Педагогических теорий, считающих тренировку (воспитание условных рефлексов)
Генеральным путем обучения и воспитания умственно отсталого ребенка. Этим
Взглядам противопоставл ялась убежденность в том, что при овладении начатками
Мышления в процессе элементарных форм труда аномальный ребенок сможет получить
От воспитания нечто более ценное, чем просто фонд автоматизированных навыков.
Большое значение для формирования психики не только у нормальных, но и у
Аномальных детей Выготский придавал коллективной деятельности, сотрудничеству,
Взаимодействию. Роль коллектива по отношению к аномальному детству раскрывалась
Им в ряде аспектов: в аспекте речевого развития, становления личности ребенка,
развития высших психических функций и т.д. Он писал: "Уметь по-новому ив
Соответствии с истинной природой явлений понять связь между коллективным
Сотрудничеством и развитием высших психических функций, между развитием
|
|
Коллектива и личности ненормального ребенка - в этом сейчас заключается главная
и основная точка опоры для всей нашей педагогики ненормального ребенка" (с.
Эти положения, полностью сохранившие значение и в наши дни, были,
Естественно, особенно важными в первые годы Советской власти, когда еще только
Закладывались принципиальные и организационные основы специальной школы.
Именно Выготский разработал основные закономерности формирования личности
Нормального и аномального ребенка, диалектически вскрыл взаимосвязь и
Взаимообусловленность речи и мышления, показал значение этих высших психических
Функций как индивидуальных средств регуляции деятельности, их место и роль в
Становлении самосознания. В процессе развития, показал он, формируются не только
Психические функции, но и сложные взаимосвязи и взаимоотношения между ними, что
Приводит к системному и смысловому разви тию сознания в целом а уровень развития
Сознания определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса (в том
Числе и патологического) и различных форм сознательной деятельности. Основные
Психические закономерности, обнаруженные Выготским при а нализе нормального и
Патологического детства, привели его к общей идее развития всей личности
Аномального ребенка.
При анализе различных вариантов дефекта исследователь, обнаружив своеобразное
Отношение интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций, выявил
Закономерности возникновения и показал возможность предупреждения вторичных