Работа с рабочей тетрадью (продолжение)

Откройте страницы для вырезания в середине тетради. Ознакомьте детей с общим видом лесной поляны, которую им предстоит сконструировать. Обратите внимание своих воспитанников на составные элементы будущего макета — голубое озеро с камышами, лес, в котором есть лиственные и хвойные деревья, цветы, два гриба (белый и мухомор), кусты земляники и черники. Здесь же присутствуют обита­тели поляны — лиса, медведь, ежик, птица, а также щука, которая будет «плавать» в озере, и лягушка. Не забудьте про фигурки гуляющих в лесу детей — мальчика и девочки.

Теперь можно приступить к изготовлению поляны.

Для работы понадобятся ножницы, кисточка и клей.

Попросите детей по контуру вырезать голубое озеро с камышами, которые затем следует отогнуть по пунктир­ным линиям. Далее надо аккуратно вырезать лес и согнуть его «гармошкой» (тоже по пунктирным линиям). Теперь лес можно поставить.

Полоску цветов вначале следует целиком вырезать, со­гнуть по пунктирным линиям и сложить ее так, чтобы кон­туры каждого цветка (сегмента) оказались плотно сжаты. По контуру верхнего сегмента вырезать цветок, одновре­менно прорезывая все образовавшиеся слои. Затем цветы расправить, и они, как и лес, тоже смогут занять свое мес­то — «встать» на поляне.

Лиственное дерево вырезается по контуру, сгибается по пунктирным линиям, что придает ему устойчивое положе­ние.

Мухомор, белый гриб и куст земляники вырезаются по контуру. А по пунктирным линиям следует отогнуть под­ставочки.

Теперь займитесь животными. Вырежьте лису. Про­режьте в выкройке лапки и ушки. Согните выкройку по указанным линиям. Наложите одну на другую две стороны брюшка и закрепите его клапаном, вставив его в прорезь. Отогните лапки, ушки, хвостик и вставьте щечки как кла­паны в прорези.

Вырежьте медведя. Сделайте в выкройке: одну прорезь для клапана (под лапкой), две прорези на центральной час­ти головы; прорежьте лапы и уши. Согните выкройку по указанным линиям. Наложите одну на другую стороны брюшка и закрепите его клапаном. Подведите друг к другу боковые части головы и накройте их центральной частью головы. Просуньте острые кончики боковых частей в про­рези центральной части, образуя нос медведя. Отогните лапы.

Вырежьте три детали щуки. Сделайте две прорези в большой детали для глаз и одну для плавника в хвостовой части. Согните все детали пополам по указанным линиям. Раскройте большую деталь и вставьте в нее деталь с глаза­ми, образуя нижнюю челюсть щуки. Вставьте вдвойне сло­женный плавник (снизу вверх). Отогните наружу верхнюю губу, боковые плавники и хвост.

Вырежьте две детали птицы. Сделайте две прорези по бокам спинки для крыльев. Согните деталь туловища сле­дующим образом:

• вдоль туловища пополам;

• не разгибая ее, отогните белый треугольник клюва сначала вправо, затем влево, после чего вогните клюв внутрь (острые кончики сойдутся);

• так же подогните хвост (вправо, влево), раскройте деталь, отогните наверх хвост;

• снова согните пополам деталь туловища, «заправив» центральную часть хвоста внутрь, как показано на рисунке.

Вставьте вторую деталь — крылья, протащив ее на­сквозь через туловище в сделанные прорези.

Вырежьте ежика. Сделайте прорезь для клапана, про­режьте ушки и иголки. (Если дети не сумеют надрезать игол­ки, можно использовать выкройку без надрезания.) Сложите выкройку пополам. Наложите одну на другую задние сторон­ки детали и закрепите их клапаном. Согните мордочку по пунктирным линиям и вогните внутрь среднюю ее часть. Отогните прорезанные ушки и кончик носика.

Вырежьте две детали лягушки. Сделайте две прорези на голове (для передних лапок), две прорези с противополож­ной стороны детали (для глаз), надрежьте лапки и глазки. Согните большую деталь по пунктирным линиям. Согнув поперек выкройку, совместите друг с другом две полукруг­лые стороны и вставьте глазки в прорези. Совместите друг с другом части лапки правой стороны выкройки и соедини­те их, заведя прорезь в прорезь. Так же соедините части левой лапки. Просуньте вторую деталь сквозь прорези под головой — передние лапки и подогните их к брюшку.

Остались фигурки детей. После вырезания и сгибания надо намазать клеем заштрихованные полоски и прикле­ить их, как показано на схеме. Теперь все составляющие игры готовы. Однако дети могут по желанию дополнить их новыми растениями, животными, птицами и другими пер­сонажами, изготовленными по заданным образцам. Для это­го предложите желающим карандаши (краски, фломасте­ры) и цветную бумагу. (Дополнительные элементы не обя­зательно вырезать на основном занятии, поскольку тогда игры с поляной будут выходить за его временные рамки.)

Позаботьтесь о фоне, на котором будет конструироваться поляна. Им может послужить зеленый лист бумаги или ткань размера, соответствующего развороту нашей тетради.

Получившийся макет представляет основу для игр-дра- матизаций в форме настольного театра. Используйте его как на итоговом занятии по теме «Бережное отношение к природе», так и в свободное от занятий время. Здесь можно разыгрывать и другие сюжеты, например, о заблудивших­ся в лесу детях. А медведя, ежа и лису — использовать, со­чиняя и одновременно разыгрывая сказочные сюжеты на темы безопасного поведения при общении с незнакомцем.

Пусть дети, например, придумают, как хитрая лиса пы­талась причинить вред ежу (заманить в свою нору, похи­тить, погубить). И какие ошибочные действия может со­вершить ежонок, а какие варианты его поведения приведут к спасению.

Разумеется, в различных сюжетах в качестве персона­жей с успехом могут участвовать и фигурки детей.

Варьируйте вместе с ребятами пейзаж в зависимости от времени года: белый фон, вата на деревьях и на озере помо­гут создать зиму, а блестящий целлофан — раннюю весну. Одним словом, здесь — самое широкое поле для творческо­го воображения как педагога, так и ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: