Менеджмент организаций

3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

Под организацией понимают группу лиц, объединенных общей целью и взаимодействующих ради ее достижения. Организация преобразует на основе имеющихся технологий находящиеся в ее распоряжении матери­альные, трудовые, информационные и финансовые ресурсы и с их помо­щью обеспечивает достижение поставленных целей.

Широкое внедрение рыночных отношений ведет к усилению роли ор­ганизации в жизни современного общества. В настоящее время в боль­шинстве случаев люди вступают в хозяйственные отношения между со­бой не от собственного имени, а как представители соответствующих организаций. Они могут быть собственниками, менеджерами или сотруд­никами. После своего создания организации приобретают ту или иную степень самостоятельности.

Перед каждой организацией должны быть поставлены определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность. Такими целя­ми могут быть: извлечение дохода, занятие важной, интересной, перспек­тивной, престижной деятельностью, получение нужной и полезной ин­формации, обеспечение власти, социальной защищенности, безопасности. Каждая организация ожидает от своих работников наличия определенных знаний, квалификации, опыта, признания своих целей и ценностей, ак­тивного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисципли­ны, подчинения установившимся правилам и нормам поведения. Органи­зация представляет собой единство функций и структуры.

Основными функциями является достижение цели лиц, создавших ор­ганизацию, и поддержание собственного существования. 80


3.1. Общая характеристика организаций

СтруктУРа организации может быть представлена в трех основных формах:

# техническая;

# социальная;

, социотехническая.

Техническая структура — совокупность материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, технологии, условия труда и др.). Как правило, техническую структуру изменить нельзя, т.е. она жесткая. В производственной организации техническая структура во многом опреде­ляет профессиональный и квалификационный состав персонала, влияет на характер и содержание труда работников, взаимоотношения между людьми.

Социальная структура образуется совокупностью самих ее участни­ков и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, должности, служебные и личные взаимоотношения, ценности, нормы поведения, сферы влияния и др. Все элементы социальной струк­туры являются изменчивыми и поэтому она называется «мягкой».

Под социотехнической структурой понимается совокупность рабочих мест. Эта структура объединяет работников пространственно и техноло­гически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую соци­альную структуры.

Организацию характеризуют шесть основных признаков:

• наличие цели;

• обособленность от окружения;

взаимосвязь отдельных частей;

• способность к саморегулированию с помощью внугриорганизацион-ного центра;

• организационная культура;

устойчивость к внешним и внутренним возмущениям. Наличие цели придает смысл существованию любой организации. Без Цели не может быть организации. Чаще всего цель состоит в удовлетво­рении потребности входящих в нее людей. Чаще всего цель осознается ееми членами организации и достижение цели вознаграждается.

Другой признак организации — обособленность, проявляющаяся в «нутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от Щнего окружения. Эти границы могут представлять собой заборы,


Глава 3. Менеджмент организаций

стены и т.п., а могут выражаться в виде различных запретов и предписа­ний.

Еще один признак организации — наличие связей между ее отдель­ными элементами. Эти связи бывают экономическими, управленческими социальными, информационными, технологическими и т.п.

Важный признак организации — способность к саморегулированию которая предполагает самостоятельное решение тех или иных вопросов внутренней жизни и возможность с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.

Такое саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координирующим деятельность участников, обеспечивающим их интеграцию, единство и целостность организации. Таким центром мо­жет быть дирекция, правление, инициативная группа или отдельное лицо.

Еще один признак организации — организационная культура — единство норм поведения и ценностей коллектива, с одной стороны, и со­ответствующих материальных элементов — с другой.

Признак современной организации — устойчивость, т.е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воз­мущающих воздействий, сохраняя при этом равновесие. Устойчивость относится к структуре организации и ее функциям.

Деятельность организации подчиняется ряду законов, среди которых можно выделить:

• Закон синергии.

• Закон дополнения внутренних процессов и функций противоположно направленными.

• Закон сохранения пропорциональности.

• Закон композиции.

• Закон самосохранения.

• Закон информированности.

• Закон необходимого разнообразия.

• Закон онтогенеза.

Закон синергии (греч. — сотрудничество, содружество) гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму воз­можностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддерж-кой и дополнением. В результате возникает реальный выигрыш от объе­динения в организацию для ее членов, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности. 82


3.1. Общая характеристика организаций

Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизацион-кьгх процессов и функций противоположно направленными. Например, дззделение — объединение, специализация — универсализация, диффе­ренциация — интеграция, и наоборот. Это позволяет одновременно ис­пользовать выгоды и того и другого, следовательно, существенно увели­чить общие возможности.

Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволя­ет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. На­пример, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. В этих случаях возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно из­бежать.

Суть закона композиции — функционирование всех без исключения частей организации подчиняется общей цели. Индивидуальные же задачи каждой из них уточняются и детализируют ее.

Закон самосохранения предполагает, что любая организация стре­мится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые мо­гут привести к потере устойчивости, например, конфликтов, замены ключевых фигур, а также экономию ресурсов, расширение сферы дея­тельности.

Закон информированности утверждает: только хорошо информиро­ванные члены организации могут принимать осмысленные и эффектив­ные решения.

Закон необходимого разнообразия: устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла минимальный набор различ­ных видов деятельности и располагала специалистами различного на­правления и уровня подготовки.

В соответствии с законом онтогенеза (индивидуальное развитие, ох-атьщающее все изменения от зарождения до окончания жизни), жизнь

«ой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сме­ющих друг друга: становления, развития и угасания. Задача руково-

Ва - в максимальном сокращении первой фазы, продления второй и ТсРочке наступления третьей.


Глава 3. Менеджмент организаций

Представляет интерес классификация организаций по ряду признаков На основании принятой в настоящее время классификации молено выде­лить следующие виды организаций:

• по способу возникновения — естественные и искусственные;

• по правовому положению — официальные и неофициальные;

• по характеру внутренних контактов — формальные и неформальные'

• по отношению к своим членам — первичные и вторичные;

• по особенностям распределения власти между организацией и участ­никами — унитарные и плюралистические;

• по особенностям функционирования — механистические и органиче­ские;

• по целям — деловые и общественные.

С точки зрения возникновения различают естественные и искусствен­ные организации.

Первые вырастают как бы сами по себе и ориентированы на решение собственных проблем (клуб по интересам). Исходя из этого формируется их структура и распределяются ресурсы. Такие организации независимые и гибкие. Координация действий участников основывается на взаимном соглашении. Это помогает им приспособиться к изменениям и придает большую устойчивость.

Искусственные организации (например, министерства) создаются по определенному плану для достижения заранее заданных извне целей. По­следние определяют их структуру. Координацию обеспечивает единый центр. Заданность цели и структуры приводит к тому, что на практике та­кие организации, хотя стабильны и прогнозируемы, но недостаточно гиб­ки, плохо приспосабливаются к переменам.

Естественно возникающие организации поначалу обычно являются неофициальными, т.е. юридически неузаконенными. Связь между их уча­стниками носит неформальный характер. Со временем такие организации в большинстве случаев приобретают правовой статус, систему внутрен­них норм и регламентов и, таким образом, формализуются. А в недрах официальных организаций возникают неофициальные группы и склады­ваются неформальные отношения. Официальная и неофициальная (не­формальная) организации в совокупности образуют реальную. Границы формальной организации и неформального коллектива чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в такой коллектив могут не приниматься или по собственной инициативе сохраняют независимость. 84


3.1. Общая характеристика организаций

Как правило, ни одна организация не может быть или только фор­мальной, или только неформальной — это ее крайние формы, а на деле оНа содержит как те, так и другие элементы. В зависимости от ситуации толя формальных и неформальных отношений постоянно колеблется. Одна часть организации функционирует на базе преимущественно фор­мальных принципов, например бухгалтерия; другая — неформальных: научные, маркетинговые и иные подразделения. С точки зрения особен­ностей взаимоотношений с участниками, с одной стороны, выделяют унитарные и плюралистические организации, а с другой — первичные и вторичные.

Унитарные (лат. — единство) организации — сплоченная команда, работающая ради достижения целей, заданных извне. Единство, направ­ленность действий и дисциплина поддерживаются здесь с помощью же­сткой власти, подавления инициативы, ограничения свободы людей. Унитарные организации обычно являются первичными по отношению к своим членам. Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее не­зависимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов, подчиняются ее требованиям.

Плюралистическая (лат. — множественный) организация — добро­вольное объединение участников, заинтересованных в собственной выго­де, достигаемой через общую. Поэтому в их рамках имеет место преиму­щественно взаимодействие, основанное на договорах и соглашениях, а власть используется для координации деятельности самостоятельных участников. Такие организации обычно вторичные, т.е. создаются самими участниками, которые наделяют их определенными правами и ресурсами. Эти организации существуют как корпоративные и ассоциативные.

К корпоративным организациям относятся те, члены которых готовы Для достижения своих целей временно жертвовать своей независимостью. Организация согласовывает их индивидуальные цели и способствует их Реализации путем подчинения общей цели, формально выступающей как е Цель. Пример такой организации — акционерное общество. Организа­ции ассоциативного типа создаются участниками для повседневной коор-инации деятельности без потери ими независимости.

Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов орга-

эции подразделяются на механистические и органические.


Глава 3. Менеджмент организаций

Механистические организации характеризуются незыблемостью гра. ниц, преобладанием жестких «вертикальных» связей, официальным харак­тером отношений, всесторонней регламентацией и запрограммированно­стью деятельности. Такими организациями являются все государственные предприятия, а также крупные и средние фирмы.

Органическим организациям свойственны: размытость границ, значи­тельная самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализа­ция, свобода выбора вариантов деятельности, оценка ее результатов на основе реального рыночного эффекта, а не централизованно установлен­ных показателей, преобладание неформальных отношений. Такие органи­зации лучше механистических взаимодействуют с окружением и приспо­сабливаются к постоянным изменениям в нем. Обычно они связаны с научными исследованиями, разработками, внедрением их результатов в практику.

Организации можно различать по целям, которые перед ними ставят­ся. В связи с этим существуют деловые и общественные организации. Де­ловые организации обеспечивают удовлетворение потребностей в раз­личных товарах и услугах. Общественные организации предназначены для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении.

Эффективность разных типов организации определяется тем, на­сколько она способствует достижению стоящих целей при минимизации затрат и различного рода неблагоприятных последствий.

Вопросы для проверки

1. Что такое организация?

2. Какова роль организаций в жизни современного общества?

3. Какие цели ставятся перед организациями?

4. В каких трех основных формах может быть представлена структура организации?

5. Перечислите шесть основных принципов, характеризующих любую организацию.

6. Перечислите основные законы, действию которых подчиняется дея­тельность организаций.

7. По каким признакам можно классифицировать современные орга­низации?


3.2. Внешняя среда организации

3.2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Внешняя среда организации может быть представлена следующей

схемой:

Внешняя среда

Среда прямого воздействия


Трудовые ресурсы


Среда косвенного воздействия



Законы и учреждения

государственного

регулирования


Состояние экономики

Научно-технический прогресс



 
Потребители
 
Конкуренты  
   
Поставщики

Социально-культурные и политические изменения

Групповые интересы

Затрагивающие

организацию события

других стран


Рис. 8. Внешняя среда организации

Организация как открытая система может выжить только во взаимо­связи с внешней средой. Под внешней средой понимают факторы, способ­ствующие функционированию, выживанию и эффективности организа­ции. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного в°здействия, к среде прямого воздействия относятся поставщики, трудо­вые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, по­требители и конкуренты. К среде косвенного воздействия — состояние кономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и поли-ческие изменения, групповые интересы и затрагивающие организацию оытия в других странах. Факторы косвенного воздействия могут не азывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются


Глава 3. Менеджмент организаций

на ее деятельности. Так же как и внутренние переменные, внешние пере менные оказывают воздействие на организацию во взаимосвязи, т.е. из менение одного фактора может оказать воздействие на изменение других Например, рост цен на нефть повлечет за собой повышение цен во всех отраслях экономики, вызовет правительственное регулирование нормати­вов потребления, введение налогов на сверхприбыль нефтяных компаний повышение цен на коммунальные услуги и т. д.

Внешняя среда


Сложность


Подвижность Неопределенность


Скорость

Число и вариантность факторов

Рис. 9. Характеристика внешней среда организации

Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неоп­ределенностью. Сложность внешней среды характеризуется числом и ва­риантностью факторов, на которые организация обязана реагировать. Ор­ганизации, работающие со сложной внешней средой, имеют дело со многими категориями данных, необходимых для принятия решений. Ско­рость, с которой происходят изменения в окружающей среде, определяют ее подвижность. Наше время характеризуется особенной подвижностью внешней среды организации. Высокая подвижность внешней среды на­блюдается в отраслях электронной, фармацевтической и химической промышленности (факторы — технология, конкурентная борьба). Более активные изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс. Подвижность внешних переменных факторов мо­жет по-разному затрагивать разные подразделения организации. Напри­мер, подразделения, связанные с научными исследованиями, постоянно сталкиваются с высокой подвижностью внешней среды, отслеживая тех­нологические новшества. Для производственного отдела реакция на внешнюю среду более спокойная. Здесь наблюдается стабильное движе­ние материальных и трудовых ресурсов. Объем и достоверность инфор­мации по каждому фактору оказывают влияние на степень определенно­сти внешней среды. 88


3.2. Внешняя среда организации

Неопределенность внешней среды тем большая, чем меньше инфор­мации и есть сомнения в ее достоверности. Чем неопределеннее внешние переменные, тем сложнее принимать эффективные решения.

В среду прямого воздействия на организацию входят поставщики, за­коны и государственные органы, потребители и конкуренты. Рис. 10. Все виды ресурсов организации получают через поставщиков. Это материа­лы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Предприятия, произ­водящие продукцию, зависят от равномерности поступления материалов. Нарушение их поступления приводит к нарушению выпуска продукции, снабжения рынка, получения прибыли, удовлетворения потребностей по­купателя и т. д. Все это в конечном счете ставит в лучшее положение конкурента. Отсюда прямая зависимость организации от поставщиков.



Среда прямого воздействия



                                   
   
     
     
   
 
     
         
   
           
 
 
   
 
 
       
 
 


Поставщики

Материалы

Оборудование


Законы и

государственные

органы

Законы и положения о безопасности и охране здоровья, защите ОС, защите интересов потребителя

Законы об оплате труда


Потребители
     
  Цена и товар


Рабочая сила


Законы о финансовой защите



Конкуренты


Высокие технологии



Рис. 10. Среда прямого воздействия



Глава 3. Менеджмент организаций

На организации оказывают большое влияние существующие законы и государственные учреждения, которые определяют правовой статус и ре­гулирование экономики. Сюда относится множество законов и положе­ний о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защи­те интересов потребителя, об оплате, финансовой защите и много других. Организации обязаны выполнять не только требования законов, но и ряда государственных учреждений, которые следят за исполнением законов и издают свои предписания. Все это дополняется еще и регулирующими постановлениями местных органов управления. Вследствие этого органи­зации сталкиваются со сложной системой юридических норм. Поэтому задача организации, заключающаяся в поиске и нахождении своего по­требителя, находится в рамках многих ограничений.

Однако бизнес невозможен без потребителя, диктующего, какие това­ры и услуги для него необходимы и по какой цене, т. е. он определяет ко­нечные результаты деятельности организации. Поэтому влияние потреби­телей на повышение эффективности работы и использования таких внутренних переменных, как материалы и трудовые ресурсы, огромно. Но во многих случаях не потребители определяют необходимый рынку продукт или услугу, а конкуренты. Если конкуренты вводят новшества, то это требует еще более совершенных нововведений и превращения сво­ей организации в эффективную.

Недооценка конкурирующей стороны в области совершенствования продукта или услуги может обернуться большими потерями прибыли. Все факторы прямого воздействия влияют на внутренние переменные, вызывая их реакцию.

Не так заметно на организацию влияют факторы косвенного воздей­ствия. Рис. 11. Информация о них, как правило, не полная и руководство вынуждено делать предположения и допущения об их возможных по­следствиях для организации. Среди факторов косвенного воздействия важнейшее место занимает технология, которая одновременно является и внутренней переменной. Организация должна учитывать перспективные технологии, могущие повлиять на совершенствование выпускаемой про­дукции и обеспечить выпуск той продукции, которую покупатель хотел бы получить в будущем.

Относительно недавно возникшие крупные технологические нововве­дения коренным образом изменили производственные процессы и про-90


3.2. Внешняя среда организации

«укцию. Это компьютерные, лазерные, микроволновые, полупроводнико­вые технологии, спутниковая связь, генная инженерия и др.

Среда косвенного воздействия


Технология


— Социокультура



— Компьютерная


Общее изменение экономики

Инфляция


Приверженность к торговой марке



Лазерная

Микроволновая


Экономический спад


Традиции



Полупроводниковая


_ Колебания курса валют


Рост издержек



Спутниковая связь

Генная инженерия


Политические факторы

и отношение местного

населения




НТП



Рис. 11. Среда косвенного воздействия

Они затронули не только организации, но и общество в целом. Со­хранить конкурентоспособность можно, ориентируясь на высокие техно­логии. Косвенно воздействует на организации также общее изменение экономики. Такие экономические явления, как инфляция, экономический спад, колебания курса доллара относительно валют других стран, затра­гивают интересы организаций. Например, инфляция может вызвать рост Издержек, если в период ее ожидания не увеличить запасы ресурсов и не ввести фиксированную оплату труда. Снижение налогов увеличивает массу денег у населения, что способствует развитию бизнеса. На органи­зацию влияют также жизненные ценности и традиции. Неэтичным сни­зится, например, взятки, распространение порочащих конкурента слу-, определение на работу по знакомству.


Глава 3. Менеджмент организаций

К социокультурным факторам, влияющим на организацию, относятся приверженность определенной торговой марке или отрицательное отно­шение к конкретному товару или явлению.

Организациям необходимо считаться с политическими факторами и отношением местного населения. Если организация ведет дело за преде­лами внутреннего рынка, ей необходимо учитывать особенности внешней среды той страны, в какой она осуществляет свою деятельность. В каж­дой стране внешние факторы будут уникальными. Они затрагивают не только потребности, но и культуру, привычки и обычаи другой нации. Проникновение на международный рынок осуществляется различными путями. Самый простой путь — экспорт готовой продукции через созда­ние торговой компании или экспортного отдела. В некоторых случаях ор­ганизация продает право на производство своей продукции иностранной компании или государству по лицензии. Лицензия может быть продана на использование патентов, технологии, производственные секреты (ноу-хау).

Если две или большее число частных компаний или государств вкла­дывают средства в производственные мощности, они создают совместное предприятие. В этом случае при равном партнерстве прибыль зависит от доли пакета акций каждого участника. Если организация решает выпус­кать продукцию своих предприятий за границей и сохранять полный кон­троль над производством и маркетингом, она может это осуществить за счет прямых капиталовложений.

Очень большое число корпораций владеют и управляют предпри­ятиями в других странах, что позволяет им использовать дополнительные рынки сбыта и услуг, с выгодой привлекать трудовые ресурсы других стран и вкладывать капитал. В среде международного бизнеса выделяют­ся следующие факторы (рис. 12):

• культура;

• экономика;

• законодательство;

• государственное регулирование;

• политическая обстановка.

Преобладающее в обществе понимание системы ценностей, религии, обычаев и установок представляет собой культуру. Для эффективного ве­дения дел необходимо изучить культурные различия и менять поведение в межличностных контактах, не допускать некорректного поведения по 92


3.3. Внутренняя среда организации

оТношению к ценностям других наций. За последние годы значительно расширяется международное сотрудничество предприятий. Работающие в международной среде фирмы должны учитывать и общие экономические факторы: обменный курс валют, уровень заработной платы, учетные ставки процента за кредит и общий уровень экономического развития конкретной страны. Тщательному изучению подлежат законы и государ­ственное регулирование страны, в которой осуществляется производство или ведется торговля, трудовое и антимонопольное законодательство, па­тентное дело, ценообразование, законы рыночной экономики.

Среда международного бизнеса


Культура


Экономика


Законода-тельство


Государственное регулирование


Политиче­ская об­становка



Система ценно­стей, религия, обычаи, установ-


Трудовое и антимонопольное законодательство, патентное дело, ценообразование, зако­ны рыночной экономики


Рис. 12. Среда международного бизнеса

Вопросы для проверки

1. Что такое внешняя среда организации?

2. Что относится к среде прямого воздействия на организацию?

3. Что относится к среде косвенного воздействия на организацию?

4. В чем состоит зависимость предприятий от заказчиков, инвесторов и поставщиков материалов?

5. Охарактеризуйте значение необходимости выполнения организа­
циями требований законов и государственных учреждений.

3.3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Любая организация находится и функционирует в определенной сре­де. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий


Глава 3. Менеджмент организаций

и факторов, воздействующих на функционирование предприятия и тре­бующих принятия управленческих решений. Каждое действие всех без исключения организаций возможно, если среда допускает его существо­вание. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды, рис. 13.


Среда организации


Наличие условий и факторов, которые

воздействуют на функционирование

организации и требуют принятия

управленческих решений



Внешняя


Внутренняя


Хозяйственный организм организации, включающий управленческий механизм,

направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности организации


Рис. 13. Факторы внешней и внутренней среды организации

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм пред­приятия, включающий управленческий механизм, направленный на оп­тимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельно­сти этого предприятия. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внутренняя среда предприятия включает все основные и вспомогательные цеха, отделы, ремонтные и транспортные службы. Все подразделения предприятия должны обеспе­чивать бесперебойную работу и получение максимальной прибыли. К ос­новным элементам в самой организации, которые требуют систематиче­ского внимания руководства, относятся рис. 14:

• разделение труда;

• технологическая деятельность;

• организационная структура;

• отношения в коллективе;

• цели;

• задачи;

• структура организации;

• объем управления. 94


3.3. Внутренняя среда организации

Основные элементы в организации


разделение

труда


Организационная структура


Цели


Структура организации



Технологическая деятельность


Отношения в коллективе


Задачи


Объем управления


Рис. 14. Основные элементы организации

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Разделение труда — это качественное разграничение и обособление различных видов трудовой деятельности и закрепление их за отдельными членами организации и подразделениями, что служит основой их даль­нейшей специализации.

Разделение труда бывает горизонтальное и вертикальное. Рис. 15.


 
 

I

Разделение труда

Горизонтальное разделение

Вертикальное разделение

! Это разделение труда на i компоненты, составляющие участь общей деятельности

_____ J____

! Отделяет работу по

! координированию действий

i от самих действий


Рис. 15. Разделение труда

Горизонтальное разделение труда — это разделение труда на компо­ненты, составляющие часть общей деятельности. По существу это рас­членение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей.

Вертикальное разделение труда отделяет работу по координирова­нию действий от самих действий.


Глава 3. Менеджмент организаций

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Связь между отдельными видами работ может осуществляться по­средством складывающейся, последовательной, связанной или групповой технологий. Рис. 16.

          Виды технологии          
           
                         
Складывающаяся технология   Последовательная технология   Связанная техно­логия   Групповая техно­логия
            1 J
                         

' Все работы в рам­ках организации хотя и направлены на достижение какого-то конеч­ного результата, но обычно слабо связаны друг с другом


Работы в органи­зации вытекают друг из друга. Ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая


1 Работы взаимно обуслаовливают друг друга, но при этом не обя­зательно в стро­гой последова­тельности


Работы выполня­ются на одном стационарном объекте последо­вательно или па­раллельно в зави­симости от си­туации


Рис. 16. Виды технологий

Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации хотя и направлены на достижение какого-то конеч­ного результата, но обычно слабо связаны друг с другом.

Последовательная технология предполагает, что работы в организа­ции вытекают друг из друга. Ни одна не может начаться раньше, чем за­кончится предыдущая.

Связанная технология — работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности.

Групповая технология — работы выполняются на одном стационар­ном объекте последовательно или параллельно в зависимости от ситуа­ции. Например, строительство комбината. Здесь могут параллельно рабо­тать проектировщики, строители, геодезисты, монтажники и т. п.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Под организационной структурой понимается целостная система, спе­циально разработанная таким образом, чтобы люди, работающие в ее рам-96


г------------

3.3. Внутренняя среда организации

,сзх, могли наиболее эффективно добиваться поставленной перед ними це- 0. Внутренним выражением организационной структуры управления яв­ляется состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных под­метем организации. Организационная структура должна устанавливать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями организации, распределять между ними права и ответственность. Г В зависимости от характера связей между подразделениями организа­ции различают следующие типы организационных структур рис. 17:

• линейную;

• функциональную;

• линейно-функциональную (штабную);

• матричную.

                 
    Организационная структура  
                 
Линейная   Функциональная   Линейно-функциональная
              (штабная)

Рис. 17. Типы организационных структур

ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

В каждом трудовом коллективе существуют неформальные отноше­ния между членами коллектива. Группы людей, созданные по воле руко­водства для достижения целей организации, называются формальными группами. Их функция — выполнение конкретных задач и целей органи­зации. Отношения между людьми регулируются различными норматив­ными документами, законами, постановлениями, приказами, распоряже­ниями и т.д. Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в Регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), Признается неформальной группой (организацией). Отношения в такой группе формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны °бщностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованных ролей. Неформаль-ые (или теневые) группы существуют в каждой организации. Они неиз­менно вырастают из дружеских отношений и отношений, не определяе-

4 МенеджМе„т " '


Глава 3. Менеджмент организаций

мых организационной схемой. Для организации важно, чтобы нефор­мальные группы не доминировали, но их влияние может быть весьма су­щественным. Рис. 18.


I Формальные группы


Неформальные группы



; Группы людей, созданные по воле руководства организации для '■достижения целей


! Стихийно образовавшаяся группа "! людей, вступивших в регулярное

1 взаимодействие для достижения

i

! определенных целей



Отношения между людьми регулируются различными нормативными документами, законами, постановлениями, приказами, распоряжениями


[Отношения формируются на "I основе личных симпатий


Рис. 18. Формальные и неформальные группы в организациях

Организация должна состоять, по крайней мере, из двух человек с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллек­тивно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стре­мится добиться группа, работая вместе. Рис. 19. Специалисты утвержда­ют, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения. Основной целью работы большин­ства организаций является получение прибыли. Прибыль — ключевой показатель деятельности организации. Но не у всех организаций получе­ние прибыли главная цель. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов.

Функционирование предприятий предусматривает получение макси­мальной прибыли от своей производственно-хозяйственной деятельно­сти. Разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких облас­тях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подго­товка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Неком­мерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но будут 98


3.3. Внутренняя среда организации

ьше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, оп-еляемая целями, пронизывает все последующие решения менеджеров.


     
    Правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения
   
Органи рассма' достиж зацию можно гривать как средство ения целей

Ориентация,

определяемая

целями,

пронизывает все

последующие

решения

менеджеров


В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка целей

Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого


Рис. 19. Цели организаций и подразделений

В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима вы­работка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение коли­чества жалоб потребителей на 20% в следующем году.

Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделе­ний в одной организации, занимающихся различными видами деятельно­сти. Нужно не забывать: цели подразделений должны составить конкрет­ный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

ЗАДАЧИ

Еще одно направление разделения труда в организации — формули­рование задач. Задача — это предписанная работа, серия работ или часть раооты, которая должна быть выполнена заранее установленным спосо-ом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи Р Дписываются не работнику, а его должности. На основе решения ру-одства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые


Глава 3. Менеджмент организаций

рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организа­ции. Считается, что, если задача будет выполнена таким способом и в та­кие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Рис. 20.

Категории задач


Работа с людьми


Работа с предметами


Работа с информацией


Рис. 20. Категории задач в организациях

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ


ление тг>-циа1'
ТЯХ, Ri&, % ^ г % ** товка и ото*
мерческие oprai 98

Структура организации отражает сложившееся в организации выде­ление отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эф­фективно достигать целей организации. Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделе­ние труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Хар" *рной особенностью является специализированное разде-эое подразумевает закрепление данной работы за спе­та, кто способен выполнить ее лучше всех с точки хк единого целого. В пример можно привести разде-ертами по маркетингу, финансам и производству. таст формальных механизмов координации, лю-^оту вместе. Без соответствующей формальной ни, функциональные зоны и отдельные лица а обеспечении своих собственных интере-та в целом.

*


3.3. Внутренняя среда организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: