Жертвы вооруженных конфликтов 4 страница

От шпионов следует отличать военных разведчиков, которые собирают информацию в форменной одежде своих вооруженных сил. В случае захвата противником они пользуются правами военнопленных (п. 2 ст. 46 ДП I).

К некомбатантам относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в них. Перечень лиц, относимых к некомбатантам, дан в п. 4 ст. 4 IV Женевской конвенции. Если в основу разграничения между комбатантами и некомбатантами положить характер причастности к ведению вооруженной борьбы, то к числу некомбатантов должны быть отнесены все входящие в состав вооруженных сил или следующие за ними лица, которые по роду своей деятельности не принимают непосредственного участия в вооруженной борьбе.

Таким образом, подразделение вооруженных сил на сражающихся (комбатантов) и не сражающихся (некомбатантов) определяется их непосредственным участием (или неучастием) в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах того государства, в вооруженные силы которого они правомерно включены.

Различия между гражданскими лицами и комбатантами состоят в следующем. Гражданское лицо не участвует в боевых действиях, не имеет права браться за оружие, в противном случае оно может быть подвергнуто преследованиям. Запрещено подвергать его нападению, ему гарантировано уважение и гуманное обращение. Комбатант участвует в боевых действиях, имеет право убивать, не может быть подвергнут преследованиям за участие в боевых действиях и за применение силы в рамках положений МГП, разрешается подвергать его нападению, он является военной целью, а будучи захвачен в плен, пользуется статусом военнопленного.

§ 2. Наемничество в международном праве и

российском уголовном законодательстве

Явление наемничества, известное мировому сообществу с давних времен, стало предметом пристального внимания лишь со второй половины XX в., когда был осознан преступный характер наемничества и появились научные исследования этого феномена Р.А. Адельханяна <1>, В.В. Алешина <2>, Ю.Н. Астафьева <3>, И.П. Блищенко и Н.В. Жданова <4>, Х. Бурместера <5>, Э. Давида <6>, А.Г. Кибальника и И.Г. Соломоненко <7>, С.Н. Незнанова <8>, К.Л. Осипова <9>, А.И. Полторака <10>, О.Ю. Молибога <11>, А.А. Потапова <12>, М.Л. Хабачирова <13>, Н.О. Шандиевой <14> и др. Проблема наемничества нашла отражение в книгах публицистического характера, основанных на документальных данных: "Солдаты на продажу: наемники сегодня", изданная журналистами В. Барчетом и Д. Робеком <15>, и "Власть оружия", авторами которой являются два бывших наемника - К. Демпстер и Д. Томкинс <16>. Юридический анализ наемничества, представленный в основном в комментариях к УК РФ и учебной литературе по международному (в том числе международному уголовному праву) <17>, излагается кратко и носит общий характер.

--------------------------------

<1> См.: Адельханян Р.А. Военные преступления как преступления против мира и безопасности человечества: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М., 2003.

<2> См.: Алешин В.В. Понятие и противоправность наемничества // Московский журнал международного права. 1998. N 3.

<3> См.: Астафьев Ю.Н. Наемничество - преступное орудие колониалистской политики // Советское государство и право. 1978. N 11.

<4> См.: Блищенко И.П., Жданов Н.В. Наемничество - международное преступление // Советский ежегодник международного права. М., 1980.

<5> См.: Burmester H.C. The recruitment and use of mercenaries in armed conflicts // American journal of International law. 1978. N 1. Jan.

<6> См.: David E. Mercenaires et volontaires Internationaux en droit des gens. Ed. De l'Universite de Bruxelles, 1978.

<7> См.: Кибальник А.Г., Молибога О.Ю., Соломоненко И.Г. Уголовная ответственность за наемничество. Ставрополь, 2001.

<8> См.: Незнанов С.Н. Наемничество и его международная противоправность: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 13 - 23.

<9> См.: Осипов К.Л. Ответственность за наемничество по российскому уголовному законодательству: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

<10> См.: Полторак А. Наемничество под судом // Международная жизнь. 1976. N 9.

<11> См.: Молибога О.Ю. Уголовная ответственность за наемничество: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ставрополь, 2000. 164 с.

<12> См.: Потапов А.А. Проблемы криминализации наемничества // Юридическая газета. 2000. N 28.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья М.Л. Хабачирова "Наемничество - преступление против международного права: проблема урегулированности в международном и национальном праве" включена в информационный банк согласно публикации - "Закон и армия", 2002, N 3.

<13> См.: Хабачиров М.Л. Наемничество - преступление против международного права: проблема урегулированности в международном и национальном праве // Научные труды РАЮН. 2002. N 2.

<14> См.: Шандиева Н.О. Наемничество по международному и национальному уголовному праву: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2004. 194 с.

<15> См.: Барчет В., Робек Д. Солдаты на продажу. М., 1979.

<16> См.: Dempster C, Tomkins D. Fire power. L., 1978.

<17> См., например: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 1997; Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учеб. М.: Спарк, 1999; Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. М., 2003.

Большинство современных исследователей придерживается следующего определения наемника: это физическое лицо (иностранец или апатрид), добровольно вступившее в вооруженный конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради собственной экономической выгоды (т.е. в корыстных целях, за деньги) на стороне одного из участников вооруженного конфликта (внутригосударственного либо международного). В практическом плане под наемником понимаются лица, имеющие военные профессии, которые за плату предлагают свои профессиональные услуги для участия в преступной деятельности. Как правило, наемническая деятельность используется для участия в вооруженном конфликте в стране, отличной от страны происхождения, для осуществления такой деятельности требуется высокая профессиональная квалификация лица, которая и является предметом оплаты, т.е. речь идет о купле-продаже военных услуг <1>. Не удивительно, что при применении к военнослужащим регулярной армии этот термин приобретает ярко выраженный презрительный и негативный оттенок. Иные определения содержат детализированные характеристики (признаки) такого лица.

--------------------------------

<1> См.: Доклад, представленный Специальным докладчиком г-ном Энрике Берналесом Бальестересом, "Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению права народов на самоопределение". E/CN.4/2004/15. 24 декабря 2003 г. https:// www1.umn.Edu/ humanrts/ russian/ commission/ Rrprtselfdetermination2004.html (далее - доклад Э.Б. Бальестереса).

Некоторые ученые термин "наемничество" относят к специально-юридическим терминам <1>, имеющим свое специфическое правовое содержание, причем в ряде случаев отличающееся от общеупотребляемого. Другие (например, профессор А.А. Потапов) выделяют обыденное, социологическое (криминологическое) и юридическое (легальное) толкования понятия наемничества <2>. В обыденном понимании наемничество есть прохождение лицом военной службы за плату, по найму <3>. Социологическое или криминологическое понятие наемничества подразумевает военную службу иностранца по найму. Под наемником понимается военнослужащий наемного войска, наемный работник, тот, кто продался кому-нибудь, кто из низких, корыстных побуждений защищает чужие интересы <4>. Юридическое понятие наемничества имеет два аспекта: международно-правовое (закреплено в международно-правовых актах) и уголовно-правовое (закреплено в Уголовном кодексе РФ). Обыденное (широкое) понимание наемничества, являясь выражением правосознания отдельных лиц и групп лиц, не учитывает юридических признаков наемничества, закрепленных в нормативных правовых актах, и, воспринятое правоприменителем, может негативно отразиться на качестве следственной работы и судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 359 УК РФ.

--------------------------------

<1> См.: Гуляихин В.Н. Правовая культура: понятие и структура: Сб. науч. ст. / ВГПУ; науч. ред. А.П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000. Вып. 7, 8. 128 с. (Сер. "Философские беседы".)

<2> См.: Потапов А.А. Понятие наемника по уголовному праву // Юридическая газета. 1998. N 1.

<3> Обыденное понимание наемничества широко распространено среди лиц, не имеющих юридической подготовки. Даже у ряда кадровых военнослужащих есть мнение, что контрактная служба лиц рядового состава является наемничеством. Значительное число граждан считают Французский иностранный легион наемническим формированием, а лиц, проходящих в нем службу, - наемниками. Имеются сведения, что чеченские боевики объявляли военнослужащих-контрактников наемниками и при взятии в плен расстреливали на месте.

<4> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 380.

Наемничество можно рассматривать в широком смысле - как социальное явление, и в узком смысле - как противоправное деяние (преступление).

Как социальное явление (в широком смысле слова) наемничество представляет собой работу по найму за определенное (в том числе денежное) вознаграждение. Интересно, что в исторической литературе встречается понятие наемничества применительно к службе российского казачества как замена личной службы поставкой одетого и вооруженного за счет хозяина наемника, т.е. под наемниками понимались казаки, нанимавшие на службу вместо себя других <1>. В международно-правовых актах термин "наемники" встречается в несколько неожиданной интерпретации. Так, в Консульской конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Боливия (г. Ла-Пас, 18 марта 1980 г.) <2> под "сотрудником консульства" понимаются... наемники и другие лица, выполняющие обязанности по обслуживанию консульства (п. 5 ст. 1). Иными словами, под наемниками наемниками понимаются лица, работающие по найму.

--------------------------------

<1> Так, в первой половине XIX в. наемничество в Черноморском казачьем войске представляло вполне оформившийся легальный социальный институт, достаточно четко регламентирующий многие аспекты этого явления. Наемники среди пеших казаков составляли примерно от 25 до 50%, а среди конных их число было просто подавляющим. Сам светлейший князь Г.А. Потемкин, числясь казаком Кущевского куреня, выставлял вместо себя наемника. См. подробнее: Фролов Б.Е. Институт наемничества в Черноморском казачьем войске // https:// www.cossackdom.com/ articles/ f/ frolovjnstitut.htm.

<2> Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Боливия (г. Ла-Пас, 18 марта 1980 г.) // Ведомости ВС СССР. 1986. N 20. Ст. 341. Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР (Указ Президиума ВС СССР от 16 апреля 1985 г. N 2243-XI), Президентом Республики Боливия - 20 февраля 1985 г. Обмен ратификационными грамотами произведен в Ла-Пасе 6 июня 1985 г. Конвенция вступила в силу 5 июля 1985 г.

Вместе с тем о наемниках (и наемничестве) можно говорить лишь в тех случаях, когда они задействованы в сфере военной организации государства либо иных субъектов международного права. Наемничество возникает там, где отсутствует сильная государственная власть, не способная противостоять противоправной деятельности иностранцев на собственной территории, и тогда, когда сложились определенные социальные предпосылки.

Официальные данные подтверждают рост числа наемников во всем мире и противоправный характер их деятельности <1> на территории африканских государств <2>, проведение тайных операций в Центральной Америке <3>, бывшей Югославии, Афганистане <4>, Чеченской Республике <5>, Южной Осетии <6> и др.

--------------------------------

<1> См.: Доклад Э.Б. Бальестереса.

<2> Например, в Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуаре, Анголе и др. Так, за 2003 - 2004 гг. в Зимбабве и Экваториальной Гвинее было арестовано в общей сложности 82 иностранных гражданина, которых власти этих стран считали наемниками, нанятыми специально для организации переворота. В конце августа 2003 г. группа наемников, которая намеревалась направиться в Кот-д'Ивуар, была задержана французской полицией в парижском аэропорту. Эта группа была завербована старшим сержантом Ибрахимом Кулибали. См.: Калинин С. Цена революций. Около трех тысяч "русских" воюют в Африке. Но власти России это не интересует // Версия. 2004. N 13.

<3> В Гватемале и Сальвадоре происходили внутренние вооруженные конфликты, а в Никарагуа Сандинистский фронт национального освобождения, которому удалось освободить страну от кровавой диктатуры Сомосы, вынужден был бороться с деятельностью контрас. Скандал, связанный с операцией "Иран-контрас", свидетельствовал об участии наемников в этом конфликте.

<4> В Афганистане было сосредоточено приблизительно 20 тыс. наемников из Алжира, Бангладеш, Египта, Иордании, Йемена, Марокко, Сирии, Судана, Туниса, не только активно участвовавших в боевых действиях на стороне талибов и Исламского движения Узбекистана, но и ставивших цель дестабилизировать обстановку в соседних с Афганистаном странах. См.: Чернов О.Д. Россия-НАТО-ЕС: вместе против новых угроз международной безопасности // https:// www.scrf.gov.ru/ News/ 2003/ 09/ 12.htm.

<5> Министр иностранных дел И. Иванов, выступая на сессии ПАСЕ в январе 2000 г., оценил численность иностранных наемников в Чечне общей сложностью в 2000 человек. См.: Сафрончук В. Европа поучает Россию // Советская Россия. 2000. 1 февраля. По данным МВД России, в 2003 г. в Чечне действовали до 80 мелких банд общей численностью 1 тыс. 500 человек, немалая часть которых была представлена наемниками из стран ближнего и дальнего зарубежья, были уничтожены 335 боевиков. См.: Сообщение информационного агентства Росбалт от 21 января 2004 г. // http:www.rosbalt.ru/ 2004/ 01/ 21/ 1397htm. По данным Министерства обороны РФ, в октябре 2004 г. в Чечне находилось от 150 до 200 иностранных наемников из более чем 50 государств. См.: Сообщение РИА "Новости" от 14 октября 2004 г. // https:// www.rian.ru/ rian/ intro.cfm?nws_id= 706624B. Многие организованные преступные группировки на Северном Кавказе и сейчас пытаются осуществлять свою деятельность, выдавая это за терроризм и религиозный экстремизм.

<6> Следственный комитет при прокуратуре России в рамках расследования югоосетинского вооруженного конфликта 2008 г. возбудил уголовное дело по фактам использования Грузией запрещенных методов ведения войны и участия в боевых действиях украинских наемников (первое было возбуждено по фактам геноцида и убийств). По данным следствия, на стороне Тбилиси принимали участие наемники из числа представителей украинской националистической организации "Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона" (УНА-УНСО). Вербовку, финансирование и другое материальное обеспечение наемников осуществляли сотрудники МВД Грузии. Материалы дела в 2009 г. составляли 380 томов, и с тех пор их число увеличилось. Срок следствия неоднократно продлевался. С результатами расследования Россия намерена обратиться в международные инстанции.

Некоторые исследователи, рассматривая наемничество как форму преступной деятельности иностранных граждан, обращают внимание на влияние наемничества в политической, экономической, социальной <1> и национально-этнической сферах <2>.

--------------------------------

<1> К социально-экономическим факторам, влияющим на правосознание, относятся: 1) реальный уровень жизни различных слоев общества, 2) противоречия в системе распределения материальных благ, 3) реальная покупательская способность населения, 4) государственная политика в сфере занятости населения и др.

<2> См.: Хромов И.Л. Наемничество в России как форма преступной деятельности иностранных граждан // Черные дыры в российском законодательстве. 2007. N 3. С. 314 - 316.

В целом, как социальное явление, наемничество связано со спросом, особой востребованностью в услугах наемников как подготовленных военных профессионалов.

Как противоправное деяние наемничество выражается в двуединой юридической формуле: 1) действия, совершенные лично наемником, - его личное участие в вооруженном конфликте и связанное с этим положение, состояние; 2) действия, совершенные иными лицами (в связи с использованием ими своего служебного положения), - вербовка, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника, его использование в военных действиях. Такое построение позволяет выявить достаточно широкий круг лиц, причастных к наемничеству, установить соучастников противоправного деяния.

Прежде всего следует установить и проанализировать источники правового регулирования противоправности наемничества. Они состоят из двух групп: международные и внутригосударственные.

В юридической литературе встречается мнение, что впервые попытка закрепления преступности наемничества в международном праве была предпринята Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. <1>. По смыслу ст. 4 указанной Гаагской конвенции на территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть сформированы военные отряды и открыты учреждения для вербовки. Ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих (ст. 6). По мнению ряда авторов, эти положения преследовали цели предупреждения наемничества <2>. Подданные государства, не принимающего участия в войне, считались нейтральными лицами (ст. 16). Однако они не могли ссылаться на свой нейтралитет, если совершали действия, враждебные по отношению к воюющему, либо совершали действия в пользу воюющего, а именно если добровольно поступали на службу в ряды военных сил одной из сторон. В таком случае нейтральный не должен подвергаться более суровому обращению со стороны воюющего, во вред которому он отказался от нейтралитета, чем то, которому подвергся бы за подобное же деяние подданный другого воюющего государства (ст. 17).

--------------------------------

<1> См.: Международное право в избранных документах. Т. 3. М., 1957. С. 267.

<2> См.: Блищенко И.П., Жданов Н.В. Наемничество - международное преступление // Советский ежегодник международного права. М., 1980. С. 152.

Международно-правовое закрепление запрет наемничества получил лишь во второй половине XX в. как на универсальном, так и на региональном уровнях. Представляя акты в сфере наемничества в хронологическом порядке, следует отметить, что двухступенчатая работа, т.е. принятие сначала определенной декларации, а потом на ее основе соответствующего договора, вообще характерна для деятельности ООН.

Первыми актами ООН, направленными против наемничества, следует признать ряд резолюций Совета Безопасности ООН, принятых в связи с событиями в Конго в 1961 г. <1>. Генеральная Ассамблея ООН в 1968 г. в Резолюции N 2465 (XXIII) окончательно установила, что практика использования наемников является уголовно наказуемым деянием, а сами они объявляются преступниками, находящимися вне закона. В ней подчеркнута необходимость принятия во всех странах законов, объявляющих набор, финансирование и обучение наемников на их территории уголовно наказуемым преступлением, и запрета своим гражданам поступать на службу в качестве наемников.

--------------------------------

<1> См.: Резолюции от 21 февраля и 24 ноября 1961 г. // Резолюции и решения Совета Безопасности за 1961 год. Нью-Йорк: ООН, 1965. С. 13. Также см.: Резолюция от 10 июля 1967 г. // Док. ООН 5/Res/239 (1967).

В Декларации о принципах международного права 1970 г. <1> ГА ООН рекомендовала странам воздерживаться от организации или поощрения организации и содержания наемников для вторжения на территорию другого государства (принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН).

--------------------------------

<1> Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии: Сб. Нью-Йорк, 1970. С. 151 - 155; Действующее международное право: Сб. Т. 1.

Необходимость наказания наемников как международных уголовных преступников содержится и в Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973 г.). Генеральная Ассамблея отнесла засылку на территорию другого государства наемников, которые осуществляют применение вооруженной силы против другого государства, к актам агрессии со всеми вытекающими международно-правовыми последствиями.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии" <1> отмечено, что засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них будет квалифицироваться в качестве акта агрессии (п. "g" ст. 3).

--------------------------------

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии" // Действующее международное право: Сб. Т. 2.

В 1977 г. Совет Безопасности ООН в Резолюции N 405 потребовал от государств не предоставлять свою территорию для вербовки наемников, не разрешать своим гражданам участвовать в их формировании, вербовке, обучении и переброске их в другие государства.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 мая 1978 г. N S-9/2 "Декларация по Намибии и Программа действий в поддержку самоопределения и национальной независимости Намибии" <1> констатировалось, что в целях расширения своей военной деятельности в Намибии Южная Африка активизирует вербовку наемников и организует в территории племенные армии. В Программе действий в поддержку самоопределения и национальной независимости Намибии содержался призыв ко всем государствам принять эффективные меры по предотвращению вербовки наемников для службы в Намибии или в Южной Африке (п. 41) <2>.

--------------------------------

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 мая 1978 г. N S-9/2 "Декларация по Намибии и Программа действий в поддержку самоопределения и национальной независимости Намибии". Текст Резолюции официально опубликован не был.

<2> В новозеландском Military Manual отмечается: "Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование (наемников) против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя Правительство Анголы и начало уголовный процесс против наемников, попавших в плен".

В Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.) <1> провозглашено: государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории (п. 6 ст. I).

--------------------------------

<1> Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.) // Действующее международное право: Сб. Т. 1.

В Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (принята Резолюцией 36/103 XXXVI Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г.) <1> закреплено, что принцип отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств включает обязанность государства не допускать на своей территории обучения, финансирования и вербовки наемников или засылки таких наемников на территорию другого государства и отказывать в предоставлении средств, включая финансирование, для оснащения и транзита наемников (п. "g" ст. II).

--------------------------------

<1> Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (принята Резолюцией 36/103 XXXVI Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г.) // Международное право: Сб. док. М.: Юрид. лит., 2000.

8 июня 1977 г. был принят Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) <1>, который закрепляет понятие наемника и содержит специальное указание о том, что наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Но это указание следует рассматривать лишь в контексте правовой защиты жертв вооруженных конфликтов.

--------------------------------

<1> Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. // Сборник международных договоров СССР. М., 2001. Вып. XLVI; Действующее международное право: Сб. Т. 2. Вступил в силу 7 декабря 1978 г. в соответствии со ст. 95. Подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г. Ратифицирован Постановлением ВС СССР от 4 августа 1989 г. N 330-1 с заявлением. Протокол вступил в силу для СССР 29 марта 1990 г.

4 декабря 1989 г. была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников <1> (вступила в силу 20 января 2001 г. после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН двадцать второго документа о ратификации или присоединении). В общей сложности 25 государств уже завершили официальные процедуры, позволившие им выразить свое согласие взять на себя обязательства, вытекающие из Международной конвенции <2>. Как минимум четыре государства, подписавших эту Конвенцию (Ангола, ДРК, Республика Конго и Нигерия), прибегали к услугам наемников. Конвенция направлена главным образом против так называемого привходящего наемничества, когда африканские государства были обеспокоены ролью европейских наемников (из Франции, Великобритании) в свержении правительств ряда государств на африканском континенте.

--------------------------------

<1> Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (Нью-Йорк, 4 декабря 1989 г.) // Действующее международное право: Сб. М., 1997. Т. 2. Конвенция вступила в силу 20 января 2001 г. Российская Федерация в Конвенции не участвует.

<2> Этими государствами являются Азербайджан, Барбадос, Беларусь, Бельгия, Гвинея, Грузия, Италия, Камерун, Катар, Кипр, Коста-Рика, Ливийская Арабская Джамахирия, Мавритания, Мали, Мальдивские Острова, Саудовская Аравия, Сейшельские Острова, Сенегал, Суринам, Того, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай и Хорватия. Еще 9 государств подписали, но пока не ратифицировали Международную конвенцию. К ним относятся Ангола, Германия, Демократическая Республика Конго, Конго, Марокко, Нигерия, Польша, Румыния и Югославия.

Стремлением распространить действие Конвенции 1989 г. на сферу прав человека продиктовано принятие 22 декабря 2003 г. Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции 58/162 об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение.

Криминальный характер наемничества подтверждается и в решениях региональных международных организаций <1>. Особый интерес вызывают акты, принятые Организацией африканского единства (ОАЕ), сегодня - Африканский Союз <2>. Как справедливо отметил А. Полторак, "международно-правовая активность ОАЕ в интересующем нас вопросе вполне естественна - в течение многих лет именно африканский континент являлся широким полем, где использовалась система наемничества" <3>. К числу важнейших относятся: Резолюция о наемниках, одобренная Ассамблеей ОАЕ в городе Киншаса 14 сентября 1969 г.; Резолюция VII Чрезвычайной сессии Совета министров ОАЕ, состоявшейся в Лагосе в 1970 г.; Декларация о деятельности наемников в Африке, принятая в Аддис-Абебе в июне 1971 г. В Африке сформировалось резко отрицательное отношение к наемникам, и им не приходится рассчитывать на гуманное отношение при попадании в плен <4>. В 1977 г. ОАЕ приняла Конвенцию о ликвидации наемничества в Африке <5> (вступила в силу 22 апреля 1985 г.), в которой впервые сделана попытка дать правовое определение наемничеству. Отметим, что ее принятие совпало по срокам с принятием Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, чем объясняются совпадающие формулировки понятия наемника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: