РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Методы психологических исследований»
для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование»
профиль «Специальная психология»
по циклу Б 3 – профессиональный цикл
вариативная часть Б.3. В.04.
Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 5 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 36 практические занятия – 36 самостоятельная работа – 72 Зачёт – 5 семестр | Заочная форма обучения Курс – 2, 3 Семестр – 4, 5 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 6 практические занятия – 10 самостоятельная работа – 128 Зачёт – 5 семестр |
Екатеринбург 2011
Рабочая учебная программа по дисциплине
«Методы психологических исследований»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2011. – 32 с.
Составитель: Алмазова Светлана Леонидовна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования УрГПУ.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ
Протокол от 12.05.2011г. № 9. Зав. кафедрой О.Л. Алексеев
Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» изучается студентами, обучающимися по направлению «050700 – Специальное (дефектологическое) образование», по всем его профилям: «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика». Она входит в профессиональный цикл (Б 3), в базовую (общепрофессиональную) часть (Б.3. Б.07).
Данная дисциплина формирует представления о психолого-педагогической диагностике, психодиагностических средствах, о психодиагностической, психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работе специалистов в системе специального и общего образования, о комплектовании специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, об особенностях психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все перечисленные блоки информации носят пропедевтический характер, и далее будут углубляться, конкретизироваться в зависимости от стандарта образования той специальности, по которой будут обучаться студенты.
Цели дисциплины.
1. Сформировать общее представление о психодиагностическом, диагностико-аналитическом, психопрофилактическом, коррекционно-развивающем и консультативном направлениях работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных образовательных дошкольных и школьных учреждениях, психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях и консилиумах.
2. Воспитывать и развивать нравственные аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов, знакомя студентов с морально-этическими требованиями, нормами и принципами работы по психодиагностике, психопрофилактике, психокоррекции и консультированию.
Задачи дисциплины.
1. Дать понятие о предмете, задачах и месте психолого-педагогической диагностики в системе психологической и педагогической наук и человекознания в целом.
2. Ознакомить с системой основных понятий науки.
3. Познакомить с проведением психолого-педагогического обследования и значением психолого-педагогического изучения для определения хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам.
4. Дать представление о психопрофилактической работе с педагогами, родителями, детьми и подростками
5. Дать представление о психологическом просвещении педагогов, родителей, детей и подростков.
6. Дать представление о направлениях оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
7. Дать представление о психолого-педагогической характеристике, психологическом и педагогическом диагнозах и заключениях.
8. Дать представление о консультативной работе с родителями, педагогами, детьми и подростками.
9. Дать представление о коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками, а также их семьями, о психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальном образовательном маршруте.
10. Дать понятие о трудностях, реалиях и перспективах психолого-педагогической диагностики, всех направлениях работы.
11. Развивать у студентов интерес к содержанию дисциплины и желание самосовершенствоваться в отношении профессиональных умений и навыков.