Мировой двигатель, 1815-1914 567

вые перекинул висячий мост через Менейский пролив (1819 г.). Железные дороги перевозили все больше пассажиров и грузов и становились все дешевле и быстрее. В 1900 г. путешествие из Парижа в Санкт-Петербург занимало всего 30 часов — в 1800 г. оно длилось 20 дней. Европейцев объединили романтика и полезность их железных дорог. К началу нового XX века самая густая сеть железных дорог была создана в Бельгии (42,8 км путей на 100 км2; в Соединенном королевстве — 19 км, и 17,2 км — в Германии). Наиболее развито было железнодорожное сообщение в Швеции (27 км на 10 000 жителей

при 12,2 км в Бельгии на то же количество жителей). Наименее развито оно было в Сербии (2,5 км на 10 000 жителей при 5,7 км в Европейской России). [БЕНЦ]

В авиации наполненный нагретым воздухом воздушный шар — аэростат Монгольфье был впервые испытан 5 июня 1783 г. в Анноне около Лиона, и аэростаты стали важным элементов военного дела в XIX веке. На смену им пришел дирижабль графа Цепеллина (1900 г.), а вскоре и аэроплан. В 1890-е гг. Отто Лилиенталь впервые поднял аэроплан в Германии, а в 1903 г. в Дайтоне (Огайо) братья Райт совершили управляемый полет на

БЕНЦ

В 1885 г. Карл Бенц из Мангейма (1844-1929) построил трехколесную самоходную машину, работающую на бензине — motorwagen. Ее часто называют первым автомобилем, но она — всего лишь верстовой столб на полпути в двухсотлетней истории автомобилей. Движимое паром транспортное средство Никола Кюньо (1725-1804) было названо


автомобилем еще в 1769 г. Уже к 1850 г. в широкое употребление вошли паровые экипажи. Испытывались также газовые машины. Но лишь четырехтактные двигатели внутреннего сгорания Николауса Отто (1876 г.), Готлиба Даймлера (1885 г.) и Рудольфа Дизеля (1897 г.) действительно открыли перед автомобильным транспортом будущее.

Первая трехколесная машина Бенца теперь находится в экспозиции Deutsches Museum (Немецкого музея) в Мюнхене. У нее два ведущих ободных колеса с 80 спицами соединяются с дифференциалом, и одно переднее ведущее колесо приводится в движение вертикальной ручкой. Двигатель, который находился под приподнятым сиденьем, имел электрозажигание. У него была мощность ме-

нее 1 лошадиной силы, но он развивал скорость до 16 километров в час. Кузова не было. Моторизации Европы очень способствовала пневматическая шина Андре Мишлена (1888 г.), а также американские методы массового производства (1908 г.). Появилось также множество мотоциклов, грузовиков и автобусов. К концу века открываются такие крупные коммерческие компании, как Fabbrica Italian di Auto-mobilismo di Torino ("ФИАТ", 1899 г.) и Рено в Париже (1901 г.). Даймлер-Бенц Мерседес (1901 г.) и Роллс-Ройс Серебряный призрак (1906 г.) установили новые стандарты роскоши и надежности. (У Ленина был "Роллс-Ройс".) Две мировые войны замедлили автомобилизацию населения, но увеличили количество транспортных автомобилей и обученных шоферов. При Гитлере появляется народный автомобиль "Фольксваген" Жук в 19З8 г. У истоков автомобильного дела в Скандинавии был Вольво из Гётеборга, а в Чехословакии — Шкода из Пльзеня. Польский "Фиат" был построен по лицензии между двумя войнами. Эпоха всеобщей мотори-

зации наступает в Западной Европе после 1950 г., а в странах советского блока — в конце 1960-х годов.

Для истории технологий вредны всякие первые, поскольку поиск первого искажает природу технологического прогресса, который является, главным образом, кумулятивным и общим делом. Впрочем, в этом процессе можно выделить моменты качественных изменений. Вопрос только в том, чтобы их определить. Например, когда был осуществлен первый полет? Можно выбирать между моделями геликоптеров (вертолетов) «на шнурке» Лонуа и Бенвеню (1784 г.), паровым воздухоплавательным аппаратом Анри Жифара (1852 г.) и работавшим на бензине аэропланом Клемана Адера (1890 г.), который перенес своего создателя в полете на 50 метров, а также экспериментальными ракетами К.Э. Циолковского. Большинство же предпочитает считать первым полет 17 декабря 1903 г. (в Килл-Девил-Хилл в Северной Каролине). Но это был полет другой категории: управляемый полет самолета на механической тяге.

DYNAMO

работающем на бензине аппарате. 25 июля 1909 г. Луи Блерио совершил сенсационный полет на моноплане через Ла-Манш за 31 минуту.

Параллельно развивались системы связи. Были созданы объединенные почтовые службы, что сделало переписку быстрой и доступной всем. Почтовые марки начали свое существование с британсского "черного пенни" 1 мая 1840 г. Они затем вводятся в Цюрихе и Женеве (1843 г.), во Франции и Баварии (1849 г.), в Пруссии, Австрии, Испании (1850 г.), в Швеции (1855 г.), в России и Румынии (1858 г.), в Польше (1860 г.), в Исландии (1873 г.). С изобретением электрического телеграфа (1835 г.), телефона (1877 г.) и радио (1896 г.) дальняя связь становится мгновенной. Особенно знаменит один случай, продемонстрировавший значение хорошей связи: 19 июня 1815 г. Натан Ротшильд сорвал невиданный куш на Лондонской бирже, использовав особую яхту, которая доставила ему новости из Ватерлоо на много часов раньше, чем его соперникам. Развитию и усовершенствованию международных коммуника-

ций весьма способствовали Международный почтовый союз (1874 г.), Международный телеграфный союз (1875 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.) и Центральное бюро железнодорожного сообщения (1890 г.). [ФОТО]

Капиталовложения увеличивались пропорционально росту доходов. Растущие доходы частные предприятия вновь инвестировали; все в больших пропорциях правительства инвестировали собранные в виде налогов средства (причем налоги все время росли). Безграничная потребность в капитале исчерпала возможности частных займов и вызвала к жизни потенциал акционерных обществ (которые в Англии и Франции, но не в Шотландии, резко сократились после финансовой катастрофы «лопнувших мыльных пузырей» 1720 г.). С 1820-х гг. акционерные общества с ограниченной ответственностью появляются повсюду в Европе. Эти sociétés anonymes (SA), или Aktiengesellschaft (AG), или Company Limited (С Ltd), со своими держателями акций и их общими ежегодными со-

ФОТО

Старый амбар в Шалон-сюр-Сон (в Бургундии) очень прославился, потому что его можно видеть на первой в мире фотографии. Однажды в 1826 г. Жозеф Нисефор Ньепс сумел запечатлеть изображение на пластинке со сплавом олова после того, как она подвергалась экспозиции в течение 8 часов. 13 лет спустя партнер Ньепса Луи Дагер (1789 - 1851) смог разработать практически пригодный способ фотографирования, когда медные пластинки, покрытые светочувствительным хлористым серебром, подвергались экспозиции 30 мин. С дагеротипии началась долгая эволюция, приведшая к популярному ящичному фотоаппарату, цветной пленке, кино, звуковому кино, рентгену, микрофотографии и

фотографии в инфракрасных лучах и (совсем недавно) к электронным портативным видеокамерам.


Вклад фотографии в войну и мир невозможно переоценить. Она способствовала тому, что разрушился raison d'être' предметно-изобразительного искусства. [ИМПРЕССИОНИЗМ] Она изменила визуальные представления людей о себе и окружающем мире. Она была мощным средством развития всех отраслей науки и техники. Фотографии с полей Крымской войны донесли до сознания людей реалии военного конфликта, а семейные фотографии были революционным фактором осознания общественной жизни. Фотография наделила исторические свидетельства новым, документальным, измерением. За 50 лет до того, как появи-

лась звукозапись [звук], собрания фотографий начали накопление реальных представлений обо всех аспектах прошлого. [ОСВЕНЦИМ]

Но реализм фотографии был обманчив. Например, для официальной советской фотографии было важно искусство ретушера. Так Сталин приказал убрать со всех фотографий даже следы присутствия Троцкого, а неприятное на вид родимое пятно Горбачева стирали еще в 1985 г. Но даже и на правдивых фотографиях произвольный выбор угла зрения, самого момента фотографирования, света, тона и текстуры, но главное, предмета — столько же обнаруживает, сколько скрывает. Фотоаппарат, как историки, всегда лжет.

' Смысл существования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: