Жертвы вооруженных конфликтов 1 страница

§ 1. Международно-правовой статус

участников боевых действий

Действие правовых норм по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта <1>. Субъектами международных правоотношений, возникающих в связи с вооруженными конфликтами (т.е. субъектами МГП), являются в первую очередь государства. Именно государства выступают главными адресатами норм МГП, на них возложено выполнение конвенционных норм (см. Приложение 6).

--------------------------------

<1> См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 128.

Международная деятельность государства в военной области осуществляется прежде всего для достижения следующих целей: 1) объективной оценки военно-политической обстановки в основных регионах мира и своевременного реагирования на ее изменения; 2) принятия согласованных решений и выработки общих рекомендаций для проведения военной политики; 3) разработки, согласования и осуществления основных мероприятий по обеспечению национальной и коллективной безопасности. Таким образом, международная деятельность государства в военной области представляет собой реализацию мер военного характера, непосредственно связанных с созданием военной организации, ее подготовкой и применением, направленными на укрепление оборонной способности участвующих в международном сотрудничестве государств и для достижения военных и политических целей <1>.

--------------------------------

<1> Так, основными направлениями углубления военного сотрудничества государств - участников Договора о коллективной безопасности в области строительства, подготовки и применения вооруженных сил являются: 1) оказание государствами-участниками взаимной помощи в создании и развитии вооруженных сил; 2) согласование возможных стратегических и операционных направлений, оперативного оборудования территорий государств-участников в интересах коллективной обороны; 3) согласование состава и дислокации сил и средств государств-участников, выделяемых в группировки войск в регионах в целях обеспечения коллективной обороны; 4) согласование мероприятий по созданию совместной (объединенной) системы противовоздушной обороны и других систем; 5) подготовка предложений и достижение договоренностей по совместному использованию элементов военной инфраструктуры государств-участников в целях обеспечения коллективной обороны; 6) развитие единых систем радиолокационного опознавания объектов, проведение совместных тренировок по восстановлению имитостойкого режима опознавания в рамках вооруженных сил государств-участников; 7) разработка и реализация предложений по согласованному использованию радиочастотного спектра, обеспечению электромагнитной совместимости важнейших радиоэлектронных средств; 8) проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств-участников. См.: Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // ДМП. Т. 1. М., 1999.

Центральное место в этой деятельности занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации государства, его вооруженных сил. Регулирование данной деятельности осуществляется нормами международных договоров и положениями внутреннего законодательства РФ <1>. Основой международного сотрудничества в военной области являются международные договоры РФ <2>. Так, в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, а сам Договор установил, что нападение на одно из государств-участников является агрессией против всех (см. Приложение 17).

--------------------------------

<1> Нормы Федерального закона "Об обороне" гласят: "законодательство РФ в области обороны основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и включает в себя Федеральные конституционные законы, Федеральные законы и законы РФ в области обороны" (ст. 3); "деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ в соответствии с Федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О Вооруженных Силах Российской Федерации" и другими законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ" (ч. 5 ст. 10); "руководство и управление Вооруженными Силами РФ в военное время осуществляется в соответствии с Федеральным законом" (ч. 4 ст. 13); "Президент вводит в действие нормативные правовые акты военного времени" (п. 5 ч. 2 ст. 4); "задачи в области обороны выполняются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил" (ч. 7 ст. 1) и др.

<2> См., напр.: Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в военной области от 2 марта 1994 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области от 20 июля 1992 г., Договор между Российском Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве от 19 декабря 1997 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 г.

Появление норм МГП, регламентирующих внутренние вооруженные конфликты, превратило их участников в субъектов МГП, а также предопределило первичный уровень субъекта МГП как "воюющей стороны". При этом не обязательно быть формальным участником конвенций, необходимо фактически соблюдать их положения, что дает основания требовать того же от противника. Иного выбора на пути гуманизации процесса вооруженной борьбы у мирового сообщества просто нет.

В 1977 г. на дипломатической конференции, принявшей Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г. о защите прав жертв вооруженных конфликтов, впервые было сформулировано понятие "вооруженные силы". Статья 43 Дополнительного протокола I определяет, что вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм МГП.

Вооруженные силы создаются и организуются в соответствии с требованиями национальной безопасности и обороны (см. Приложение 23). В состав вооруженных сил могут быть включены: а) полувоенные организации; б) вооруженные организации, обеспечивающие охрану порядка. Об этом сторона, находящаяся в конфликте, обязана уведомить другие стороны, находящиеся в конфликте. Дети моложе 15 лет не должны призываться на службу в вооруженные силы, а при наборе на службу лиц старше 15 лет, но не старше 18 лет, в первую очередь набираются лица более старшего возраста (ст. 77 ДП I). Граждан государства-противника нельзя насильственно привлекать к участию в военных операциях против своего государства (ст. 130 ЖК III; ст. 23 ГК IV (II)). Командование вооруженных сил должно подчиняться руководству воюющей стороны, к которой оно принадлежит, и нести ответственность за свои действия (ст. 43 ДП I, ст. 4 ЖК III). В случае немеждународного вооруженного конфликта неправительственные или оппозиционные силы считаются вооруженными силами по смыслу Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям, если они соответствуют дополнительным критериям: а) осуществляют контроль над частью территории государства; б) могут вести непрерывные и согласованные военные действия. С разрешения государства за вооруженными силами могут следовать лица, не входящие в их состав непосредственно, например, гражданские лица, входящие в состав экипажей военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил.

То, что МГП в ряде случаев прямо устанавливает статус (права, обязанности, гарантии и ответственность) отдельных физических лиц, порождает ряд правовых проблем. Так, специальной проблемой не только МГП, но и международного права в целом является международно-правовой статус индивидов. Некоторые ученые (Лаутерпахт <1> и др.) утверждают, что правила ведения войны наделяют правами и обязанностями непосредственно отдельных индивидов. Отмечая, что Всеобщая декларация прав человека наделяет правами и обязанностями именно отдельных лиц, В.А. Карташкин полагает, что "индивид стал непосредственным субъектом международного права" <2>. Н.В. Захарова, исходя из того, что отдельные нормы международного права применяются к индивидам, признает за ними международную правосубъектность <3>. Р.А. Мюллерсон признает за индивидами "ограниченный круг прав и обязанностей по международному праву", отмечая, что они сами "непосредственно не участвуют в процессе создания норм международного права" <4>. По мнению В.М. Шуршалова, в международном праве, в отличие от национального, понятия "субъект права" и "субъект конкретного правоотношения" не совпадают. В силу этого индивид может, не будучи субъектом МП, выступать в качестве субъекта конкретного международного правоотношения <5>. Но невозможно быть субъектом правоотношения (даже одного), не обладая свойствами субъекта права. Э. Хименес де Аречага в этой связи указывал, что реальным доказательством международной правосубъектности индивида явилось бы предоставлением ему не только определенных прав и привилегий, но и средств для обеспечения их принудительного осуществления и соблюдения, а также возможностей защиты этих прав от своего собственного имени, без посредничества государства <6>.

--------------------------------

<1> BYIL. 1952. P. 381.

<2> См.: Общая теория прав человека. М., 1996. С. 489.

<3> См.: Захарова Н.В. Индивид - субъект международного права // Советское государство и право. 1989. N 11. С. 112 - 118.

<4> См.: Курс международного права. М., 1992. Т. 1. С. 181.

<5> См.: Шуршалов В.М. Международные правоотношения. М., 1971. С. 56.

<6> См.: Хименес де Аречага Э. Современное международное право. М., 1983. С. 259, 260.

Другая группа ученых (Фердросс <1>, Анцилотти <2> и др.), выражая господствующую в доктрине точку зрения, полагает, что отдельные лица не являются субъектами международного права. Представляется, что индивиды не могут быть субъектами международного права. Их невозможно наделить международной правосубъектностью, иначе либо они превращаются в участников межгосударственных отношений, либо международное право будет регулировать не только межгосударственные отношения <3>. Даже заключая между собой соглашения о предоставлении тем или иным категориям индивидов прямого доступа в международные органы (например, ЕСПЧ), государства не в состоянии превратить индивида в участника межгосударственных отношений и субъекта международного права. Такой доступ будет лишь свидетельствовать о том, что определенные государства договорились между собой по поводу признания каждым из них допустимости прямого обращения каких-либо индивидов в международные учреждения <4>. Международные правоотношения в связи с этим будут возникать не между индивидами и такими учреждениями или индивидами и упомянутыми государствами, а между данными государствами и между ними и указанными учреждениями <5>.

--------------------------------

<1> См.: Фердросс А. Международное право. С. 146.

<2> См.: Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961. С. 105.

<3> См.: Международная правосубъектность (Некоторые вопросы теории) / Под ред. Д.И. Фельдмана. М., 1971. С. 7 - 23; Мовчан А.П. Международная защита прав человека. М., 1958. С. 28 - 40; Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974. С. 9 - 35, 149; Курс международного права: В 7 т. М., 1989. Т. 1. С. 163.

<4> В тексте самой Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. отсутствует констатация права лица подавать жалобы в Суд. Статья 34 Конвенции прямо говорит лишь о праве Суда принимать жалобы от любого лица или группы лиц (а также от неправительственной организации). Предельно ясно, что такому праву Суда предшествует право индивида обращаться в Суд. Представленная лицом или группой лиц жалоба и решение Суда о ее приемлемости служат юридическим основанием возникновения правоотношения между индивидом и Судом. В таком правоотношении они становятся сторонами, реализуя свою международную правосубъектность. См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 105.

<5> См.: Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. С. 102.

Г.В. Игнатенко указывает <1>, что международно-правовой статус индивидов имеет четыре формы проявления: 1) многие международные договоры, заключаемые государствами, предназначены для установления прав и свобод человека, осуществляемых им самостоятельно и, как правило, от собственного имени (proprio nominae); 2) в международных договорах получили широкое распространение нормы, ориентированные на обеспечение единообразных гарантий защиты международно признанных прав в рамках такой категории, как "право на правовую защиту"; 3) положения международных договоров, закрепляющие и регламентирующие право индивида (физического лица) на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод <2>; 4) международная уголовная ответственность индивидов за преступления против мира и безопасности человечества.

--------------------------------

<1> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 102 - 107.

<2> Этому положению корреспондирует норма ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, содержащая отсылку к международным договорам РФ в качестве юридического основания осуществления такого права.

Однако ни одна из норм международного права не создает прав и обязанностей для индивидов непосредственно, помимо государств, даже в том случае, когда конкретные установления имеют в качестве своего адресата индивида <1>. МГП возлагает юридическую обязанность ведения вооруженной борьбы (в соответствии с его нормами) на субъектов международного права, которые, принимая на себя обязательства, обеспечивают с помощью внутреннего законодательства соответствующее поведение участников вооруженного конфликта. Субъективные права индивидов (на неприкосновенность, сохранение жизни, гуманное обращение и т.д.) возникают через воспроизведение во внутригосударственном законодательстве норм международного права. Этим же фактором обусловлена юридическая обязанность государства обеспечить защиту индивидов всеми имеющимися в его распоряжении средствами и тем самым защитить свои собственные международные права (см. Приложение 15). Юридическую природу возникающих при этом прав и обязанностей индивида иногда определяют как международно-правовой индигенат <2>, а самого индивида - как дестинатора норм международного права, но в рамках внутригосударственного права, субъектом которого он является. Заимствование международным правом категории дестинатор (destinatare), разработанной цивилистикой <3>, преследует вполне определенную цель - определить в рамках выработанных правовых категорий правовое положение физического лица в международном праве. Следует согласиться с профессором С.В. Черниченко, что физические лица могут выступать в качестве дестинаторов (обычно опосредованных) международно-правовых норм, дестинаторов, наделенных, однако, не правами и обязанностями в силу таких норм, но лишь пользующихся "выгодами и неудобствами, вытекающими из этих норм" <4>.

--------------------------------

<1> См.: Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. С. 234.

<2> См.: Словарь международного права. М., 1982. С. 56.

<3> В соответствии с теорией интереса, выдвинутой крупнейшим германским ученым-юристом Рудольфом фон Иерингом, права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды ("дестинаторам"). Их общий интерес и олицетворяет юридическое лицо. См.: Ihering R.v. Geist des mmischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung. Bd. III. Leipzig, 1865. В современной цивилистике отмечается достаточно широкий разброс определений понятия дестинатор - потребители услуг; пользователи; те, для кого предназначено право; лица, которым должна оказываться помощь; установленное лицо, которому предназначается принятый на пароход для перевозки груз. Отмечается, что дестинаторы не могут требовать охраны их интересов на основании своего права. См.: Малоизвестные экономические, бухгалтерские и юридические термины // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2005. N 1 - 2.

<4> См.: Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974. С. 149, 154.

Специалисты, изучавшие проблемы международной ответственности, в большинстве случаев доказывают, что физические, равно как и юридические лица, не являются и не могут являться субъектами международно-правовой ответственности <1>. По этому поводу Д.Б. Левин писал: "По общему принципу индивиды, не будучи субъектами международного права, а будучи в случаях, когда международное право защищает их интересы, в частности в случаях возмещения причиненного им ущерба, лишь дестинаторами его норм, не могут быть ни субъектами международного деликта, ни субъектами претензий об ответственности" <2>. Что же юридически имеет место, когда встает вопрос участия индивидов в международных судебных учреждениях? Не более чем делегирование участвующими в создании таких учреждений государствами некоторых своих суверенных юрисдикционных прав в отношении индивидов - в пользу соответствующих международных судебных учреждений. Нет такого делегирования (как, например, со стороны США в отношении своих граждан), - нет и соответствующей юрисдикции. Такое делегирование, равно как и сам круг правомочий международных судебных учреждений, процессуальные права и т.д., формально выражается в международных договорах или в решениях межправительственных организаций с участием конкретных государств <3>. Так, А.А. Иванов указывает, что международная правовая помощь имеет своим дестинатором частных лиц, проживающих или домицилированных в государствах, оказывающих такую помощь <4>.

--------------------------------

<1> См., например: Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966. С. 46 и след.; Василенко В.А., Давид В. Механизм охраны международного правопорядка. Брно, 1986. С. 93 и след.; Sonnenfeld R. Podstawowe zasady odpowiedzialnosci mikdzynarodowej pacstwa// Odpowiedzialnosc pacstwa w prawie mikdzynaгodowym. Warszawa, 1980. S. 67 et seq.

<2> См.: Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966. С. 48.

<3> См.: Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учеб. М.: Волтерс Клувер, 2004. § 144.

<4> См.: Иванов А.А. О путях повышения эффективности правосудия // Журнал российского права. 2005. N 12.

Рассмотрение вопроса о применимости МГП в отношении отдельных лиц (ratione personae) требует установления их круга, связанного с причастностью к ведению боевых действий. В этой связи выделяют участников вооруженных конфликтов и жертв войны (вооруженных конфликтов) или, как еще их называют, - покровительствуемых лиц.

В МГП участников вооруженных конфликтов принято подразделять на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (некомбатанты) (ст. 4 ЖК III; ст. 13 ЖК II) (см. Приложение 24).

Участниками боевых действий (боец - участник боя <1>) считаются лица, принимавшие участие в вооруженных столкновениях, сражениях (комбатанты) (ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г.; ст. 13 II Женевской конвенции 1949 г.), находившиеся при исполнении обязанностей государственной (военной) службы <2> (военнослужащих, проходящих службу как по призыву, в том числе проходящих военные сборы либо военную службу в период мобилизации, в период военного положения и в военное время, так и по контракту), либо в иные периоды (не при исполнении обязанностей военной службы), но когда их действия признаны совершенными в интересах личности, общества и государства. При этом важно, чтобы органы государственной власти своевременно констатировали такие факты, дополняя соответствующие списки периодов ведения боевых действий. Такая широкая трактовка позволит избежать многих споров и недоразумений, связанных с процессом доказывания государственными служащими (военнослужащими) своей причастности к группе профессионального риска.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. С. 48.

<2> В пункте 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" указано, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождения в служебной командировке; з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; к) прохождения военных сборов; л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Комбатант (от фр. combattant - воин, боец) - это лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте, и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатант имеет право применять так называемое "дозволенное насилие", ограниченное нормами МГП, и в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это <1>. Одним из составляющих понятия "комбатант" является включенность в состав вооруженных сил. К комбатантам относятся:

--------------------------------

<1> См.: Калугин В.Ю. Курс международного гуманитарного права. Мн.: Тесей, 2006. С. 123.

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных другой стороной, находящейся в конфликте;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже если эта территория оккупирована), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; б) имеют определенный и явственно различимый издали отличительный знак (для регулярных вооруженных сил - форменная одежда); в) открыто носят оружие: во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, т.е. при любом перемещении в направлении места, откуда или где начнутся боевые действия; г) соблюдают в своих действиях нормы МГП;

3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает обычаи войны.

Комбатантами в морской войне являются экипажи военных кораблей всех видов, экипажи вспомогательных судов всех видов, а также торговых судов, переоборудованных в военные корабли, экипажи летательных аппаратов ВМФ. Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих государств и имеющих их опознавательный знак. К ним относятся и экипажи судов гражданской авиации, превращенных в военные в пределах юрисдикции воюющего государства.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (п. п. 4 - 6 ст. 1) обозначил состав военной организации РФ применительно к оборонительной функции государства, включив в него, помимо Вооруженных Сил РФ <1>, другие войска (внутренние войска Министерства внутренних дел РФ <2>, войска гражданской обороны <3>), воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (инженерно-технические, дорожно-строительные), органы (служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ), специальные формирования (создаваемые на военное время). Вместе с тем многие исследователи исходят из того, что перечисление в ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <4> войск, воинских формирований и органов позволяет утверждать, что военную организацию государства образуют поименованные структуры, где предусмотрена военная служба <5>. В частности, данный Закон закрепляет исполнение военной службы в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы. Не является военной службой военизированная служба в горноспасательных, аварийно-спасательных и иных подразделениях и формированиях. Отношения между служащими в них строятся на основе специальных уставов.

--------------------------------

<1> Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона "Об обороне").

КонсультантПлюс: примечание.

"Комментарий к Федеральному закону от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" Е.В. Китрова, В.А. Кузьмина включен в информационный банк.

<2> Внутренние войска МВД РФ состоят из соединений и воинских частей оперативного назначения и воинских частей специального назначения, подчинены Министру внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств (ст. 1 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изм.) // Российская газета. 1997. N 29; СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711. Неоднократно выдвигались предложения о преобразовании ВВ МВД в национальную гвардию. См.: Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". М.: ООО "Новая правовая культура", 2008.

<3> Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны (ст. 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изм.)) // Российская газета. 1998; СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 799. К 2011 г. предстоит реформирование войск гражданской обороны с учетом создания Государственной спасательной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Войска гражданской обороны будут расформированы, а на их основе создана военизированная структура, в которой будет предусмотрена правоохранительная служба, основная задача которой - быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации, не связанные с военными действиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: