Свобода учиться



тором — в меру моих собственных навыков предоставить вам возможность удовлетворить ваш интерес. Я хочу создать сре­ду, в которой станет возможно свободное самоуправляемое и творческое учение.

Тут уже очевидны начала того внутреннего конфликта, который повлиял на весь курс. Обратите внимание на проти­вопоставление «вы и я совместно» и «это ваш курс, а не мой». Какое утверждение возобладает?

Далее в проспекте обсуждаются различные темы. Д-р Бак-хэм предлагает вопросы, по которым каждый студент может определить свои собственные цели. Он выделяет множество источников: книги, выездные наблюдения, консультации внешних экспертов. Он предлагает разные виды проектов, в которых могут принять участие студенты. Он подробно об­суждает проблему оценки работы студентов, подчеркивая, что его цель — «совместно выработать решение этой пробле­мы, которое удовлетворило бы университет и в то же время не нарушило бы свободы учиться, этики курса. Полагаю, это станет главным пунктом обсуждения на нашей первой встре­че». Он также уведомляет, что в конце курса он потребует отчета (подписанного или анонимного), содержащего оценку (положительную или отрицательную) как самого курса, так и преподавателя.

Описывая доступные источники, он включает в их число и себя самого.

• Мне кажется, что, по крайней мере, поначалу и для некоторых из вас будет непростой проблемой — как исполь­зовать меня наиболее эффективно. Вы привыкли к лектору, который сам делает все или почти все. Теперь вам предстоит работать самим. Уверен, вы справитесь с этой проблемой. Что я могу предложить, чтобы облегчить процесс вашего учения? Наверное, не то, что вы думаете! Вот кое-что из того, что я могу предложить, а вы — использовать в какой-то мере. [Далее он делится своим опытом и рассказывает о своих ин­тересах.]

Возможно, существуют иные способы оказания вам помо­щи, которых вы от меня ждете. Дабы облегчить вам исполь-


зование меня, я должен быть доступен — вы должны знать, где и когда меня можно найти. Вот мое расписание, по край­ней мере, на осенний семестр. [Приводится расписание при­сутственных часов.] Почти наверняка вам понадобится занять мое время. Пожалуйста, делайте это разумно, в соответствии с явными потребностями, так как почти наверняка мое время будет востребовано многими. Вы должны отдавать себе отчет, чего вы от меня хотите и как вы намерены меня использовать, чтобы я имел возможность соответственно подготовиться. Если я не понимаю ваших нужд или не готов идти им навстре­чу, я так и скажу. В остальных случаях я сделаю все от меня зависящее, чтобы быть вам полезным.

Эта самопрезентация выглядит несколько формально и отстраненно, что не соответствует духу проспекта в целом.

Проспект завершается указанием даты, часа и места пер­вой встречи, а также довольно резким утверждением, из ко­торого становится ясно, что преподаватель еще больше отда­ляется от курса.

• Я начну в 3.30 и через пять минут предоставлю вам
возможность работать по своему усмотрению. Предлагаю сле­
дующие пункты повестки. [Отмечаются вопросы формирова­
ния групп, привлечения внешних экспертов, проблемы экза­
менов и оценок и т.д.]

Первое собрание проходило довольно хаотично, как и любое учебное мероприятие такого рода, однако д-р Бакхэм не принял в нем сколько-нибудь значимого участия.

• Первое собрание было напряженным и возбужденным.
Я открыл его, а затем устранился от управления. Было совер­
шенно очевидно, что большинству студентов трудно держать
себя в руках в такой большой группе. Было много пререканий
по поводу лидерства, многие отмалчивались. Много времени
ушло на обсуждение вопроса оценок, высказывались обычные
опасения по поводу заключительного экзамена.

О том, что он в самом деле устранился от курса, свиде­тельствуют два его смущенных, но подкупающе честных при­знания.





Часть II. Ответственная свобода


Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы



• Первые недели были для меня очень беспокойными.
После первого собрания некоторые студенты так больше и не
появились на занятиях. Мне нелегко было с этим мириться. Я
мог отреагировать лишь так: им предоставлена свобода, и если
они хотят воспользоваться ею, чтобы работать полностью са­
мостоятельно, то это их собственное решение, за которое они
сами несут ответственность. Но не могу не признать, что я
всерьез опасался, что кое-кто вовсе не ведет никакой работы.

Моя деятельность. Наряду с беспокойством я получил так­же свободу действий. Все время, остающееся от общения со студентами, я тратил на приобретение новых знаний об охра­не природы, чтобы стать более эффективным источником для моих студентов.

Вакансия группового лидера недолго оставалась незапол­ненной. Лидирующую и организующую роль взял на себя один из студентов. Он был озабочен тем, чтобы дела шли как следует, и демонстрировал разного рода активность, увлекая за собой других, — организовывал семинары, и т.д., и т.п. Профессор Бакхэм предпринял два начинания: он пригла­сил нескольких специалистов по охране природы для встре­чи со своими студентами (эти встречи привлекли многих и были хорошо восприняты), но ни одной из этих встреч не руководил (это важно). Он также сам прочитал несколько лекций. В первой по просьбе студентов он изложил свои пред­ставления об охране природы. Студентам это особенно по­нравилось.

Итоги курса, если судить по продуктивности студентов и их оценкам, в целом были выше удовлетворительных. Для большинства это был период независимой учебы. Вот при­мер типичной реакции:

• Думаю, структура курса хороша тем, что позволяет тебе
научиться мыслить по-своему. С самого начала становится
ясно, что ты предоставлен сам себе. Это побудило меня отне­
стись к этому курсу, в отличие от всех прочих, как к своего
рода путешествию и самопознанию. К тому же, поскольку не
было ничего «обязательного», я оказался не так скован, как
если бы надо было опираться на лекции. Выполняя этот курс,
невозможно попасть под чье-то влияние... По-моему, этот курс
учит тому, как удовлетворять свой интерес.


Однако студенты высказали пожелание, чтобы профессор играл более активную роль.

4/ По-моему, ваше участие было недостаточным, я бы хо­тел побольше разговаривать... или даже хотелось бы настоя­щих семинаров, к которым надо готовиться.

• Лично мне кажется, что вам следовало бы играть боль­шую роль — не в смысле чтения лекций, а в управлении дис­куссиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: