Темоцентрированное взаимодействие

Группы темоцентрированного взаимодействия (ТЦВ) имеют одну из самых недолгих историй существования. Данный метод групповой психотерапии пользуется не такой широкой известностью, как другие подходы. Основательницей этого метода является Руфь Кон — немецкий психоаналитик и специалист по групповой психотерапии. В основе групп ТЦВ лежат гуманистические традиции и положения психодинамическо­го подхода83.

Специфической чертой метода является концентрация на определенной теме, структурирующей события, происходящие в группе. Сосредоточив свое внимание на конкретной теме, чле­ны группы вступают в межличностные взаимодействия, по хотя которых постепенно уточняется философский смысл обсужда­емой темы.

ТЦВ описывают как «метод расширения опыта (обладающий чертами интегративных обучающих стратегий, психотератерапии и психодинамического тренинга), который можно использовать при обсуждении самых разных тем и решении самых различных групповых задач и проблем»84.

К основным понятиям групп ТЦВ относятся проживание- научение, перенос-контрперенос, тема, динамический баланс, остановимся на каждом из них подробнее.

1. Проживание-научение

Этот термин подчеркивает тот факт, что учеба, психотера­пия, встречи с новыми людьми — любой жизненный опыт может чему-то научить. При оживленном общении, в процессе которого затрагиваются какие-либо проблемы, задачи, темы, любой человек оказывается в ситуации обучения на основе живого опыта. Терапевтические результаты при этом достига­ются в рамках модели научения и развития личности, а не ле­чения в медицинском смысле85.

Концепция обучения на основе живого опыта базируется на таких гуманистических аксиомах:

1) Все люди одновременно и автономны, и взаимозависи­мы. У членов группы поощряется признание как различий меж­ду ними, так и потребности в общении и взаимопомощи.

2) Жизненная активность и личностный рост члена груп­пы, а также любое решение, которое к ним приводит, должны уважаться.

3) Свобода принятия решений ограничена как внутрен­ними, так и внешними факторами. Поведение людей огра­ничивается как реальными условиями группы, так и миром в целом.

2. Перенос и контрперенос

Психоаналитические понятия переноса и контрпереноса яв­ляются базовыми для групп ТЦВ. В группе ТЦВ перенос про­исходит, когда участник распространяет чувства, испытываемые им по отношению к какой-либо значимой личности, которая играла или играет важную роль в его личной жизни, на одного из членов группы или на ее руководителя. (Этот значимый не­кто может быть одним из родителей, супругом, любимым, учи­телем — обычно это человек из далекого прошлого.)

Контрперенос — это реакция руководителя группы на не­реалистические установки или ожидания членов группы.

Признаками наличия контрпереноса являются: необоснованна неприязнь к членам группы, неспособность к сочувствию им, чрезмерно эмоциональная реакция на их проблемы, излишняя симпатия к ним, защитная позиция, занимаемая по отношению к ним, безразличие, а также агрессивные ответные реакции на такое же отношение к себе86.

3. Тема

Тема — это центр, вокруг которого строится вся работа группы. Тема обеспечивает функциональную структуру группы при отсутствии составленной наперед повестки дня. Руководитель группы или вся группа выбирают тему, которая должна служить фокусом работы в группе и способствовать ее сплочению.

Одной из важных задач в группах ТЦВ является правильная и корректная формулировка темы. В теме должны использоваться личные местоимения, утвердительные предложения, они должны хорошо запоминаться и быть действительно проблемными. Желательно использовать такие формулировки, которые подчеркивают момент движения и развития (например,нельзя формулировать тему как «Проблема одиночества», эффективной в этом случае будет тема «Поиск выхода из оди­ночества»).

Правильно выбранные темы вызывают эмоциональный от­клик и интерес у всех членов группы и способствуют созданию специфической атмосферы обучения на основе живого опыта.

Зачастую выделяют следующие виды тем87:

Исследовательские темы помогают членам группы раз­вить межличностные отношения и открыть новые интересы (на­пример: «Узнаем других, раскрывая себя»).

Мобилизующие темы уточняют дилеммы, раскрывают неясности и обеспечивают готовность к работе. Пример такой темы: «Общими усилиями справимся с трудностями».

Темы-переживания подчеркивают необходимость осозна­ния актуальной ситуации («здесь и теперь»). Такие темы обычно используются в группах, состоящих из членов одного сообщества, клуба, семьи или учащихся одной школы, то есть в уже устоявшихся коллективах. Примерами тем переживания мо­гут быть: «Я и мы» или «Самостоятельность и взаимозависимость».

Экспериментальные темы акцентируют внимание на
повышении эффективности творческих подходов к решению своих проблем, что достигается обыгрыванием самых разнообразных новых идей (например «Поиск новых методов преподавания математики», «Поиск новых способов общения со своими детьми», «Чем я могу сейчас рискнуть»).

Оценочные темы используются, чтобы помочь членам группы бросить взгляд на свою жизнь, подвести итоги и наме­ти, цели. Примеры таких тем: «Я у себя дома (в школе, на работе)», «Откуда я пришел и куда я иду».

Динамический баланс

Кон (1970) предлагает следующее описание группы ТЦВ: Динамический баланс — это вписывание вершин треугольника «Я-Мы-Это» в круг «групповая среда».

При этом треугольник представляет создаваемую группой обстановку, тремя главными факторами которой являются:

1) личность, «Я»; вершина треугольника, обозначающая «Я»,
отражает автономность, личный опыт каждого члена группы в каждый данный момент времени;

2) группа, «Мы»; вершина, которая обозначает «Мы», отражает взаимозависимость людей и тот факт, что группа является целостностью, то есть представляет нечто большее, чем про­сто сумма составляющих ее индивидов, и живет своей собствен­ной жизнью;

3) тема, «Это»; в процессе темоцентрированного взаимодей­ствия каждый из членов группы осмысливает тему своим соб­ственным, неповторимым образом.

Окружность (круг, в который вписан треугольник) обо­значает условия проведения семинара: время, место, состав группы, программу, в рамках которой проводятся занятия, а также такие моменты, как «ценности и влияния» и «поли­тико-историческая» обстановка, в которой создана и работа­ет группа.

Методика ТЦВ придает равное значение всем трем верши­нам треугольника и отношениям между ними, но при этом учитывает круг.

Группы ТЦВ исходят из двух основных принципов:

1) сам себе голова. Этот постулат делает акцент на представ­лении о фундаментальной, хотя всегда ограниченной, автоно­мии членов группы и на ответственности каждого за свои дей­ствия и решения в группе;

2) приоритетность помех. Помехами являются любая
мысль или чувство, которые отвлекают индивида от полноцен­ного участия в работе группы, по причинам эмоционального характера. Это может быть какое-то внешнее обстоятельство, например понижение в должности на работе или ссора с супругом. Или это может быть внутригрупповое oбcтoятeльcтво, например неразрешенные эмоциональные проблемы, возник­шие между членами группы. Такая помеха имеет приоритет, и тот, кого она касается, должен выявить ее и разобраться с ней.

Обозначенные принципы работы обусловливают правила общения в группах ТЦВ.

Правила общения88

1) Говорить можно только от своего имени. Необходимо говорить только от первого лица и в единственном числе, чтобы подчеркнуть личную ответственность за свои мнения и чувства.

2) Вопросы должны сопровождаться утверждениями. Руководители побуждают членов группы высказывать свою точку зрения вместо того, чтобы задавать вопросы.

3) Уметь воздерживаться от личностных оценок. Интерпретирование поведения других вынуждает этих людей ста­новиться в защитную позицию.

4) Избегание обобщений. Руководители побуждают членов
группы высказываться конкретно и по существу темы.

5) Осознание субъективности своего восприятия других. Членам группы напоминают, что их мнения о других — это
только мнения и что никто не обладает монополией на истину.

6) Посторонние разговоры не должны игнорироваться. По­сторонние разговоры между двумя и более членами группы,
подобно помехам, имеют приоритет. Такие разговоры часто со­держат много важной для работы в группе информации и мо­гут быть проявлением заторможенности или враждебности от­дельных членов группы. Руководитель предлагает поделиться
содержанием разговора со всей группой, а его участники сами
решают, следовать ли этому предложению.

7) Говорить можно только по очереди. Когда двое или бо­лее членов группы говорят одновременно, это способствует ра­зобщению группы. Если двое или более человек захотели заго­ворить одновременно, надо дать им возможность самостоятель­но договориться об очередности.

8) Искренность и избирательность. Разговоры должны
быть откровенными и в то же время избирательными: откро­енными в смысле правдивости и искренности, а избиратель­ными в том смысле, что не всем следует делиться с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: