Через школу как социальный институт (в отличие от других социальных институтов, например церкви или правительства) проходит 99% населения. Опросы общественного мнения на темы образования, проведенные службами Гел-лапа и «Фи Дельта Каппа», показывают, что на протяжении более чем тридцати лет одной из главных школьных проблем считается дисциплина. В 1971 году, согласно подсчету службы Геллапа, она стояла на третьем месте (вслед за финансированием и интеграцией/сегрегацией); в 1982-м — на первом; в 1992 году проблема дисциплины в школе вновь перемещается на третью позицию, вслед за проблемами финансирования и наркотиков (Elam, Lowel, Gallup, 1992).
Сравнительное исследование показывает, что дисциплинарные проблемы, с которыми сталкивались учителя в 1940-е и в 1980-е годы, явно различаются (табл.12.1). В 1990 году к общему списку добавился новый пункт — банды. Важно отметить, что в 1940-е годы учителя выражали озабоченность
Таблица 12.1
Дисциплинарные проблемы тогда и теперь
(из работы: Dr. Hodgkinson Harold L. Discipline Problems
|
|
Then and Now. Washington, D.C.: Institute for Educational
Leadership, Center for Demographic Policy)
1940-е годы | 1980-е годы |
Разговоры | Употребление наркотиков |
Жевательная резинка | Употребление алкоголя |
Шум | Беременность |
Беготня в коридорах | Изнасилования |
Нарушение строя | Грабежи |
Неприемлемая одежда | Угрозы действием |
Мусор | Кражи со взломом Поджоги Взрывы |
Часть III. Для учителя
Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?
проблемами, возникавшими в самой школе, тогда'как заботы учителей 1980-х годов связаны с проникновением социальных проблем в повседневную школьную жизнь.