2.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие -управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути, в менеджеров.
Постепенно появляется новый тип деловых людей. Помимо соблюдения ритуальных почестей, они заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда. Побочные результаты такой управленческой деятельности — появление письменности (так как запомнить весь объем информации было невозможно) и потребности в расчетах.
|
|
Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие. 44
2.1. Основные этапы развития менеджмента
Первой управленческой революцией считается зарождение письмен-в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммер-антов», связанных с торговыми операциями.
Вторую революцию в управлении относят к 1760 г. до н.э. и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством с целью регулирования отношений между различными социальными группами.
Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоносора II (605—682 гг. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления и контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
Великая индустриальная революция XVII—XVIII в. оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами; вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров. При этом под администрированием понималось формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль их реализации.
|
|
Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние технического прогресса чрезвычайно усложняют управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу — все переводится в формулы и деньги. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, под-Разделение).
Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого систему принятия решений, цели политики компании и др.
Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги как научая и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя там свободное Редпринимательство очень развито, а в крупных корпорациях. Годовые
Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента
доходы некоторых корпораций нередко превышают бюджеты многих государств. Если в докапиталистический период развития общества функция управления еще не была обособлена от непосредственной производительной деятельности и сводилась в основном к функции надзора и принуждения к труду, то развитие капитализма ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной, специфической областью деятельности. Появляется многочисленный штат специалистов, прошедших подготовку в школах бизнеса и системах профессионального обучения.
Управление как наука возникла в США в начале XX в. Этому способствовали: демократичность страны; трудолюбие граждан; высокий престиж образования; отсутствие государственного вмешательства в экономику; свобода от консервативных догм Старого света; создание монополий, приводившее к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.
Возникновение научного управления связано с работами Фредерика Тейлора, в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Система Тейлора характеризуется следующими положениями:
• нормализация приемов и условий работы;
• специализация функций в производстве;
• отбор работников, их обучение и тренировка;
• точные инструкции каждому работнику;
• специальная подготовка работника;
• отделение административной работы от исполнительской;
• введение института мастеров;
• учет и контроль всех видов работ.
Главная идея Тейлора — управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора обеспечило значительный рост производительности труда. Следует отметить и некоторые недостатки системы Тейлора, прежде всего игнорирование человеческого фактора. Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные 46
2.1. Основные этапы развития менеджмента
вия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит бочего до механического исполнителя предписанных ему научно обоснованных инструкций.
|
|
Один из видных последователей Тейлора — американский ученый Гаорингтон Эмерсон — в своей книге «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) — сформулировал 12 следующих принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения по сей день.
1) Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.
2) Здравый смысл, предполагающий, в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.
3) Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.
4) Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности
людей, контролем ее, своевременным поощрением.
5) Справедливое отношение к персоналу.
6) Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
7) Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации».
8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
9) Нормализация условий труда.
10) Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.
11) Наличие стандартных письменных инструкций.
12) Вознаграждение за производительность.
Значительный вклад в теорию и особенно практику управления внес енри Форд. Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную раооту машинной. В основу организации управления он положил следующие принципы:
максимум разделения труда; специализация;
широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки;
Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента
• расстановка оборудования по ходу технологического процесса;
• механизация транспортных работ;
• регламентированный ритм производства продукции.
Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управление и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. Г.Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в практической деятельности.
|
|
Крупный вклад в теорию управления внес Анри Файоль, разработавший «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. В работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.) им определены функции, принципы и элементы управления. В качестве главных функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. К важнейшим принципам управления Файоль относит: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. К главным элементам управления причислены: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль. Основной вклад в теорию менеджмента А. Файо-ля в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом. Несомненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.
Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль все свои исследования проводили без какой-либо координации и общей программы.Однако в их работах довольно много общего, что позволяет считать их представителями одной («классической») школы управления. Цель этой школы — создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдени-48
2.1. Основные этапы развития менеджмента
и направленных на рационализацию производства. При этом основное нимание было направлено на изучение четырех главных элементов:
• разделения труда;
• изменения ступенчатости и многозвенности управления;
• совершенствования структуры организации;
• определения возможных пределов управления.
Представители классической школы игнорировали социальные отношения в процессе производства; не уделяли должного внимания такому важнейшему вопросу, как человеческий фактор.
Значительный вклад в развитии менеджмента принадлежит представителям неоклассической школы. Основоположником неоклассической школы считают Элтона Мэйо, выдвинувшего теорию «человеческих отношений». Суть этой теории в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления производством должны рассматриваться через призму «человеческих отношений» с учетом социально-психологических факторов. Важнейшие элементы системы «человеческих отношений»:
• система взаимных связей и информации;
• система бесед-исповедей с рабочими;
• участие в принятии решений;
• организация неформальных групп и управление ими.
Обращение к «человеческому фактору» — революционный переворот в науке менеджмента. Понятие «человеческий фактор» в настоящее время используется в философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, науке управления и других науках. Каждая из них использует это понятие в соответствии со своей спецификой.
Под «человеческим фактором» в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему.
В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, переживания. «Человеческий фактор» определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать.
В деятельности сегодняшнего менеджера преобладают социально-экономические и психологические методы управления над традиционны-Ми административными. Взаимоотношения менеджера, большей частью
Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента
неформальные, с множеством людей составляют специфику его работы. Характерно высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и то же сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди». Суть системы человеческих отношений характеризуют менеджерские заповеди — предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает свои такие заповеди. Например, менеджеры фирмы «Дженерал моторе» имеют следующие правила:
• будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно для тебя не имеют значения;
• будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно;
• имей бесконечное терпение;
• будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;
• будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражения;
• будь краток;
• всегда благодари подчиненного за хорошую работу;
• не делай замечаний подчиненному при третьем лице;
• не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни;
• выбор и обучение подчиненного — более благодарная задача, чем выполнение дела самим;
• если действия сотрудников в корне не расходятся с твоими решениями, давай им максимальную свободу действий;
• не спорь по мелочам, которые только затрудняют работу;
• не бойся подчиненного, который способнее тебя, а гордись им;
• никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, после этого применяй ее в максимально возможной степени;
• если твои распоряжения оказались ошибочными, признай это;
• всегда старайся во избежание недоразумений отдавать распоряжения в письменном виде.
Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение три существенных фактора: люди, финансы и техника, а первое место занимает такой фактор, как «люди». 50
2.1. Основные этапы развития менеджмента
Примерно с конца 30-х годов. XX в. школа человеческих отношений ^сформировалась в ШКОЛу «поведенческих наук», или бихевиорист-kvk). Ее главный постулат: важны не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника в организации в целом на основе поведенческих наук. В самых общих чертах главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала повышение эффективности ее человеческих ресурсов. Видный представитель поведенческой школы Дуглас Макгрегор разработал теорию «X» и «Y». В соответствии с этой теорией существует 2 типа управления, отражающих два типа работников или, вернее, два типа отношения к работникам.
Для организаций типа «X» характерны следующие предпосылки:
• человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;
• по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;
• человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.
Теория «Y» имеет следующие предпосылки:
• выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;
• ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным является вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;
человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому. Применительно к теории «Y» Макгрегор подчеркивал, что многим юДям присуща готовность использовать свой опыт знания и воображе-
Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента
ние для решения проблем организации. Однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо эффективнее; задача менеджеров — создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.
Большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с теорией Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации.
Наряду с поведенческими науками в послевоенные годы дальнейшее развитие получили и естественные науки (особенно математика и информатика), что послужило импульсом для развития количественного подхода к управлению. Такой подход предполагает формализацию управленческих процессов, построение экономико-математических моделей исследуемых объектов и систем, а также решение этих моделей математическими средствами. Применение количественного подхода дает обычно хорошие результаты при формировании товарных потоков в управлении запасами, при размещении товаров на складе и решении конкретных ситуаций в логистике, т.е. в управлении вещественными элементами на микроуровне.
Значительный интерес в этом отношении представляют работы американского ученого Самуэльсона и его последователей.
Количественный подход применим и для решения глобальных экономических проблем на микроуровне. В частности, метод межотраслевых балансов, предложенный американским экономистом В.Леонтьевым, применялся во многих странах для принятия управленческих решений для выработки экономической стратегии государства.
Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение следующие подходы к управлению:
• процессный (с конца 50-х-годов);
• системный (с середины 70-х годов,);
• ситуационный (80-е годов).
При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организа-52
2.1. Основные этапы развития менеджмента
Ю- Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами являются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, оценку внешней и внутренней среды организации, поддержание лидерства в коллективе и др.
Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимоувязанных целей. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, сутью которой является формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.
Этот метод получил широкое распространение в современной теории менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия предприятие работает успешно, это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия менеджера высшего звена деятельность предприятия становится менее эффективной. Это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие предприятия), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их менеджерам среднего звена.
Сущность системного подхода к управлению — мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.
Ситуационный подход к управлению, так же как и системный, скорее способ мышления, чем набор конкретных действий.
Этот метод разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на Ыработку у человека ситуационного мышления (приближенного к прак-кке) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.
Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента
Если процессный и системный подходы целесообразнее применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности, то ситуационный подход чаще используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1—2 мин необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества менеджера: твердость, гибкость мышления, эрудиция, дар предвидения. Ситуационный подход носит не шаблонный характер, он воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Этот подход подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.
В настоящее время в развитии менеджмента просматриваются три наиболее важные тенденции.
Во-первых, некоторый возврат к прошлому — осознание значения материальной, технической базы современного производства. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей предприятия, роли производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.
Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, к различным формам демократии, участие рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций.
В-третьих, усиление международного характера управления.
В связи с интернационализацией управления перед теорией и практикой управления возникает много новых вопросов.
Важнейшие из них следующие:
• общие признаки и различия в местном и международном управлении;
• закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран;
• особенности национального стиля управления.
В последние десятилетия в практике зарубежного менеджмента произошли существенные изменения, которые отечественные управленцы должны внимательно изучить и многое внедрить на российских предприятиях с учетом особенностей переходного периода и национальной специфики. 54
2.2. Подходы к управлению разных научных школ
Вопросы для проверки
1. Какие предпосылки послужили причинами возникновения менеджмента?
2. Какое влияние на развитие менеджмента оказала индустриальная революция XVII—XVIII в.?
3. Когда и где возникла наука «управление»?
4. Что нового внес Ф.Тейлор в теорию и практику управления?
5. Каков вклад в теорию управления Г. Эмерсона, Г. Форда и А. Фай-
оля?
6. Перечислите вклад в развитие менеджмента представителей неоклассической школы.
7. В чем сущность взглядов на управление представителей поведенческой школы?
8. Назовите основные положения процессного, системного и ситуационного подхода к управлению.
2.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ
Для понимания изменений, произошедших в менеджменте за последние 100—150 лет, целесообразно рассмотреть основные научные школы менеджмента. Целесообразно отметить их положительные и отрицательные черты, а также различные подходы к управлению.
По каждой научной школе управления надо подчеркнуть предлагаемые ими научные концепции, отметить положительные и отрицательные черты.