Т-группы

Движению Т-групп положили начало исследования выда­ющегося социального психолога 30-х годов Курта Левина. Ле­нин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в груп-поиом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. К. Ле­вин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздейству­ют друг на друга. Группы быстро приобрели популярность как ионий эффективный метод обучения, и основными задачами Групп тренинга, или групп тренинга базовых умений, было обучение участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в труд­ных ситуациях107.

К основным целям Т-групп можно отнести следующие: I) развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личнос­тном уровне; 2) понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размеры Группы и членство); 3) постижение межличностных отноше­ний в группе, например совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими;

4) овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем, например разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Обращаясь к основным понятиям Т-групп нужно отметить, что к ним прежде всего относится понятие «обучающая лаборатория». При этом акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. К. Рудестам отмечает, что член группы является одновременно и участником, которым может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных108.

Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возмож­ность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке, достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Заня­тия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабора­торного тренинга. Остальное расписание может включать лек­ции, дающие информацию о групповых умениях и групповых! процессах, и встречи в более широком кругу.

Специфика Т-групп заключается в том, что участники в течение ограниченного периода времени должны создать социальную организацию и поддерживать ее развитие. Цели довольно общие и неопределенные. Таким образом, отказ от четкой структуры и плана заставляет участников полагаться на себя и развивать собственные возможности.

Основным для Т-группы является обучение процессам, про­исходящим в группе по мере ее развития и изменения.

Большое внимание в Т-группах уделяется еще одному поня­тию — «обучения тому, как учиться».

Обучение тому, как учиться, опирается на учебный цикл, состоящий из представления самого себяобратной связи -А экспериментирования.

Представление самого себя. На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свое восприятия действия, что и называется представлением самого себя.

Способом описания представления самого себя и соучастия других в этом процессе восприятия и познания является ис­пользование простой модели раскрытий, названной «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Л афта и Гарри Инграма109.

В соответствии с этой моделью можно представить, что каж­дый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности:

1. «Арена» охватывает общие знания, те аспекты содержа­ния (своего) «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое для меня и для других).

2. «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене (открытое для меня, но закрытое для других).

3. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас,
и мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других).

4. «Неизвестное» — это то, что скрыто и от нас, и от дру­гих, включая скрытые потенциальные возможности развития (скрырытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

«Окно Джогари» показывает, что открытость во взаимоот­ношениях помогает решению групповых и индивидуальных проблем и что расширять контакты — значит увеличивать «Арену». Когда участники группы встречаются впервые, «Арена» Амнает небольшой; с развитием отношений взаимопомощи раскрывает доверие к партнерам, развивается способность быть самим с собой в контактах с окружающими. Степень раскрытия, кото­рую группа может себе позволить, зависит от уровня доверия, существующего в группе.

Обратная связь110. Второй элемент учебного цикла — эффек­тное использование обратной связи, полученной от группы.

Те участники, которые хотят расширить самосознание, мог ут получить обратную связь об особенностях своего поведения. Хотя обратная связь осуществляется во всех межличностных взаимодействиях, в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.

Обратная связь в атмосфере взаимной заботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и исправлять Heaдекватное поведение, дает информацию о «слепых пятнах». Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникам; точнее принимать и понимать получаемую информацию.

В Т-группах обращается внимание клиентов на развития навыков эффективной обратной связи.

• Важно, чтобы предоставляющий обратную связь делал это в момент наблюдения поведения, а не по прошествии времени, когда партнер сможет применить психологическую самозащиту и информация станет менее релевантной.

• Полезная обратная связь должна являться выражением
эмоциональных реакций на поведение участника, а не критикой и оценкой его поведения. Другими словами, предоставляемая участниками обратная связь обнаруживает скорее их собственные эмоциональные переживания, чем желание обвинить
другого.

• Обратная связь наиболее полезна, когда она репрезентативна и исходит от большинства участников. Когда обратная связь предлагается несколькими членами группы, она обычно более достоверна и может оказать большее влияние на поведе­ние других участников, чем реакция одного участника.

• Обратная связь может быть оптимально воспринята участником, который внимательно слушает и затем излагает услышанное своими словами (парафраз). Учитывая восприятие других, он может лучше научиться видеть, как другие участники группы реагировали на его сообщение, в то же время сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него того хочет.

Экспериментирование111. Третий важный элемент учебно­го цикла — экспериментирование в группе — основан на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учаться использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как


 

гарантирует, что участник будет чувствовать себя более ком­фортно при использовании вновь приобретенных умений. Конечной стадией учебного процесса является применение полу­ченных знаний в реальной жизни: в промышленности, образовании, семье.

В рамках Т-групп как обучающей лаборатории большое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

Коммуникативные умения, развиваемые в Т-группе, вклю­чают:

 

• описание поведения,

• коммуникацию чувств,

• активное слушание,

• обратную связь,

• конфронтацию.

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им Мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Первый шаг в развитии способности высказываться в описательном ключе, а не в форме оценок — улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Вцелом, обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает Ишшеныную психологическую самозащиту партнера и наибольшее желание понять и изменить поведение.

Коммуникация чувств включает ясное по возможности созерцание о внутреннем состоянии. Так как чувства могут выражаться посредством телодвижений, действий и слов, легко ошибиться относительно эмоционального состояния партнера. Члены группы должны помочь участникам передавать сообще­ния таким образом, чтобы их чувства были правильно поняты другими с целью вызвать содержательные ответы.

Активное слушание включает принятие человеком ответствен­ности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения.

Ведущим среди этих умений является точное эмпатическое понимание, которое объединяет способность слушать и передавать услышанное другому человеку. Точное эмпатическое понимание включает процессы адекватного представления и коммуникации112. Правильно представить — значит вос­принять, что происходит внутри другого человека, что он переживает, идя дальше идентификации содержания вербального сообщения с целью уловить его значение и смысл. Эмпатически общаться — значит убедить других в своем понима­нии как их чувств, так и поведения и опыта, лежащих в осно­ве этих чувств.

Конфронтация — наиболее сильно действующая форма ком­муникации, в которой заложены как возможности личностного роста, так и возможности причинения вреда. Можно предположить, что общение в форме конфронтации происходит, когда действия одного человека направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое меж личностное поведение. При умелом использовании конфронтация помогает людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его.

4.2.2. Группы, тренинга умений

Группы тренинга умений основываются на бихевиоризме и бихевиоральной (поведенческой) терапии, что делает их в высокой степени структурированными и систематизированными. Целью групп тренинга умений является выработка нужных внешних форм поведения. К числу таких умений относятся те, которые помогают избавиться от состояния тревоги, страха, помогают справляться с чрезмерными эмоциональными возбуждениями, а также умения, необходимые для профессионала ной деятельности, для принятия решений и выполнения родительских функций, для ведения переговоров и дискуссий.

Большинство поведенческих групп характеризуются директивностью и структурированностью в использовании поведенческих методик, а также ограничениями спонтанных группой вых процессов. Поскольку поведенческие проблемы, как правило, связаны со взаимодействием с другими людьми, в груп­пах тренинга умений эффективно используется разнообразным опыт членов группы и широкая система поддержки для обучения жизненным умениям.

Выделяют в зависимости от структуры групповых занятий четыре типа групп уверенности в себе: 1) группы, организованные вокруг серии специфических упражнений ролевой игры; 2) группы, в которых каждое занятие посвящено определенной теме, например научению тому, как осуществить конструктивную критику; 3) группы, объединяющие ролевую игру со множеством других процедур, таких как расширение самосознания, тренинг родительской эффективности, тренинг борьбы и справедливость, тренинг разрешения конфликтов; 4) относительно неструктурированные группы, проводимые в соответ­ствии с текущими потребностями конкретных участников113. Группа тренинга умения включает в себя такие компоненты, кик: учебная модель, постановка цели, измерение и оценка11*. Учебная модель. Группа тренинга умений занимает проме­жуточное положение между учебной и психокоррекционной Группами. Члены группы рассматриваются как лица, пожелавшие приобрести определенные умения, навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить имеющиеся личност­ные недостатки.

Постановка цели. Целью группы тренинга умений является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Такая группа является своего рода лабораторией для формирования и построения нормальных жизненных умений. К основным видам жизненных умений, которым обучают в группе, относятся: выяснение межличностных чувств — осознание и коммуникация чувств, восприятий и желаний, связанных со взаимоотношениями; эмпатический ответ — полное понимание и передача этого понимания собеседнику; переключение образа действияия — адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу; содействие (фасилитация) — Мучение тому, как эффективно учить других вышеупомяну­тым умениям.

Измерение и оценка. Задачи группы тренинга умений обычно сводятся к решению двух основных проблем: избыток чего-то (много курит, много спорит, излишне эмоционален); недостаток чего-то (недостаток контакта, уверенности в себе и т.д.). Эти проблемы (и связанные с ними поведение, эмоциональные реакции) могут оцениваться и измеряться в количественном отношении (в шкалах, баллах, физиологических показателях и т.д.). Членов группы поощряют учиться самонаблюдению и щмшсмвать данные о себе. Ответы подсчитываются, хрономеруются или оцениваются, а для их объективного анализа используются шкалы и контрольные перечни.

Техника тренинга умений многообразна и сложна так же, К многообразны и сложны методы воспитания и обучения. Набор конкретных методик определяется поставленной целью: коррекция поведения, тренинг уверенности в себе, купирование эмоциональных аффектов и т.д. — и теми методами, пс средством которых эта цель достигается.

Среди различных групп тренинга умений в настоящее время наиболее распространены группы тренинга уверенности в себе или тренинга ассертивного поведения. Поэтому рассмот­рим основные элементы техники тренинга умений на модели этой группы. К ним относятся: оценка уверенности в себе, репетиция поведения, релаксационный тренинг, перестройка убеждений, домашняя работа™.

1. Оценка уверенности в себе. Быть уверенным в себе – это значит уметь определять и выражать свои желания и потребности. Уверенное поведение выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Для того чтобы
быть уверенным в себе, нужно знать свои права, быть уверенным, что в борьбе за свои права общество тебя поддержит: право быть одному, право быть независимым, право на успех, правоыть выслушанным и принятым всерьез, право получать то, за что платишь, право иметь права (например, право вести себя в манере уверенного в себе человека), право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом беспричинно виноватым или эгоистичным, право просить то, чего хочешь, право делать ошибки и быть ответственным за них, право быть напористым.

2. Репетиция поведения. Репетиция поведения — основная методика в группе тренинга уверенности в себе, состоящая
из ролевого проигрывания сложных ситуаций, которые в свое
время создали или могут создать определенные сложности для члена группы. Цель ролевой игры в группе тренинга умений - это выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в той или иной сложной ситуация. Ключевыми ком­понентами методики репетиции поведения являются модели рование, инструктаж и подкрепление.

Моделирование — формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгранной им ситуации.

Инструктаж — вмешательство руководителя группы, который помогает участникам группы посредством советов, обратной связи, поддержки пракитически оптимального выходя из трудной ситуации.

Подкрепление — поощрение или наказание, стимулиру­ющее правильное поведение участников группы в разыгры­ваемой ситуации. Лучшей формой поощрения и наказания лиляется одобрение или неодобрение той или иной формы поведения, активного участника всей группой или ее руко­водителем.

Методика репетиций поведения может быть условна разделена на следующие этапы:

—постановка задачи, т.е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и тренаже;

—инструктаж и обучение участников исполнению сцены (Запланированной ситуации;

—разыгрывание ситуации;

—моделирование желательного поведения;

—отработка оптимального поведения в течение всего занятия;

— получение обратной связи — поведение активных участников разыгрываемой сцены после занятия обсуждают осталь­ные участники группы.

3. Релаксационный тренинг. Участников группы обучают методу релаксации. Метод может применяться самостоятельно для снятия эмоционального напряжения, тревоги, возникающих в сложной ситуации. Но в группе тренинга уверенности в себе все чаще применяется в сочетании с методом систематической десенсибилизации. Участникам предлагают закрыть глаза и мысленно представить себе ситуацию, вызывающую у них страх и тревогу. Как только эмоциональное напряжение, вызванное Представлением, достигнет высокого предела, участникам предлаг ают прекратить мысленное представление и расслабиться. Расслабление приносит успокоение.

Важным этапом релаксационного тренинга является пере­кос его из лабораторных условий группы в повседневную жизнь.

Домашняя работа. Одной из проблем поведенческой терапии является проблема переноса полученных в группе нов ых поведенческих навыков в повседневную жизнь. Клиенту предлагают вести дневник, где бы он записывал ситуации, при решении которых он испытывает затруднение. В дальнейшем эти ситуации могут проигрываться в группе. Кроме того, участник получает домашнее задание, выполняякоторое он может только участвуя в какой-то конкретной ситуации, вызывающей у него страх или неуверенность в себе. На последующем занятии этот участник должен рассказать группе своем поведении при выполнении домашнего задания. Если задание, по мнению руководителя, выполнено неправильно, его нужно еще раз проиграть в группе, смоделировав при этом оптимальный вариант ситуации.

5. Дополнительные методики. Руководители групп используют ряд специфических методик, уникальных для тренинга уверенности в себе. Например, методика «испорченная пластинка — отстаивание своей позиции, несмотря на давление и критику со стороны других, добивающихся уступки или компромисса., не прибегая к обороне или объяснениям, участники могут повторять свои требования или отстаивать свою точку зрения.

Еще одной методикой является методика «наведения тумана», предложенная М. Смитом. Применяется она в ситуациях, когда рекомендуется дать пассивный ответ на настойчивую критику или придирки. Участник, играющий роль «наводящего туман», признает правильность высказываемых ему претензий, но в то же время прямо не касается вопроса и не соглашается полностью с критикующим. (Например, когда мать говорит: «Ты никогда не знаешь, как одеться со вкусом», участи ник может ответить: «Может быть, ты права, мама, я не очень знаю, как одеваться модно». Дальше мать продолжает: «Когда ребята видят тебя, держу пари, они думают, что ты бродяга» - участник отвечает: «Может быть, ты и права».) Сложность этой методики заключается в том, что, хотя она может предотвратить конфликт, это, в основном, манипулирующая и неискренняя коммуникация, ничего не дающая для улучшения дальнейших взаимоотношений между людьми116.

Группы тренинга умений не ограничиваются тренингов уверенности в себе. Он используется для тренинга правильным взаимоотношений в семье, особенно с целью нормализации взаимоотношений родителей с детьми, для контроля за эмоциями, за нормализацией интимных отношений. Группа тренинга способствует осознанию, нормализации поведения и более адекватной самооценки личности.

4.2.3. Тренинг самоутверждения'17

Один из методов поведенческой психокоррекции, близки к тренингу уверенности в себе, — тренинг самоутверждения Возник тренинг самоутверждения на базе условно-рефлекторно терапии Селтера. В основе этого метода лежит предположение о том, что у неуверенных в себе индивидов заторможенность возникает в процессе научения, когда их наказывают за нежелательное неадаптивное поведение.

Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе обычно производится на ранних стадиях развития группы. Быть уверенным в себе — значит уметь определять и выражать свои желания, потребности, любовь, раздражение, критику.

Клиенту предлагается111:

1. Составить подробный список социальных ситуаций, при которых он испытывает страх или проявляет недостаточную уверенность в себе.

2. Разработать программу, в которой упражнения разделяясь бы по степени трудности. Хорошо бы составить картотеку, чтобы ситуации были записаны на отдельных карточках. В дальнейшем наметить несколько вариантов возможного разреше­ния ситуации.

3. В каждой ситуации определить одну или несколько альтернативных поведенческих реакций, которые отражают обдуманную уверенность в себе и с помощью которых можно пре­одолеть страх. Обсудить предложение с тренером.

4. Упражняться в новых способах поведения, которых ранее
не было в поведенческом репертуаре и которые прорабатывают­ся мысленно.

5. Повторять запланированные начинания в изменении поведения по степени трудности. Поделить роль с одним из партнеров или тренироваться перед зеркалом. Реакции, которые не шикали до сих пор, необходимо закрепить, прочувствовать, тем перенести в критическую ситуацию. Не застревать на определенном поведении. Существует можность прореагировать агрессивно в критической ситуации несколько отличной от ситуации моделирования.

7. Справляться с эпизодами страха или тревоги при социальных контактах: обучение релаксации, самоинструкции. Попросить партнеров рассказать о производимых впечатлени­ях, особое внимание обращать на невербальное поведение.

8. Сознательно рассматривать отдельные ситуации из постоянно упражняться на практике, не приступать к другимситуации, пока не приобретен навык в разрешении предыдущ их. в. Постоянно закреплять успех через повторение.

Тренинг самоутверждения разделяется на две ступени119:

1. Работа в среде (просьба, требование, отказ при столкнове­нии со сложными ситуациями на улице, в магазине и т.д.).

2. Защита себя (уверенное «да», «нет» авторитетному лицу, отстаивание собственной точки зрения, критика своего начала ника).

Заключительный этап тренинга — обучение защите от агрессии других. Уверенное поведение ведет к повышению самооценки. Уверенные ответы составляют один из вариантов коммуникаций, которые помогают участникам в достижении взрослого поведения и самоактуализации.

Тренинг самоутверждения используется для подростков с различными нарушениями поведения, а также для людей с эмоциональными нарушениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: