double arrow

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автор термина — М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социаль­ное общение, группы интенсивного общения и т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребимым и наиболее устоявшимся термином. Нужно подчеркнуть, что это понятие является чрезвычайно широким, соответственно, им обозначают большое количество самых разнообразных методов.

Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позво4 ляющим решать широкий круг задач в области компетентнос­ти в общении.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением Щ поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным прин­ципам социально-психологического тренинга относят120:

качественные изменения процессов общения в группе; активную позицию участника тренинга; ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);

персонификацию высказываний; намеренную межличностную обратную связь; высокую степень включенности эмоциональной сферы частников.

Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков
бщения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение тех­ники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — «шшшуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчи-кк-ть — соглашательство, т.е. выработка собственных страте­гий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образова­ний, решение личностных экзистенциальных проблем.

И зависимости от специфики задачи социально-психологический тренинг может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специаль­ных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например
риимитие способности адекватно воспринимать себя и других, мобилизировать ситуации группового взаимодействия.

Основные характеристики тренинга121

1. Высокая степень неопределенности. В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.

2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает ин­тенсивный контакт между участниками.

3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат»
во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники.

4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосфера на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание.

5. Встречная активность участников. Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, та из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной
информации («психологических открытий»).

6. «Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга. Все эти элементы должны быть
сбалансированны и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.

Выделяют 5 основных этапов развития группы СПТ122:

1) вступление; цель — создание установок на участие, активность, необычность, доверие к психологу;

2) игровое общение; цель — создание атмосферы психологической безопасности, общего «Мы»;

3) конфронтация; цель — помощь во внутренней перестройке участников и выражении негативных состояний;

4) личностное общение; цель — помощь в создании «откры­того» общения участников тренинга;

5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель — закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.

Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа123:

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия
и'мхологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие этап ы:

—определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;

—круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор инфоормации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;

—упорядочение информации и ее обсуждение;

—обоснование альтернатив и совместная их оценка;

—подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;

— сопоставление целей занятия с полученным результатом;

— снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: