Различают два типа моделей бюджетного федерализма:
1) децентрализованная;
2) централизованная (кооперативная).
Децентрализованная модель
Основные черты модели:
1) процесс производства государственных благ подразделяется между тремя уровнями власти;
2) признается высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональных властей;
3) каждый бюджет собирает свои базовые налоги или территория выплачивает федеральный бюджет определенную фиксированную сумму или % от общей суммы фактически взимаемых в регионе налогов;
4) федеральный бюджет незначительно вмешивается в перераспределение средств между территориями.
Плюсы и минусы модели:
Плюсы | Минусы |
1. Повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов, т.к. возрастает ответственность за принятие управленческих решений 2. Снижение трансакционных издержек | 1. Рост дифференциации в доходах населения, усиление разрыва по социально-экономическому развитию регионов 2. Возрастание вероятности потери территориальной целостности страны |
Централизованная (кооперативная) модель
|
|
Основные черты модели:
1) повышается роль региональных властей в системе распределения налоговых доходов и в решении макроэкономических проблем;
2) каждый бюджетный уровень формирует свои доходы на основе долевого участия в установленных налогах;
3) имеет место активная политика бюджетного выравнивания, увеличение ответственности центра за состояние региональных бюджетов.
Плюсы и минусы модели:
Плюсы | Минусы |
Уменьшение дифференциации в доходах населения, выравнивание социально-экономического развития территории | Снижение эффективности использования и распределения ресурсов, т.к. снижается ответственность за принятие управленческих решений |
Принципы эффективного распределения доходов и расходов бюджетов:
1. Перечень налоговых поступлений территорий Федерации должен обеспечивать достаточную стабильность доходов бюджетов.
2. Должен соблюдаться принцип равенства субъектов Федерации: приоритеты и льготы при формировании доходов бюджетов не допустимы.
3. Разделение доходов между бюджетами следует осуществлять в соответствии с разграничением объектов расходов.
4. Следует свести к минимуму перераспределение ресурсов при разделении бюджетов.