Группы темоцентрированного взаимодействия (ТЦВ) имеют одну из самых недолгих историй существования. Данный метод групповой психотерапии пользуется не такой широкой известностью, как другие подходы. Основательницей этого метода является Руфь Кон — немецкий психоаналитик и специалист по групповой психотерапии. В основе групп ТЦВ лежат гуманистические традиции и положения психодинамического подхода83.
Специфической чертой метода является концентрация на определенной теме, структурирующей события, происходящие в группе. Сосредоточив свое внимание на конкретной теме, члены группы вступают в межличностные взаимодействия, по хотя которых постепенно уточняется философский смысл обсуждаемой темы.
ТЦВ описывают как «метод расширения опыта (обладающий чертами интегративных обучающих стратегий, психотератерапии и психодинамического тренинга), который можно использовать при обсуждении самых разных тем и решении самых различных групповых задач и проблем»84.
К основным понятиям групп ТЦВ относятся проживание- научение, перенос-контрперенос, тема, динамический баланс, остановимся на каждом из них подробнее.
|
|
1. Проживание-научение
Этот термин подчеркивает тот факт, что учеба, психотерапия, встречи с новыми людьми — любой жизненный опыт может чему-то научить. При оживленном общении, в процессе которого затрагиваются какие-либо проблемы, задачи, темы, любой человек оказывается в ситуации обучения на основе живого опыта. Терапевтические результаты при этом достигаются в рамках модели научения и развития личности, а не лечения в медицинском смысле85.
Концепция обучения на основе живого опыта базируется на таких гуманистических аксиомах:
1) Все люди одновременно и автономны, и взаимозависимы. У членов группы поощряется признание как различий между ними, так и потребности в общении и взаимопомощи.
2) Жизненная активность и личностный рост члена группы, а также любое решение, которое к ним приводит, должны уважаться.
3) Свобода принятия решений ограничена как внутренними, так и внешними факторами. Поведение людей ограничивается как реальными условиями группы, так и миром в целом.
2. Перенос и контрперенос
Психоаналитические понятия переноса и контрпереноса являются базовыми для групп ТЦВ. В группе ТЦВ перенос происходит, когда участник распространяет чувства, испытываемые им по отношению к какой-либо значимой личности, которая играла или играет важную роль в его личной жизни, на одного из членов группы или на ее руководителя. (Этот значимый некто может быть одним из родителей, супругом, любимым, учителем — обычно это человек из далекого прошлого.)
|
|
Контрперенос — это реакция руководителя группы на нереалистические установки или ожидания членов группы.
Признаками наличия контрпереноса являются: необоснованна неприязнь к членам группы, неспособность к сочувствию им, чрезмерно эмоциональная реакция на их проблемы, излишняя симпатия к ним, защитная позиция, занимаемая по отношению к ним, безразличие, а также агрессивные ответные реакции на такое же отношение к себе86.
3. Тема
Тема — это центр, вокруг которого строится вся работа группы. Тема обеспечивает функциональную структуру группы при отсутствии составленной наперед повестки дня. Руководитель группы или вся группа выбирают тему, которая должна служить фокусом работы в группе и способствовать ее сплочению.
Одной из важных задач в группах ТЦВ является правильная и корректная формулировка темы. В теме должны использоваться личные местоимения, утвердительные предложения, они должны хорошо запоминаться и быть действительно проблемными. Желательно использовать такие формулировки, которые подчеркивают момент движения и развития (например,нельзя формулировать тему как «Проблема одиночества», эффективной в этом случае будет тема «Поиск выхода из одиночества»).
Правильно выбранные темы вызывают эмоциональный отклик и интерес у всех членов группы и способствуют созданию специфической атмосферы обучения на основе живого опыта.
Зачастую выделяют следующие виды тем87:
• Исследовательские темы помогают членам группы развить межличностные отношения и открыть новые интересы (например: «Узнаем других, раскрывая себя»).
• Мобилизующие темы уточняют дилеммы, раскрывают неясности и обеспечивают готовность к работе. Пример такой темы: «Общими усилиями справимся с трудностями».
• Темы-переживания подчеркивают необходимость осознания актуальной ситуации («здесь и теперь»). Такие темы обычно используются в группах, состоящих из членов одного сообщества, клуба, семьи или учащихся одной школы, то есть в уже устоявшихся коллективах. Примерами тем переживания могут быть: «Я и мы» или «Самостоятельность и взаимозависимость».
• Экспериментальные темы акцентируют внимание на
повышении эффективности творческих подходов к решению своих проблем, что достигается обыгрыванием самых разнообразных новых идей (например «Поиск новых методов преподавания математики», «Поиск новых способов общения со своими детьми», «Чем я могу сейчас рискнуть»).
• Оценочные темы используются, чтобы помочь членам группы бросить взгляд на свою жизнь, подвести итоги и намети, цели. Примеры таких тем: «Я у себя дома (в школе, на работе)», «Откуда я пришел и куда я иду».
Динамический баланс
Кон (1970) предлагает следующее описание группы ТЦВ: Динамический баланс — это вписывание вершин треугольника «Я-Мы-Это» в круг «групповая среда».
При этом треугольник представляет создаваемую группой обстановку, тремя главными факторами которой являются:
1) личность, «Я»; вершина треугольника, обозначающая «Я»,
отражает автономность, личный опыт каждого члена группы в каждый данный момент времени;
2) группа, «Мы»; вершина, которая обозначает «Мы», отражает взаимозависимость людей и тот факт, что группа является целостностью, то есть представляет нечто большее, чем просто сумма составляющих ее индивидов, и живет своей собственной жизнью;
3) тема, «Это»; в процессе темоцентрированного взаимодействия каждый из членов группы осмысливает тему своим собственным, неповторимым образом.
Окружность (круг, в который вписан треугольник) обозначает условия проведения семинара: время, место, состав группы, программу, в рамках которой проводятся занятия, а также такие моменты, как «ценности и влияния» и «политико-историческая» обстановка, в которой создана и работает группа.
|
|
Методика ТЦВ придает равное значение всем трем вершинам треугольника и отношениям между ними, но при этом учитывает круг.
Группы ТЦВ исходят из двух основных принципов:
1) сам себе голова. Этот постулат делает акцент на представлении о фундаментальной, хотя всегда ограниченной, автономии членов группы и на ответственности каждого за свои действия и решения в группе;
2) приоритетность помех. Помехами являются любая
мысль или чувство, которые отвлекают индивида от полноценного участия в работе группы, по причинам эмоционального характера. Это может быть какое-то внешнее обстоятельство, например понижение в должности на работе или ссора с супругом. Или это может быть внутригрупповое oбcтoятeльcтво, например неразрешенные эмоциональные проблемы, возникшие между членами группы. Такая помеха имеет приоритет, и тот, кого она касается, должен выявить ее и разобраться с ней.
Обозначенные принципы работы обусловливают правила общения в группах ТЦВ.
Правила общения88
1) Говорить можно только от своего имени. Необходимо говорить только от первого лица и в единственном числе, чтобы подчеркнуть личную ответственность за свои мнения и чувства.
2) Вопросы должны сопровождаться утверждениями. Руководители побуждают членов группы высказывать свою точку зрения вместо того, чтобы задавать вопросы.
3) Уметь воздерживаться от личностных оценок. Интерпретирование поведения других вынуждает этих людей становиться в защитную позицию.
4) Избегание обобщений. Руководители побуждают членов
группы высказываться конкретно и по существу темы.
5) Осознание субъективности своего восприятия других. Членам группы напоминают, что их мнения о других — это
только мнения и что никто не обладает монополией на истину.
6) Посторонние разговоры не должны игнорироваться. Посторонние разговоры между двумя и более членами группы,
подобно помехам, имеют приоритет. Такие разговоры часто содержат много важной для работы в группе информации и могут быть проявлением заторможенности или враждебности отдельных членов группы. Руководитель предлагает поделиться
содержанием разговора со всей группой, а его участники сами
решают, следовать ли этому предложению.
|
|
7) Говорить можно только по очереди. Когда двое или более членов группы говорят одновременно, это способствует разобщению группы. Если двое или более человек захотели заговорить одновременно, надо дать им возможность самостоятельно договориться об очередности.
8) Искренность и избирательность. Разговоры должны
быть откровенными и в то же время избирательными: откроенными в смысле правдивости и искренности, а избирательными в том смысле, что не всем следует делиться с другими.