Средняя школа является общеобразовательным учреждением закладывающим основы для всестороннего развития личности и освоения любой профессии каждым школьником в будущем. В процессе обучения реализуется содержание образования (оно зависит от ряда факторов и в первую очередь от целей).
Цель образования - это конкретный ответ на вопрос для чего учить и чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать от всех богатств, накопленных человеком. Цель и содержание образования взаимосвязаны.
Содержание образования – это система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.
Раньше существовал знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. Отрицательная сторона в этом подходе в том, что знания выступают абсолютной ценностью и закрывают собой самого человека (ориентируется содержание на среднего ученика).
В последнее время утвердился личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования. Абсолютной ценностью являются не знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает:
1) свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных и жизненных потребностей личности;
2) гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и самореализации.
Смена подходов к сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет исторический характер.Под влиянием требований жизни, уровня развития научных знаний меняется и содержание образования.
Образование как социальное явление возникло из прагматических икультурологических функций знаний.
Прагматическая функция включает в себя знания необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека.
Культурологическая функция содержит знания, связанные с представлением о вселенной, человеке, искусстве и другом.
Основные компоненты содержания образования:
· когнитивный (познавательный) опыт личности – это система знаний о природе, обществе, технике, способах деятельности, мышлении, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащегося научной картины мира. Этот компонент является основным, так как без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие;
· практический опыт личности – это формирование умений и навыков на основе имеющихся знаний.
Существую следующие виды умений и навыков:
1) общие умения и навыки – это внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки. (Например: составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы);
2) специфические умения и навыки – это умения и навыки в рамках одного вида деятельности или учебного предмета (решение задач по физике, математике);
· опыт творческой деятельности – готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности;
· опыт отношений личности – это система отношений и мотивы поведения школьников.
Сегодня общее образование может быть представлено с одной стороны, как система непрерывного образования, а с другой – как общеобразовательная подготовка человека к предшествующей профессии.