Низкие степени этого процесса, основной закон остается тот же. Любопытно, что в

школах живописи Адлер нашел 70% учащихся с аномалиями зрения и столько же

учащихся с дефектами речи в школах драматического искусства (А. Adler.-В кн.:

Heilen und Bilder, 1914, с. 21). Призвание к живописи, способности к ней выросли

Из дефектов глаза, артистическая одаренн ость - из преодоленных дефектов

Речевого аппарата.

Однако счастливый исход вовсе не единственный или даже наиболее частый

Результат борьбы за преодоление дефекта. Было бы наивно думать, что всякая

Болезнь непрерывно кончается благополучно. Что каждый дефект счастливо

Превращается в талант. Всякая борь ба имеет два исхода. Второй исход - неудача

Сверхкомпенсации, полная победа чувства слабости, асоциальность поведения,

Создание защитных позиций из своей слабости, превращение ее в оружие, фиктивная

Цель существования, в сущности безумие, невозможность нормальной психической

Жизни личности - бе гство в болезнь, невроз. Между этими двумя полюсами

Располагается огромное и неисчерпаемое многообразие различных степеней удачи и

Неудачи, одаренности и невроза - от минимальных до максимальных. Существование

Крайних точек обозначает пределы самого я вления и дает крайнее выражение его

Сущности и природы.

Слепота создает затруднения при вхождении слепого ребенка в жизнь. По этой

Линии возгорается конфликт. Фактически дефект реализуется как социальный вывих.

Слепота ставит, своего носителя на определенную и затрудненную социальную

Позицию. Чувство малоц енности, неуверенность и слабость возникают как результат

Оценки слепым своей позиции. Как реакция психического аппарата развиваются

Тенденции к сверхкомпенсации. Они направлены на формирование социально

Полноценной личности, на завоевание позиции в о бщественной жизни. Они

Направлены на преодоление конфликта и, следовательно, не развивают осязание,

Слух и т. п., а захватывают всю личность без остатка, начиная с самого

Внутреннего ее ядра; они стремятся не заменить зрение, а преодолеть и сверхкомпе

Нсировать социальный конфликт, психологическую неустойчивость как результат

Физического дефекта. В этом суть нового взгляда. Прежде думали, что у слепого

Ребенка вся жизнь и все развитие будут идти по линии его слепоты. Новый закон

Говорит, что они пойдут против этой линии. Тот, кто захочет постичь психологию

Личности слепого прямо из факта слепоты, как непосредственно опре деленную этим

Фактом, поймет ее столь же 'неверно, как тот, кто в прививке оспы увидит только

Болезнь. Верно, прививка оспы есть прививка болезни, но в сущности она есть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: