыслительных сп-бностей. Игра с одн стор – сов-ть правил, с др стор – это свобода оперирования в рамках этих правил. Ярче всего игровая деятельность в эт отношении проявл в языке.

Игровая модель видит важн. ф-р возникн-я чел.в игре. Анализ архаичных форм культ. приводит к выводу об их игровой прир, порожд-ей мир символич-х форм д-ти, сыгравший знач.роль в проц. антропосоциогенеза.5. Психоаналитич. концеп.Фрейда связ-т появл-е чел. и чел-ой культ. с утвержд. культа, в осн-ии кот. лежат тотем и табу. Восст-е сыновей против отца в первобыт. орде привело к убийству предвод-ля общины, кот.был обожествлен в форме тотема как прародит. рода. Регулир-ие сферы секс-х отн-ий дает источник появл-ю религ. и морали, опред-х собой дальн-ее разв-е культ. и чел..6. Семотическая модель трак-т чел. как единств. сущ-во сп-б-е к постр-ю знаковых систем. Культ. рассм-ся здесь как знаково-символич. реальность, основу кот. сост-т язык. Поср-вом знаков языка выд-ся те или иные объекты и проц. действ-ти, кот. наделяется значением и смыслом. Воспр-ие реальности чел-ом оказ-ся, т.о., возм-м в перспект. и ракурсах, задаваемых языком.


15. Ч в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общ-а и личность.

Коммуникация – это знаково-символьное взаимод между людьми, несущ в себе смысловую нагрузку. Это смысловой аспект взаимод. Пример. На узкой дороге встречаются два велосипедиста. Коммуникативное действие – увидев друг друга, они начинают выруливать так, чтобы не столкнуться. Коммуникативные действия предполагают ориентацию на другого и выявление смысла этой ориентации. Пример классиф типов коммуникаций: индивид коммуникация (небольшое число людей), публичн коммуникация (большое число людей), массовая коммуникация (огромное число людей). Можно структурировать и по другому принцу. Автокоммуникация ­– мы ведем диалог с самим собой, и этот др в нас – это представитель некой референтной группы, общ-а, совесть. Герберт Маклюэн в своих работах проанализировал фундамент функционирования общ-а массовой коммуникации.

Выделяют разл типы коммуникации, и разл типы общественных отношений по принцу господствующей коммуникации.

Общ-во аудиокоммуникации. Господство голоса. Большая возм-ть внушение, легкая подверженность внушаемости. Самый ранний тип коммуникации.

Этап видеокоммуникации. Изобретение Гуттенбергом печатного станка. Эра Гуттенберга, галактика Гуттенберга. Коммуникация осуществляется через текст. Массовое тиражирование текста. Тогда же вырастает стандарт как отличительный признак культурного творчества. Эта коммуникация распространяется за пределы общины, несет человеческой личности индивидуальность и критицизм. От текста можно оторваться, сохранить свою автономность. Текст дает возм-ть анализировать, сопоставлять разл фрагменты и т.д.

Во второй половине 20-го в. появляется радио и телевидение. Аудиовизуальная, массовая коммуникация. Голос обеспечивает внушаемость и достоверность инф-ции, а картинка рождает иллюзию критического восприятия действительности. И тогда Ч воспринимает мир через картинку, но, увы, не своими собственными глазами. Это превращает локальные культуры в единое целое, мировая деревня.

Массовое общ-во, это общ-во, в кот массы населения играют все более значимую роль. Акцент в рассмотрении социодинамики переносится от анализа действия великий героев (Наполеон выиграл множество сражений, а не солдаты его армии). Массовый характер приобретает промышленное производство, в него требуется все больше рабочей силы, процы урбанизации, проблема детской и женской занятости. Народ – движущая сила прогресса, а не гениальные одиночки. Отсюда легитимизация революции. Решающую роль играет масса населения во всем.

Элита и массы. Первым анализировал эту проблему Хосе Ортега-и-Гассет. Массовое общ-во с новыми ценностями и новыми ориентирами. В массовом обществе ценится стандарт (а на рубеже веков в эпоху постмодернизма ценится инаковость – так это тоже стандарт – выглядеть не так как все). Ценится непрерывно расширяющееся потребление. Это общ-во массового потребления. Ценится богатство. Успехи теннисиста оцениваются в годовом заработке. Уровень жизни оценивается в количестве миллиардеров в стране. Ценности, превносимые массовой культурой. Массовая культура эти стандарты продуцирует, внедряет, формирует мировосприятие Ч, дает программы его деятельности. Заслуга массовой культуры – все-таки есть какой-то просветительский момент, напр, борьба с наркоманией.

Массовый Ч. Усредненность притязаний, не стремится к высоким свершениям, у него отсутствует жизненный проект. Он переживает свое присутствие здесь и сейчас, потребляя. Некритичное отношение к реальности, конформизм. Аполитичность. Непонимание того, что функционирование общественных институтов демократического общ-а требует непрестанных усилий, поддерживающих эти институты. Довольство собой, переходящее в самодовольство. Отсутствие долга, отсутствие ответственности за то, что ты делаешь для будущего. Что отличает Ч элиты? – Труд, интеллект и ответственность.

Ч, представляя собой сложн, противоречивое существо, осмысливается в философии во всей полноте своих проявлений как биосоц ф-н. Ч как биологический вид принадлежит миру живой прир. Его разум укоренен в биологическом субстрате. Биологическая конституция Ч жестко не запрограммирована, что позволяет ему приспосабливаться к самым разл условиям сущ-е. Особенность биологического субстрата Ч состоит в том, что он испытывает на себе влияние со стор социальных факторов. Социальность Ч проявл прежде всего в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с другими людьми, не осваивая созданные ими предметную среду, язык, с-мы моральных ценностей. Выходя за пределы своей биологической генетической программы, Ч создает «вторую природу», искусственную среду обитания. Он производит и использует орудия труда, сознательно выбирает для себя те или иные социальные роли. Наконец, он обладает См, мышлением, речью.

Несмотря на очевидность инд.опыта и хар-к,свою подлинную реализацию Я получает лишь в об-ве,кот. Не только задает шкалу единых культ.ценностей, но и опр-т степень уникальности каждой личности.Мера индив-ти зависит от ее универс-ти:чем больше соц.связей и хар-к аккум-т личность,тем она ярче,богаче и своеобразнее.3 аспекта социокульт.детерминации личности:генетич.,функц,телеолог.Генет. связаны с процами социализ-и личности,функц. – описывают осн.формы жизнед-ти,телеолог. – его исх.ценностные ориентации,опр-е смысл и цели сущест-я.Социал-я – проц приобщения чел. К опр.соц.среде,овладения им неох-ми навыками и знаниями.Осн.значение принадлежит ран.детству,когда осв-ся язык,нормы пов-я и общения.Особую роль играет семья.З.Фрейд считал,что в ф-не Я-идеального всегда воспроиз-ся уст.хар-ки отца и матери как первых О-в любви и соперн-ва.Далее личность коррек-ся с пом.образования – это соц-истор.механизм целенапр-й,сист.трансляции знаний от покол-я к покол-ю.Проц перехода от ребенка к взрослому по большей мере рег-ся образованием, с целью формир-я ур-ня знаний и сис-мы мирозр-я.Осн.функц.модусы чел.бытия – деят-т.ь и коммуникация.Деят-ть – спос-ть чел-ка к акт.,целенапр-му преобр-юобъект.действ-ти и самого себя.Ком-я – проц обмена,предполаг-й акт.взаимосвязи 2 и более S-в взаим-я.Ядро деят.отнош-я представляет труд.Стр-ра труд д-ти(К.Маркс)S,O,ее цель,ср-ва,предмет,продукт.Творчество – вид дея-ти,связ-й с созд-м принц-но нов культ.ф-нов и цен-й.(творч.акт всегда индивид-н и конкретен)

Коммун-я шире общения.Общение-проц непосредст.межличностн.ком-и,ориент-й на понимание.Собеседник – не ср-во получения N,а личность,сп-бная понять и оценить жизненную позицию.Ф-н «масс.Ч».Исх.хар-ки – унифиц-ть и станд-ть мышления и сущ-я,принц.автономность и экзистенц.изолированность от Другого.Объед-е в массу рождает ощущ-е ед-ва целей и инт-в,почти семейного родства, где один-во Я преод-ся и сохр-ся одновр-но благодаря его полной анонимности.Масс.чел-к преодол-т остроту противор-я инд-го и солидарн. На уровне бессозн-го,путем отказа от диктата разума и воли.Диалог дает возм-ть соединить людей в совок-ти их инд.опыта.Сег – антрополог.кризис,ситуация «смерти Ч»,провозг-я постмодерном,чревата не только смертью Бога но и сущ-ю прир.и и культ. Миров.Антр.кризис привел к антроп.повороту в фил-и.Выздор-м фил и социокульт.традиции станет возврат к чел-ку как мере всех вещей,интегрир-му в себе смыслы сущ-я космоса,прир,культуры,об-ва,Бога.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: