Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
Одно из наиболее распространенных заблуждений относительно человекоцентрированного подхода к обучению состоит в том, что он якобы приложим лишь к определенным предметам и к определенным, особым ситуациям. В предыдущих главах мы рассмотрели использование человекоцентрированного подхода в средних школах по всей стране, равно как и в начальных школах, а также при обучении иностранному языку. В этой главе я намерен показать, как он может быть включен в широкий круг самых разнообразных ситуаций.
Познакомившись с опытом очень разных людей, я надеюсь, вы поймете, что речь идет не о методе или приеме. Человекоцентрированный способ существования в образовательной ситуации есть нечто такое, во.что человек врастает. Это набор ценностей (трудно приобретаемых), в котором главное внимание уделяется человеческому достоинству, важности личного выбора, значению ответственности, радости творчества. Это философия, построенная на демократических основаниях, обеспечивающих права каждого человека. Итак, в этой главе речь пойдет:
|
|
* о профессоре экологии, чья смелая попытка дать студентам свободу была омрачена одной ошибкой;
* о декане, который верит в демократический процесс и стремится расширить права студентов и факультета;
* о преподавателе математики, который понял, как создается благоприятная среда для творческого мышления;
* о педагоге, который использует детские воспоминания для изменения установок будущих учителей;
* о советнике муниципальной школы, взрастившем ценнейшие плоды на крошечном островке свободы.
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
Смелость, прямота и одна ошибка
Я вполне отдаю себе отчет в том, что до сих пор приводил примеры, в которых и процесс, и результат учения были позитивными и для учителя, и для учащихся. Однако мне не хотелось бы, чтобы у вас создалось впечатление, будто обращение к человекоцентрированному подходу не создает проблем. Сейчас я хочу рассказать о новаторском курсе, в котором, на мой взгляд, была допущена ошибка, повлекшая неблагоприятные последствия.
Д-р Джон Бакхэм преподает экологические дисциплины в английском университете. Он прислал мне письмо, содержащее глубокий анализ курса, который он преподавал в весьма инновационной манере (Barkham, 1980—1981). Невозможно в кратком описании воздать по заслугам доктору Бак-хэму, который изрядно потрудился над подготовкой и оценкой курса с помощью блестящих исследовательских методов. Я хотел бы лишь обратить внимание на некоторые особые моменты, которые я цитирую по его отчету. Хотя по отношению к курсу в целом это не вполне справедливо, но из всего, что д-р Бакхэм сделал и не сделал, я рассмотрю именно то, что, по моему мнению, является серьезной ошибкой, не позволившей данному опыту достичь того результата, какой в принципе был достижим.
|
|
Чтобы прийти к инновационному стилю, д-ру Бакхэму понадобилось некоторое время.
• На протяжении нескольких лет я изменял и совершенствовал свой подход к преподаванию курса организации экосистем... В 1978 году я начал понимать, каким потенциалом обладает взаимное обучение в группах. [Далее речь идет о развитии дискуссионных групп в 1970—1980-е гг.] В этот момент я впервые прочитал две книги, которые оказали на меня огромное влияние. Книга Адама Керла «Обучение ради освобождения» (Curie, 1979) глубоко тронула меня и пробудила во мне революционные порывы. «Свобода учиться» (Rogers, 1969) утвердила меня в этих чувствах, более того — помогла мне найти средства, которые я в тот самый момент искал, чтобы более эффективно фасилитировать учение моих студентов. Если вы намерены не двигаться с места в своих
представлениях об обучении, ни в коем случае не читайте эти книги.
Свою внутреннюю борьбу он описывает очень откровенно, и с тем, что он говорит, согласятся многие преподаватели.
• Я впервые осознал, что многие трудности, которые в 70—
80-х испытывали студенты в рамках программы «Экомэн»
(«ЕсоМап»), на самом деле отражали мои собственные коле
бания относительно моей роли. От меня они слышали: «Я го
тов предоставить вам исследовательскую свободу...», однако
чувствовали, что я попросту контролирую их и, хуже того,
манипулирую ими иным способом. Так и было на самом деле.
Предоставить студентам свободу и ответственность за соб
ственное обучение — это пугающее начинание. Я беспокоил
ся о возможных последствиях, боялся утратить контроль. В
конце концов, если я знаю настолько больше, чем мои студен
ты, то я просто обязан это им преподать. К тому же, я поте
ряю их уважение, если позволю им считать, будто их идеи
столь же важны и полезны, как и мои... Только я знаю, какие
разделы программы особо важны, и студенты должны прини
мать то, что я знаю лучше их, и т.д., и т.п. Таковы были
опасения, которые я не решался сформулировать даже для
самого себя. И я понял: чтобы студенты почувствовали себя
по-настоящему свободными, мне следует в самом деле отпус
тить поводья. Прочитав книгу Роджерса, я немедленно соста
вил проспект курса на 1980—1981 годы в соответствии с ду
хом времени.
Этот проспект объемом в 11 страниц, розданный 37 записавшимся студентам за несколько месяцев до начала курса, был исключительно основательным и подробным документом. Краткий фрагмент дает представление о его стиле и направленности.
• Способны ли вы и я совместно пройти по-настоящему
полезный курс третьего года обучения, на который записа
лось так много народа?...Цель, которую лично я преследую в
этом курсе, состоит в том, чтобы предоставить вам максималь
но возможную свободу в освоении науки управления экосис
темами и сохранения природы. Вы — не пустые чашки, в ко
торые я буду наливать кое-что из того, что содержится во
мне, как в кувшине. Я должен постоянно помнить, что это
ваш курс, а не мой. Записавшись на него, вы выказали свой
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы