Приходит, к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: одной стороны,
Происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с болезнетворным
Фактором, с другой-возникают приспособительные компенсаторные механизмы. При
Этом процесс компенсации аномального развития Выготский понижал, в
Противоположность биологизаторской концепции, не как механическое,
Автоматическое замещение пострадавшей функции, а как след ствие самостоятельного
Упражнения ущербной функции и результат воспитания сохранных сторон психики и
Личности аномального ребенка. Выготский показал также, что исход компенсации
Зависит не только от тяжести дефекта, но в высокой степени от адекватност и и
Действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов; в
Зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.
В трудах Выготского не только раскрывалась сложная структура дефектов в плане
|
|
Неравномерного развития психических функций (неравномерность степени и тяжести
Нарушения различных психических процессов, что было очень важным для коррекции
Дефектов развит ия у детей) и своеобразия межкомпенсаторных процессов у
Аномальных детей, но и по-новому интерпретировалось понятие первичных и
Вторичных симптомов, своеобразное соотношение первичных и вторичных нарушений в
Ходе аномального развития при несвоевременн ом или неправильном педагогическом
Воздействии. Структура дефекта, как установил Выготский, не сводится к
Симптомам, непосредственно связанным с поврежденными биологическими системами
(анализаторными или центральными органическими поражениями), что Вы готский
Относил к первичным симптомам нарушения. Недоразвитие высших психических функций
(например, речи, мышления у глухих, опосредованной культурной памяти у
Детей-дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и
Социальной ст ороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями,
Непосредственно не связанными с основным, первичным дефектом, но обусловленными
Им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и доследующих
Наслаивающихся на них отклонений аномально го развития усложняет структуру
Дефекта и правильное его понимание. Он проанализировал также условия для
Предупреждения или преодоления этих отклонений развития. По его наблюдениям,
Правильное обучение и воспитание помогают преодолеть причины, которые порождают