Поскольку не существует какой-нибудь жесткой устоявшейся классификации личностных нарушений, мы остановимся на тех личностных изменениях, анализ которых можно провести в наиболее разработанных в отечественной психологии понятиях, к которым, безусловно, относится понятие деятельности. Анализ же деятельности, как неоднократно указывал А.Н. Леонтьев, должен проводиться через анализ изменения мотивов.
Изменение мотивов исследовалось психологами либо в ходе онтогенетического развития ребенка, либо оно вызывалось экспериментальным путем. Однако изменение мотивов часто наблюдается у людей, страдающих некоторыми формами психических заболеваний. Психологический анализ этих мотивационных изменений является адекватным способом исследования деятельности, а следовательно, и личности больного человека. Кроме того, и это особенно важно, патологический материал дает в некоторых случаях возможность не только проанализировать изменения мотивов и потребностей, но и проследить процесс формирования этих изменений.
|
|
Такое прослеживание требует уточнения тех основных характеристик мотивов, на которые психологический анализ может опираться. К таким характеристикам относится их опосредованный характер и иерархичность их построения.
А.Н. Леонтьев указывает на тесную связь мотивов и потребностей. Подчеркнув, что анализ потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что «это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности». А это означает признание сложного отношения мотивов с разными потребностями, признания их иерархического построения.
Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинается у ребенка еще в дошкольном возрасте и происходит дальше в течение всей жизни: мотивы теряют свой непосредственный характер, они начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, происходит подчинение одних мотивов другим. Например, желание овладеть какой-нибудь профессией как общий мотив поведения включает в себя ряд частных: овладеть нужными знаниями, усвоить определенные навыки и многое другое. Каждая из этих целей, в свою очередь, разбивается в реальной деятельности на ряд более мелких, которые и определяют в каждом конкретном случае поведение человека. Поэтому деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив. Именно он придает поведению определенный смысл.
|
|
Наличие ведущих мотивов не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение. Однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Наиболее отчетливо эти закономерности можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто, позволяя проследить его отдельные этапы. Одной из адекватных моделей для анализа оказались нарушения личности, выступающие при алкоголизме. Для доказательства приведем данные исследования Б.С. Братуся, специально посвященные этой проблеме.
В качестве методического приема ученым был применен предложенный Б.В. Зейгарник метод психологического анализа данных историй болезни в сочетании с экспериментально-психологическим исследованием.
В исследовании Б.С. Братуся имеют место две группы фактов: одна из них касается нарушения иерархии мотивов; другая группа - способа формирования новой потребности /патологической/.
Б.С. Братусь приводит данные, которые показывают, как происходило изменение личности больного алкоголизмом, наблюдавшегося автором в течение многих лет.
До болезни - это был активный человек художественного склада, живой, общительный. Еще в школе он занимался художественной самодеятельностью, а после войны стал актером, пользовался успехом у зрителей, имел много друзей.
В результате пьянства эти интересы угасли. Работа актера перестала для больного «быть праздником», она стала лишь обязанностью, больной отшел от друзей /поскольку они не пьянствовали/, от семьи. Изменились и характерологические черты больного: он стал раздражительным, придирчивым к окружающим, прежде всего к родным, циничным, грубым.
На каком-то этапе заболевания больной перестал следить за собой. Если до заболевания он любил хорошо одеваться, быть в компании друзей, то затем стал неряшлив, начал пить в одиночку.
Изменилась и объективная жизненная позиция больного. В прошлом актер, теперь больной с трудом стал устраиваться на работу /даже грузчиком в овощной магазин/, всякий раз его увольняли с работы за пьянство.
Иным стал и моральный облик больного. Чтобы добыть деньги на водку, он стал красть одежду жены, пропивал ее, а также одежду, купленную для него его лечащим психиатром.
За годы болезни изменилось и поведение больного в больнице. Если при первых поступлениях он был удручен своим состоянием, критичен к себе, просил помочь ему, то в дальнейшем /при последующих госпитализациях/ критика стала частичной, наконец, исчезла полностью. Больной перестал тяготиться частым пребыванием в психиатрической больнице, в отделении ничем не интересовался, стал груб с персоналом, самодоволен, отговаривал других больных от лечения.
Из данных истории болезни видно снижение личности до полной ее деградации. Б.С. Братусь правильно указывает, что это снижение идет в первую очередь по линии изменений в сфере потребностей и мотивов, разрушения преморбидных установок, сужения круга интересов. Экспериментально-психологическое исследование не обнаруживает грубых изменений познавательных процессов: больной справляется с заданиями, требующими обобщения, опосредования /классификация предметов, исключение предметов, пиктограмма/. Однако, вместе с тем при выполнении экспериментальных заданий, требующих длительной концентрации внимания, умственных усилий, быстрой ориентации в новом материале, отмечается недостаточная целенаправленность суждений больного, некритичность: больной не всегда замечает допущенные им ошибки, а главное, не реагирует на исправления и замечания экспериментатора, не руководствуется ими в дальнейшей работе.
|
|
В задании на выявление «уровня притязаний» обнаруживается завышенная самооценка. Вместе с тем кривая выбора заданий по сложности носит лабильный характер: переживание успеха и неуспеха у больного не выступает.
Как уже указывалось, анализ историй болезни мог оказаться пригодным для выделения двух вопросов: а) вопроса о формировании патологически измененной потребности и б) вопроса о нарушении иерархии мотивов.
Обратимся к первому вопросу. Понятно, что принятие алкоголя не входит в число естественных потребностей человека и само по себе не имеет побудительной силы. Поэтому вначале его употребление вызывается другими мотивами /отметить день рождения, свадьбу и т.п./. На первых стадиях употребление алкоголя вызывает повышенное настроение, активность, состояние опьянения привлекает многих и как средство облегчения контактов. Со временем может появиться стремление вновь и вновь испытать это приятное состояние: оно может начать опредмечиваться в алкоголе, и человека начинают привлекать уже не сами по себе события /торжество, встреча друзей и т.п./, а возможность употребления алкоголя. Алкоголь становится самостоятельным мотивом поведения, он начинает побуждать самостоятельную деятельность, и тогда уже сами события становятся поводом. Происходит тот процесс, который А.Н. Леонтьев называет «сдвиг мотива на цель», формируется новый мотив, который побуждает к новой деятельности, а следовательно, и новая потребность / в алкоголе /. Сдвиг мотива на цель ведет за собой осознание этого мотива, так как по отношению к деятельности мотив играет смыслообразующую роль. Принятие алкоголя приобретает определенный личностный смысл. Таким образом, механизм зарождения патологической потребности общий с механизмом ее образования в норме. Однако болезнь создает иные, чем в нормальном развитии, условия для ее дальнейшего формирования.
|
|
Небезразличным является, очевидно, для всей дальнейшей деятельности человека содержание этой вновь зарождающейся потребности. В данном случае оно /то есть это содержание/ противоречит общественным нормативам.
Задачи и требования общества, связанные в единую систему и воплощенные в некоторый нравственный эталон, перестают для этих больных выступать в качестве побудителя и организатора поведения. А так как в зависимости от того, что побуждает человека, строятся его интересы, переживания и стремления - изменения в содержании потребностей означают собой и изменения строения личности человека.
У больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, меняется их структура: они становятся все менее опосредованными. Л.И. Божович с полным правам пишет о том, что «потребности различаются не только по своему содержанию и динамическим свойствам /сила, устойчивость и прочее/, но и по своему строению: одни из них имеют прямой, непосредственный характер, другие опосредованы целью или сознательно принятым намерением». У описываемой группы больных побуждение приводит прямо и непосредственно к действиям.
Только в том случае, когда потребность становится опосредованной /сознательно поставленной целью/, возможно сознательное управление ею со стороны человека. У этих больных, как уже указывалось, отсутствует возможность опосредования сознательной целью, поэтому их потребности неуправляемы - они приобретают строение влечений.
Из общей психологии известно, что опосредованность потребностей, мотивов связана с их иерархическим строением. Чем больше опосредован характер мотивов и потребностей, тем выраженнее их иерархическая связь. На эту закономерность указал в свое время и К. Левин, когда писал, что замещающее действие может проявиться, если мотивы иерархически построены / в терминологии К. Левина речь шла о «коммуникации квазипотребностей»/. В этих случаях не происходит жесткой фиксации на средстве удовлетворения потребности.
Из истории болезни видно, как под влиянием алкоголизма у больных разрушается прежняя иерархия мотивов. Иногда у больных проявляется желание работать, стремление к общению с прежними друзьями, они совершают какие-то действия, руководствуясь прежней иерархией мотивов, но все эти побуждения не носят стойкого характера. Главенствующим мотивом, направляющим деятельность больных, становится удовлетворение потребности в алкоголе. Перестройка иерархии мотивов больных особенно ярко проявляется в способе удовлетворения потребности в алкоголе и способе добывания средств для ее удовлетворения.
Начинает выделяться ряд вспомогательных действий. На выполнение этих действий уходит со временем вся сознательная активность больного. В них отражается новое отношение к окружающему миру. Это ведет к новым оценкам ситуаций, людей. С полным правом Б.С. Братусь подчеркивает, что со временем все проблемы начинают разрешаться через алкоголь, с его помощью. И алкоголь становится смыслообразующим мотивом поведения.
По мере того, как в ходе болезни алкоголь становится смыслом жизни, прежние установки, интересы отходят на задний план. Работа перестает интересовать больных - она нужна только как источник денег. Семья из объекта забот становится тормозом на пути удовлетворения страсти. Б.С. Братусь подчеркивает, что мы имеем дело с центральным пунктом личностной деградации при алкоголизме, а именно с постепенным нарушением прежней, до болезни сложившейся иерархии потребностей, мотивов и ценностей и формированием взамен ее новой иерархии. Оттесняются и разрушаются высшие потребности и установки личности. Как отражение этого процесса, сужается круг интересов. Больные становятся уплощенными, инактивными, теряются их прежние социальные связи с миром, ибо измененная алкоголем личность становится неадекватной этим связям. Поэтому и профессиональная линия больных снижается и это изменение обусловлено в первую очередь не интеллектуальной деградацией, а изменением мотивов личности.
Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает утерю сложной организации деятельности человека. Деятельность теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной она становится импульсивной. Исчезают дальние мотивы, потребность в алкоголе переходит во влечение, которое становится доминирующим в жизни больного.
Изменения мотивационной сферы больных были обнаружены и в экспериментально-психологическом исследовании. Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь совместно провели сравнительное экспериментально-психологи-ческое исследование больных с алкогольной энцефалопатией /II-III стадия алкоголизма по А.А. Портнову/ и больных с травматической энцефалопатией /больные, перенесшие тяжелую черепно-мозговую травму с массивными субарахноидальными кровоизлияниями, внутричерепными гематомами, очагами ушибов различной, преимущественно конвекситальной локализации/. Характер нарушений познавательной деятельности обеих групп был схож. В ряде методик, счет по Крепелину, отыскивание чисел, корректурная проба - можно было проследить общую для обеих групп больных динамику колебаний внимания, истощаемости психических процессов. В классификации объектов, исключении предметов, простых аналогиях и других методиках обнаружилась недостаточность понимания абстрактных связей и отношений между предметами.
Однако при сходстве изменений познавательной деятельности уже в самом процессе экспериментального исследования выступили различия в поведении больных обеих групп. Больные с травматической энцефалопатией, как правило, интересовались оценкой своей работы, реагировали на замечания экспериментатора. Хотя больные стали после травмы более раздражительными, нередко вспыльчивыми, грубых нарушений структуры личности выявить не удалось. У них обнаружилась адекватная самооценка. Под влиянием успешного или неуспешного решения задач у больных вырабатывался уровень притязаний.
Больные алкоголизмом, наоборот, в большинстве случаев были равнодушны к исследованию, не стремились исправить своих ошибок. Порой ошибочные решения проистекали не из-за собственно интеллектуального снижения, а из-за отсутствия отношения к исследованию. Нередко поведение больных алкоголизмом напоминало поведение больных с поражением лобных долей головного мозга. Однако некритичность больных алкоголизмом имеет иную туру, чем при лобных синдромах. Она более избирательна, сочетается с агрессией по отношению к тому, что мешает удовлетворению их патологической ведущей потребности. Некритичность «лобных» больных сочетается с беззаботностью, аспонтанностью. Глубокие изменения личности больных алкоголизмом проявляются и в специальных исследованиях. Они обнаруживают повышенную самооценку, некритично переоценивают свои возможности, оспаривают оценку экспериментатора.
Таким образом, проведенный анализ изменений опосредованности и иерархии мотивов показывает, что они не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом общие с механизмами нормального развития мотивов.
Все, о чем говорилось выше, подтверждается и исследованием больных-невротиков с синдромом нервной анорексии.
Речь идет о девушках, которые произвольно и длительно голодают с целью исправления своей внешности. У большинства из них заболевание началось в подростковом возрасте. Все эти девочки отличались некоторой полнотой, как это часто бывает в пубертатном периоде, но не ожирением. В школе сверстники шутили над ними, дразнили, называли «толстушками», «пончиками» и т.п.
Кроме того, эти девочки находились в окружении взрослых, которые всячески подчеркивали «как важно для женщины иметь красивую фигуру». В результате у этой группы девочек сложился некий идеал красивой женщины. Так, например, одна хотела быть похожей на Наташу Ростову, другая мечтала о «фигуре кинозвезды, топ-модели». Девочки начинали беспокоиться о своей внешности и изыскивать средства для ее исправления.
При этом следует отметить одно обстоятельство: стремление к коррекции фигуры началось у всех них в подростковом возрасте. Как известно, именно в этот возрастной период развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении личностных отношений между подростками, формируется особый вид деятельности, называемый общением, в которой подростки сравнивают свое поведение и свои возможности с возможностями сверстников, появляется мотив самоутверждения, стремление овладеть формами «взрослого поведения». Именно в процессе этого общения и происходит, главным образом, формирование самосознания, самооценки. Многие авторы указывают, что невозможность соответствовать выработанным требованиям окружающих или выработанному собственному идеалу приводит к сильным аффективным переживаниям.
У больных, о которых сейчас идет речь, такие аффективные переживания возникли вследствие несоответствия идеала красоты и собственной внешности.
Вначале способы коррекции своей внешности носили адекватный характер - девочки исключали из своего пищевого рациона определенные продукты. Окружающие стали отмечать, что девочки стали «худее, изящнее». В дальнейшем они стали прибегать к более изнурительной диете.
Следует отметить в биографиях девочек еще одно важное обстоятельство. Почти все они хорошо учились, занимали позицию «отличниц» или «хорошисток», и это обстоятельство способствовало их самоутверждению. В старших классах девочкам стало труднее учиться. В большой мере этому содействовала астения, возникающая вследствие изнуряющей диеты. Родители, близкие стали контролировать пищевой рацион девочек и, естественно, всячески мешали голоданию. Девочки вступали в конфликт с семьей, стали скрывать, что они голодают сознательно, объясняли это отсутствием аппетита.
Так как избранная диета не всегда помогала, девушки начинали прибегать к другим способам: стали есть один раз в день, если же не могли устоять против чувства голода, то после еды вызывали искусственную жестокую рвоту, принимали большие дозы слабительных, помногу часов занимались гимнастикой, тяжелым физическим трудом. Болезненные симптомы, такие как аменорея, выпадение волос, ломка и истончение ногтей их радовали, так как они, по их мнению, являлись доказательством, что «они не поправляются».
Для иллюстрации приведем краткие сведения из истории болезни девочки Лены, которая поступила в психиатрическую больницу, когда училась в десятом классе. Из анамнеза известно, что была способной, общительной девочкой, рано /с пяти лет/ начала читать. До пятого класса была отличницей, много времени отдавала учебе. Занималась общественной работой. Настроение всегда было радостным. В подростковом возрасте стала пристально интересоваться своей внешностью, огорчалась, что она полная. С восхищением рассказывала об одной из своих учительниц, «стройной женщине», которая всегда говорила девочкам, что надо следить за собой, быть всегда подтянутой, подчеркивала значимость для женщины внешнего вида. Лена стремилась во всем подражать этой учительнице, очень хотела стать похожей на нее.
После просмотра французского фильма, где играла красивая актриса «с тонкой фигурой», многие одноклассницы Лены стали ограничивать себя в еде, чтобы стать такими же изящными как эта актриса. Больная тоже включилась в эту деятельность похудания, стала резко ограничивать себя в еде, хотя весила 54 кг при росте 161 см. Стала исключать из рациона хлеб, сладкое, уменьшила общее количество потребляемой пищи, стала после еды делать упражнении «для живота». Похудела на 6 кг, чем вызвала беспокойство родителей. Осенью пошла в школу, уделяла учебе все свободное время. Одноклассники заметили, что девочка значительно похудела. Восхищались ее силой воли, так как никто из них не смог долго ограничивать себя в еде. Одноклассницы подходили к Лене, советовались с ней, спрашивали о диете, ей это очень нравилось.
С этого времени стала еще больше ограничивать себя в еде, совсем не употребляла хлеба. За столом была очень напряжена. Когда ее уговаривали есть, делала вид, что ест, но при этом выбрасывала или прятала продукты.
За два месяца похудела еще на 10 кг, вес ее стал всего 38 кг, прекратились менструации, появилась апатия, раздражительность. Жаловалась, что стало трудно понимать учителя, очень утомлялась на занятиях. Одноклассники удивлялись, как она в таком состоянии вообще может учиться. Тем не менее продолжала упорно ограничивать себя в еде. Гордилась своей «силой воли». Начались конфликты с родителями по поводу еды, в ответ на просьбы близких поесть, могла резко ответить, нагрубить. Слезы матери, уговоры не помогали. Тщательно скрывая причину, уверяла, что нет аппетита. Гораздо позднее в больнице призналась, что есть хотелось всегда, но не ела, так как боялась, что не выдержит и съест много и опять станет полнеть.
В это время появился интерес к приготовлению пищи. Любила выбирать посуду, завела для себя специальные тарелочки, вилочки, ножи, ложки, любила ходить за продуктами, в магазины, на рынок.
Еще через два месяца пришлось начать лечение у психиатра, сначала амбулаторно, а затем стационарно. Вес при поступлении в больницу был 35 кг. Уверяла врача, что она не только здорова, но и вполне счастлива, потому что добилась того, чего хотела. При попытках персонала накормить ее грубила, делала вид, что ест, но выбрасывала пищу, вызывала рвоту после еды.
При обследовании в физическом состоянии больной отмечалось, что подкожно-жировой слой почти отсутствует, кожные покровы бледные, масса тела значительно снижена. В неврологическом состоянии отмечались тремор пальцев рук, оживление сухожильных рефлексов. Психическое состояние: при поступлении жаловалась на слабость, апатию, повышенную утомляемость, раздражительность. Возмущалась тем, что переведена в психиатрическую больницу, настаивала на выписке. О своем состоянии говорила неохотно, уверяла, что почти выздоровела. В доказательство приводила прибавку в весе на 3 кг.
После длительного медикаментозного лечения стала лучше есть. Выписана при весе в 50 кг.
Через две недели после выписки поправилась до 56,5 кг. Начал тревожить избыток веса, стала опять ограничивать себя в еде, боялась «стать жирной».
Больная была обследована психологом. К факту экспериментально-психологического исследования отнеслась спокойно. Старалась как можно лучше понять инструкции, помощь психолога принимала и хорошо использовала. Ошибки исправляла сама или с направленной помощью, при этом оправдывалась. Задания старалась выполнить как можно лучше.
Нарушений познавательной сферы выявлено не было. Отмечалась утомляемость и затрудненность переключения внимания.
Самооценка больной отражала ее состояние. При исследовании методом ТАТ тема еды, похудения отсутствовала, отмечалась тема конфликта в семье и в любви.
Этот пример показывает, что мотив к похуданию не носил первоначально патологического характера. Голодание вначале было лишь действием для осуществления некоей духовной ценностной ориентации «быть красивой», «обладать красивой фигурой». Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращаются, но сами преобразуются в мотив, то есть происходит сдвиг мотива на цель действия. Более того, этот мотив становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии мотивов. Учеба, которой девушка отдавала вначале много сил, отходит на задний план, уступая место деятельности по похуданию.
Эти факты очень важные, они служат известным подтверждением положения А.Н. Леонтьева о том, что человеческие потребности /а, следовательно, и мотивы/ проходят иной путь формирования, чем потребности животных. Это путь «отвязывания» человеческих потребностей от органических состояний организма.
В связи с этим заслуживает внимания и следующий факт. Больные, которые длительно и упорно голодали, доводили себя до истощения, но охотно занимались всем, что имело отношение к еде: готовили разные изысканные блюда, закупали продукты в гастрономах, на рынках, рассматривали их, следили, чтобы их близкие ели, «закармливали», как отмечалось в историях болезней, своих маленьких сестер и братишек, многие из них хотели выбрать себе профессию, связанную с пищей.
Все эти факты свидетельствуют о том, что сам способ удовлетворения природной потребности претерпевает известное изменение: выступает какая-то видимость удовлетворения, известное «квазиудовлетворение» органической потребности. А это означает изменение природы самой потребности.