Основные сведения о смазывании трущихся частей

Смазочные материалы в узлах трения применяют, чтобы умень­шить износ деталей этих узлов, повысить срок их надежной работы, снизить расходы по ремонту или замены.

В настоящее время все больше появляется таких узлов, в которых взаимное перемещение деталей происходит при минималь­ном расходе смазки или она вообще не нужна. Так, на электровозах ВЛ10, ВЛ10У применена поводковая система соединения букс с рамой тележки, при которой не требуется смазка. Применение промежуточных деталей из марган­цовистых сталей в системе рессорного подвешивания сводит рас­ход смазки до минимума или вообще отпадает надобность в смазывании. На современных электровозах в узел опор кузова или не требуется добавлять смазку, или расходы смазки незначитель­ны.

С переходом на угольные и металлокерамические вставки полозов токоприемников или на твердую их смазку резко снизи­лись расходы по замене, как самих вставок, так и контактного провода.

При обслуживании электровозов в трущихся узлах автосцепки (кроме узла розетки) применять смазочные материалы не рекомендуется вообще. При заливке в кожуха зубчатой передачи смазки выше нормы возрастает сопротивление зубчатой передачи, возможен выброс смазки через уплотне­ние наружу, что приведет не только к повышенному ее расходу, но и к загрязнению всех деталей и железнодорожного полотна. Кроме того, при по­вышенном количестве смазки наблюдается накопление грязи и песка в самих трущихся деталях, что только ускоряет износ.

Загрязнение полотна железной дороги приводит к необходимости периодически очищать щебень, в противном случае путь постепенно заболачивается, начинает «слабнуть», кроме того, он становится токопроводящим, что нарушает действие автоблокировки и повышает электролиз близлежащих трубопроводов. В роликовых подшипниках избыток масла вызывает ее нагрев, ухудшение свойств и вытекание смазки через лабиринтовые уплотнения наружу. У электрических машин это может вызвать загрязнение изоляционных поверхностей и выход их из строя. Таким образом, избыток смазки так же вреден, как и ее недостаток. Нормы расхода смазки приведены в инструктив­ных указаниях заводов — изготовителей локомотивов и местных предписаниях.

В некоторых случаях смазка служит для получения антикор­розионных покрытий (хромированные поручни, выводные зажимы и перемычки аккумуляторов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: