Воспользуемся упрощенной П-образной схемой замещения асинхронного двигателя (рисунок 1).
| |||
Uф – фазное напряжение сети;
I1 – фазный ток статора;
Iμ – ток намагничивания;
I'2 – ток приведенный ротора;
Х1, Х'2 – индуктивные сопротивления от потоков рассеяния фазы обмотки статора и приведенное фазы ротора;
R1,R'2 – первичные и вторичные приведенные активные сопротивления;
Rμ, Xμ - активное и индуктивное сопротивление контура намагничивания;
S – скольжение АД ();
w0 – угловая скорость поля статора ();
f – частота питающего тока;
р – число пар полюсов АД.
В соответствии с приведенной схемой замещения можно получить выражение для вторичного тока
, (1)
где Хк – индуктивное сопротивление двигателя при коротком замыкании.
Из выражения (1) и схемы замещения следует, что ток в цепи ротора зависит от скольжения. При S=0, т.е. когда поля вращающегося ротора и статора равны w=w0 (ток ротора равен 0). При S=1, т.е. когда ротор не вращается (ток равен пусковому, т.е. max).
|
|
Из (1) следует, что ток пусковой зависит от параметров двигателя (R1, R'2, X1, X'2) и напряжения сети Uф, и не зависит от нагрузки.
Пусковой ток АД обычно в 5…8 раз превышает номинальный. Большие пусковые токи приводят к значительному падению напряжения в сети, что вредно отражается на уже работающих от этой сети приемниках.
Кратность пускового тока важная характеристика, приводимая в каталогах .
При составлении схемы замещения были приняты следующие допущения: активное сопротивление ротора не зависит от частоты вторичной цепи, насыщение магнитной системы не влияет на реактивные сопротивления обмоток ротора и статора, проводимость намагничивающего контура остается постоянной, т.е. ток намагничивания зависит только от приложенного напряжения, отсутствуют добавочные потери и высшие гармонические составляющие МДС.
С учетом этих допущений: мощность Р1, потребляемая двигателем из сети, расходуется на потери Ро в намагничивающем контуре, потери в меди Рм обмотки статора и преобразуется в электромагнитную мощность Рэм
, (2)
где m – число фаз.
С другой стороны
или Рэм=Мw0 или ,
подставляя I'2 получим
. (3)
Из (3) следует, что момент зависит от напряжения сети (АД очень чувствителен к колебаниям сети).
Исследование полученной зависимости М=f(S) на экстремум, которое осуществляется нахождением производной dM/dS и
приравниванием ее к нулю, обнаруживает наличие двух экстремумов момента и скольжения
, (4)
где + - двигательный или торможение противовключением;
- - генераторный режим параллельно с сетью;
|
|
, (5)
(+ двигательный, - генераторный режимы).
Важно отметить Sк не зависит от напряжения.
Если (3) разделить на (4) получаем
, (6)
где МК – максимальный (критический) момент;
SК – критическое (max) скольжение;
a=R1/R'2.
Максимальный момент для генераторного режима можно найти аналогично, беря SК с отрицательным знаком.
Величина Мmax в генераторном режиме будет больше, чем в двигательном, что связанно с падением напряжения в активном сопротивлении цепи статора.
Если в уравнении (6) пренебречь активным сопротивлением статора (!), то получится формула удобная для расчетов
. (7)
Если в (7) вместо текущих значений момента и скольжения подставить их номинальное значение Мном и Sном и обозначить , то может получено выражение связывающее критическое и номинальное скольжение
) для Р>10кВт,
для Р<10 кВт, когда R нельзя пренебречь.
Характерные точки механической характеристики и режимы работы АД поясняются рисунком 2.
| |||
· S=0, w=w0 – идеальный холостой ход,
· S=1, w=0 – режим короткого замыкания,
· S<0, w>w0 – генераторный параллельно с сетью (рекуперативное торможение),
· S>1, w<0 – генераторное, последовательно с сетью (торможение противовключением).
Таким образом, рабочая часть характеристики ориентировочно может быть принята линейной, пусковая часть – нелинейной.
В зависимости от назначения АД могут иметь различные
и .
По ГОСТ: λм не ниже 1,65 – для АД с короткозамкнутым ротором
(обычно 1,7…2,2);
λм не ниже 1,8 – для фазного ротора;
λм=2,3…3,4 - для крановых двигателей;
λп обычно = 1,0…2,0 (могут λп=2,5…2,8).
Для повышения Мпуск и снижения Iпуск применяют двигатели с короткозамкнутым ротором специальной конструкции. Роторы имеют две клетки, расположенные концентрически, или глубокие пазы с высокими и узкими стержнями. Сопротивление ротора этих двигателей в пусковой период значительно больше, чем при wном, вследствие поверхностного эффекта, обусловленного повышенной частотой тока в роторе при больших скольжениях.
Необходимо отметить влияние высших гармоник зубцовых полей при работе АД под нагрузкой, что приводит к провалу механической характеристики при S=0,85 (рисунок 3).
Данная точка характеризуется .
|
Зависимость номинального скольжения от мощности АД представлена на рисунке 4.
| |||